q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

…Музыка постепенно стихает, свет в зеле гаснет. Узкий луч прожекторе прочерчивает его насквозь, и не экране возникают кадры известного и любимого всеми кинофильма «Человек с ружьем»: в узком коридоре Смольного беседуют двое — солдат с чайником в руке и невысокий человек, чье лицо знакомо теперь и дорого каждому. Но солдат в обмотках только позже узнает, что говорил он — вот так неторопливо и запросто — с Владимиром Ильичом Лениным.

Темнеет экран, сцену ярко освещают прожекторы, и ведущий представляет всем присутствующим ветерана Коммунистической партии К. П. Синозерского. В грозовые октябрьские дни 1917 года он состоял в охране Смольного. Этот факт его личной биографии, конечно трансформированный и обобщенный художником, лег в основу пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». Люди слушают рассказ человека, лично знавшего Ленина.

Я привела сейчас в качестве примера только эпизод одного из серии вечеров брянского Дворца культуры железнодорожников, которую мы назвали «Вечный огонь революции». На этих вечерах брянские железнодорожники встречаются с участниками революции, гражданской и Отечественной войн, делегатами первых съездов Советов, участниками великих строек социализма, героями сегодняшнего дня. В подготовке и проведении вечеров цикла «Вечный огонь революции» большую помощь оказывают Дворцу сотрудники Центрального музея Революции СССР, с которым райпрофсож Брянского отделения Московской железной дороги заключил договор о творческом содружестве в юбилейном году. Тематические вечера-встречи этого цикла стали стержнем всей работы Дворца культуры железнодорожников, объединив в единую комплексную программу все мероприятия нашей октябрьской афиши — вечера участников юбилейного социалистического соревнования «Впередсмотрящие», выпуски устного журнала «Панорама», «Октябрьский кинолекторий», занятия факультета коммунистического воспитания народного университета и выступления коллективов художественной самодеятельности. Эта программа — наш рабочий план участия во Всесоюзном смотре профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, посвященном 60-летию Октября. Думаю, что у нас есть предпосылки для успешного участия в смотре. Это и активная поддержка партийных и профсоюзных организаций и авторитет, который сумел завоевать Дворец у своих посетителей, и дружная, слаженная работа клубного коллектива.

Каково конкретное содержание этих предпосылок? Расскажу об этом поподробнее.

Около десяти лет назад предприятия Брянского железнодорожного узла начали борьбу за звание предприятий высокой культуры производства. Это было очень важное движение, потому что с ростом культуры производства и пришли впоследствии все успехи.

Я хорошо помню то необычное ощущение, которое испытала, побывав первый раз в локомотивном депо станции Брянск-II: стоят огромные махины — тепловозы, электровозы, снуют электрокары, над головой проплывают гигантские стрелы мощных подъемных кранов, глаза слепят вспышки электросварки, шум, грохот… а пол такой чистоты, какую не всегда встретишь и в квартире хорошей хозяйки. Рост культуры производства оказался самым тесным образом связанным и с повышением производительности труда, и с совершенствованием технологии, и с настроением каждого рабочего. Для того чтобы закрепить, сделать гласными успехи, которые были достигнуты в ходе этого движения, привлечь внимание к нерешенным вопросам, наш Дворец культуры по предложению райпрофсожа начал проводить вечера, получившие название «Дорожи честью коллективам.

Сначала мы проводили их как яркие, торжественные праздники трудовых побед. А потом на одной из производственных конференций председатель райпрофсожа В. Я. Столовицкий сказал: «Мы умеем очень хорошо праздновать победы, давайте теперь научимся говорить в клубе и о проблемах». Могу уверенно утверждать, что мы этому научились. И когда, разрабатывая планы подготовки к 60-летию Великого Октября, мы думали о том, каким конкретным целям должны быть подчинены клубные вечера, то решили, что главным их содержанием должна стать борьба железнодорожников за выполнение юбилейных обязательств. Встречаемся ли мы с ветеранами, отдаем ли дань уважения победителям, рассказываем ли о достигнутых рубежах, — мы все равно сводим разговор к одному конкретному вопросу: как каждый рабочий, специалист, служащий в своем повседневном труде, в каждодневной своей жизни на деле следует вечным идеалом и традициям’ революции. Потому и главные наши юбилейные вечера мы назвали торжественно и обобщенно — «Вечный огонь революции».

Вот конкретный пример. На одном из вечеров коллектива вагонного депо ведущий вдруг говорит: «Много теплых слов благодарности услышали вы, товарищи, в свой адрес. В успехах сомневаться не приходится. Но сегодня на празднике, именно на празднике, поговорив о победах, давайте сделаем и другое — поговорим о том, что нам не удается, что мешает. Неуспокоенность, прямой открытый разговор о недостатках — это ведь тоже искра «вечного огня революции», традиция большевиков, которая родилась по инициативе Ленина…

Казалось бы, такой торжественный вечер — «Вечный огонь революции», а мы об острых углах заговорили. Но ведь юбилей — это не только подведение итогов, это особенно напряженный поиск резервов, это бросок вперед.

И вот помощники ведущего вышли в зал с микрофонами и стали брать интервью у рабочих. В частности, в двух разных углах зала сидели бригадиры двух бригад слесарей с одного участка — отстающей и передовой. И мы обратились к ним с вопросами. Вначале бригадиры, естественно, засмущались. А потом пошел такой откровенный разговор! Бригадир отстающей бригады высказал свои обиды: «Вот, — говорит, — те, кто в передовики вышли, завоевали себе имя, приходят к руководству, им все тут же дают: и материалы, и инструменты, и новую технику. А нам ничего не дают». Тогда ведущий обращается к начальнику депо и спрашивает: «Почему новая техника выделяется только передовой бригаде?» Начальник депо поднимается и отвечает: «Вы ведь тоже должны нас, товарищи, понять: пока мы еще не можем обеспечить всех сразу новой техникой, мы даем ее в первую очередь туда, где, знаем, что от нее будет максимальная отдача. А что получится, если мы отдадим ее отстающей бригаде? Ведь там, прямо скажу, не налажена дисциплина, есть прогулы. Значит, техника будет простаивать…» Следующий вопрос — профсоюзному комитету: какие меры принимаются, чтобы помочь отстающим, наладить работу?.. Вот так начался деловой разговор о текущих производственных делах — прямой, как говорится , при всем честном народе. В него включились и наши гости — ветераны.

Как бы им был насыщен клубный вечер эмоциональными режиссерскими приемами, какими бы художественными заставками мы его ни украшали, история будет отблескивать хрестоматийным глянцем, если ее не увязать с нашими горячими буднями. Обращение к главному, коренному интересу рабочего — его производственным делам — превращает вечер именно в клубный, из театрализованного действия, приобщающего людей к истории, он перерастает в трибуну общественного мнения, не только рассказывает и показывает, но и организует действия людей.

Ни один из вечеров октябрьского цикла не проходит у нас в отрыве от темы дня. Так, вечер встречи с ветеранами партии, приехавшими к нам в гости из Москвы, проходил накануне «красной субботы». И мы, естественно, повернули разговор таким образом, чтобы была затронута тема первых революционных субботников. А потом как-то стихийно получилось так, что стали выходить представители предприятий, рабочие и брать обязательства на «красную субботу». Вот так клубный вечер-встреча перерос в живой, убедительный факт верности наших современников традициям первых лет Советской власти.

Уверена, что именно актуальность, злободневность вечеров «Вечный огонь революции» наряду с другими компонентами, возможностью встретиться с интересными людьми, посмотреть уникальные выставки, которые привозят каждый раз сотрудники Центрального музея Революции СССР, наряду с высоким качеством режиссуры, иллюстративных материалов, музыкального оформления позволили Дворцу завоевать авторитет у железнодорожников.

Дворец не мог бы успешно проводить свои мероприятия октябрьской афиши без самой активной поддержки руководителей Брянского железнодорожного узла, партийных и профсоюзных организаций. А такая поддержка также основана на авторитете Дворца, уверенности в его возможностях.

Приведу самый простой пример. Дворец регулярно проводит клубные дни и клубные недели на производстве. Эти клубные программы в цехах и на участках стали популярны. Поэтому если наш работник звонит, к примеру, начальнику локомотивного депо Г. Н. Карликову и говорит: «У вас скоро клубная неделя, разрешите принять участие в рабочей планерке»,— так не только такое разрешение дается, но и обставляется самым деловым и серьезным образом. «Товарищи,—обращается Карликов к руководителям производств — участникам планерки,— у нас сегодня присутствуют представители Дворца культуры. Доставайте свои блокноты и записывайте, какую помощь необходимо будет оказать и что сделать…» Естественно, что после этого самый занятый человек найдет для нас время и поможет собрать материал для вечера, оформить помещение, помочь в организации репетиций. Кстати, во время этих клубных дней и недель мы широко информируем рабочих о всех мероприятиях Дворца, включенных в нашу октябрьскую афишу.

Далее, мы часто приглашаем на роль ведущих наших вечеров партийных и профсоюзных работников. Так, ведущими тематических вечеров-встреч «Великий подвиг», посвященных В. И. Ленину, «Друг и соратник Ильича — Н. К. Крупская», «Депутаты России», «Жизнь как факел» были секретари Фокинского райкома КПСС А. В. Шиликов, Т. А. Подстригич, Л. С. Никитин, секретарь Володарского райкома КПСС Л. В. Белокопытова, несколько вечеров вел председатель райпрофсожа В. Я. Столовицкий. Это повышает общественно- политическую значимость наших вечеров. А кроме того, рабочие получают возможность встретиться с руководителями в неофициальной обстановке, непосредственно общаться с ними в процессе клубного вечера.

Активное, заинтересованное отношение хозяйственных руководителей и общественных организаций к работе Дворца позволяет нам расширить поле деятельности: мы организуем встречи гостей Дворца — и приезжающих из Москвы, и наших земляков — в цехах и в производственных красных уголках, в школах, общежитиях. Эти выступления и встречи ветеранов с рабочими, кстати, дают нам возможность лучше узнать гостей, точнее определить самое ценное и интересное из их воспоминаний уже непосредственно для вечера в большом зале Дворца.

Третье условие, без которого невозможно было бы вести ТРУДНУЮ и многообразную работу по подготовке и проведению октябрьских мероприятий Дворца — сплоченность и взаимопомощь всех его работников и активистов. Ведь все вечера мы проводим по сложнейшим цвето- и звукопартитурам, в них участвуют и многочисленные гости, и крупные самодеятельные коллективы, используются кинофрагменты и цветные слайды, сложные театрально-постановочные приемы, звуковые, радио- и фотосветовые газеты. Осуществить такое ни одному, ни двум, ни трем сотрудникам было бы не под силу. И вот директор нашего Дворца В. И. Антонов, человек, к которому сходятся все нити организационной подготовки вечеров, во время самого вечера может стать самым рядовым помощником режиссера и следить, предположим, за точностью звукового оформления. Г. А. Галкина, заведующая культурно-массовым отделом, отвечает за сбор фактического материала, за работу с героями вечера, проводит репетиции, является одной из основных клубных ведущих. Оля Якимчук, исполняющая обязанности директора народного музея Брянского отделения Московской железной дороги, руководит группой «Поиск». И каких же интересных местных героев находит она и ее помощники для каждого вечера, какие любопытные материалы и документы! А совет народного музея готовит прекрасные тематические выставки. Невозможно было бы писать сценарии и без помощи заведующей библиотекой райпрофсожа руководителя библиотечного клубного актива М. Ф. Шрамковой. К каждому выпуску ей приходится перебирать массу литературного материала, подбирать специальную книжную экспозицию. А энтузиаст клубной работы музыкальный оформитель всех вечеров радист И. С. Анашкин готовит все радиогазеты и радиожурналы, создает необходимый настрой в фойе перед началом встреч в зале.

Можно было бы назвать еще многих сотрудников Дворца, клубных активистов, руководителей наших самодеятельных коллективов и кружков, которые становятся самыми активными участниками и помощниками сценариста и режиссера в подготовке и ходе вечера. Но вот какие две детали мне бы хотелось еще особо отметить: такая единая и сплоченная работа Помогает нам решать и репертуарные вопросы и проблему активизации зрительного зала. Что я имею в виду?

При Дворце культуры сейчас действуют 23 коллектива художественной самодеятельности. Одиннадцать из них родилось во время Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Это произошло не случайно: активизация, оживление клубной работы повлекло за собой и необходимость в создании новых ансамблей, студий, театров. И теперь наши собственные коллективы полностью обеспечивают все наши октябрьские вечера соответствующим художественным материалом. Более того, не приходится готовить специально какие-нибудь песенные, танцевальные или сценические номера: все необходимое уже есть в репертуаре и нашего театра песни «Красная гвоздика», и вокально-инструментального ансамбля «Стожары», и эстрадного вокального коллектива «Лесная песня», и народного театра юного зрителя «Романтик», и ансамбля эстрадного танца, и даже самодеятельной студии «Цирк на сцене». В оформлении же вечеров мы не могли бы обойтись без участия членов изостудии Дворца и фотолюбителей. А собственная любительская киностудия помогла создать уже целую кинолетопись жизни Брянского железнодорожного узла. Эти киноматериалы становятся настоящим «гвоздем» некоторых наших вечеров.

А теперь посмотрите: при подготовке одного только вечера авторы сценария, будущие его ведущие встречаются с десятками людей, записывают на магнитофон их интервью, которые потом прозвучат на сцене; десятки людей записываются для специальной клубной радиогазеты, которая потом будет звучать в фойе; кого-то снимают для вечера фотографы-любители, кто-то попадает в кинокадры… То есть, еще в процессе подготовки вечера в нем оказываются заинтересованными уже многие и многие люди. Ну как же тут не прийти на него, не привести с собой семью, друзей, не явиться во Дворец всей бригадой или участком!

Конечно, никакое это не открытие, но чем больше людей сразу же включаются в подготовку вечера, тем больше гарантий его успеха —ведь он станет своим для сотен людей. Во всяком случае, проблема, придут во Дворец посетители или нет, не стоит перед нами. Мы уверены: на всех вечерах октябрьской афиши Дворца культуры зал всегда будет полон.

Таков эффект комплексного осуществления нашей программы участия в юбилейном смотре профсоюзных клубов.

Р. Сенчукова, художественный руководитель Брянского дворца культуры железнодорожников им. В. И. Ленина

Клуб и художественная самодеятельность. 1977. №13. С. 8 – 9