q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

В Брянске негде купить сувенир, так сказать, местного значения, говорящий что-то о самом Брянске. Хотелось бы пожелать, чтобы в этом году был налажен выпуск таких сувениров и они продавались бы всюду. Его хочет купить и приезжий, и житель Брянска в подарок кому-то, на память о своем родном городе.

БЫЧКОВА, жительница Брянска.

В Советском районе Брянска (возле стадиона) имеется специализированный магазин «Сувенир». Место для него выбрано удачно: в самом центре, рядом — Художественный музей, стадион, парк культуры, две гостиницы. Туристы, многие приезжие проходят по бульвару Гагарина и не могут не заметить магазинную вывеску.

И, конечно же, заглянут в магазин. Что же увидят они в его витринах? Очень много всевозможных вещей и вещичек. Например, курительные трубки, очки, градусники, бусы, пудреницы, игральные карты отечественного и зарубежного изготовления и прочее в том же роде. Все это бывает нужно, и покупатели находятся, но где же то, что называется не просто вещью, а именно сувениром? Сувениром не вообще, а непременно брянским, отражающим нечто из того, чем примечательна Брянщина?

Посетителям предлагаются две репродукции на полированном дерева. Изготовила их Брянская фабрика клавишных инструментов. Картины, с которых сделаны репродукции, великолепны и очень популярны. Но беда в том, что типично брянского в них ничего нет и написаны они не брянскими художниками: это — «Грачи прилетели» Саврасова и «Охотники на привале» Перова. Так что брянского сувенира не получилось.

Среди других витрин есть одна, которая обнадеживающе извещает, что здесь выставлены брянские сувениры. Что же там? Два изделия Брасовского станкостроительного завода из оргстекла, посвященные известным архитектурным сооружениям. Но опять же не нашим местным. Понятно, что большим спросом эти изделия не пользуются: скажем, сувенир о Москве лучше всего и купить в Москве и московского, а не брасовского изготовления.

Без покупки ушла из магазина «Сувенир» наслуженная артистка РСФСР Татьяна Ефимовна Силина. Она, оказывается, хотела приобрести что-нибудь из дерева — хорошего, красивого рисунка. Чтобы сувенир был обязательно на какую-то брянскую тему и в нем чувствовалась бы рука мастера, рука народного умельца. Ничего желаемого ей в магазине предложить не могли, нет такого.

Поделки из дерева имеются. И не привозные, а свои. Например, пепельницы, ложки. Как пепельницы и ложки их для бытового употребления и могут купить, в сувениры же Брянщины они никак не годятся, такое могут предложить во всяком другом месте. Есть, правда, местного же производства, и такие предметы: «Грибки на пне», «Лесная поляна» (грибки вокруг пня). Они, поскольку Брянская область считается лесной, вроде бы несут в себе хоть что-то от ее колорита, но уж больно примитивны, рук умельца в них как раз и не видно.

Заведующая магазином Галина Николаевна Газукина, не вдаваясь в долгие разговоры, сказала коротко и ясно: «Брянских сувениров у нас нет». А спрос на них есть, и немалый. Были в магазине сувенир с изображением Свенского монастыря, «Мадонна с ребенком» —. чеканка (медь) с деревянной скульптуры в Парке-музее имени А. К. Толстого, которую давно уже окрестили «Брянской мадонной». Так их уже нет в продаже — раскупили. Посетители магазина спрашивают: почему бы не делать сувениры на такие сюжеты, как «Площадь партизан», «Курган Бессмертия», «Партизанская поляна» и т. п. Такой сувенир, действительно, оставался бы на память о Брянщине. Удивляются, что нет ни единого сувенирного изделия Дятьковского хрустального завода, а возможностей их изготовления у него сколько угодно.

Возникает вопрос: почему же нет брянского сувенира?

Разумеется, ни галантерейные магазины, ни магазин «Сувенир» в этом нисколько не повинны. Что они могут поделать? Принять предлагаемый товар и торговать им. Еще сообщить на базу — что пользуется спросом, а что залеживается. Они и делают это. Товары поставляет им база «Росгалантерея». Но, как выяснилось из разговора с товароведом Н. А. Рассказовой и заместителем управляющего В. П. Богомоловой, база тоже играет здесь пассивную роль: она дает магазинам то, что уже изготовляют и могут прислать по ее заявкам предприятия. Своими заявками база, учитывая реальный спрос, может отчасти регулировать лишь объем того или иного из освоенных сувениров, но не в состоянии влиять на расширение их ассортимента, на то, чтобы изготавливалось наиболее ходкое и требуемое покупателем.

Появление в магазине какого-либо нового сувенира происходит стихийно. Вздумается предприятию изготовить что-нибудь новенькое и выгодное, оно сделает это и предложит базе, а база— магазинам. Поиски какого-то единого центра, где планово рождались бы и осуществлялись новые замыслы, оказались напрасными. Заместитель директора Брянского отделения Художественного фонда РСФСР Н. Н. Коптева сказала, что они к сувенирам не имеют никакого отношения. Как заявила начальник областного управления культуры А. М. Печикина, при управлении имеется совет по сувенирам, но он лишь рассматривает и утверждает уже готовые образцы, представленные тем или иным предприятием, никакой политики в планировании и изготовлении сувениров он не делает.

А в Брянске и области есть кому показать свое мастерство в произведениях прикладного искусства. Известно же, что к юбилейным датам прекрасные сувенирные изделия изготавливали машиностроительный завод, дормаш и ирмаш, локомотивное депо станции Брянск-II, мебельщики из Белых Берегов и другие. Но это только юбилейные, разовые сувениры. О массовом же производстве их, как видно, пока никто еще по-настоящему не позаботился. Как и о том, чтобы в киосках «Союзпечати» и книжных магазинах всюду продавались открытки, буклеты, альбом мы, показывающие Брянщину (исключение составляют, пожалуй, только значки).

Выяснилось, что при облисполкоме создана комиссия по художественным промыслам. Заместитель ее председателя (она же и заместитель председателя областной плановой комиссии) Н. К. Бордакова подтвердила: именно эта комиссия по художественным промыслам и должна направлять работу, связанную с брянскими сувенирами. Но, если говорить правду, сказала она, у нас до этого еще руки не дошли. Принимались постановления, намечались меры. Однако приходится признать практического пока что ничего нет.

Из всего сказанного ясно: брянский сувенир и нужен, и есть все возможности иметь его. Почему же его нет? Да потому, что до сих пор этому делу, нет хозяина.

А. ТУТУШКИН

Брянский рабочий. – 1977. – 16 март. (№62). С. 2.


error: Копирование запрещено!