q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Об Алексее Хохлове узнал я случайно в областном научно-методическом центре культурно-просветительной работы и народного творчества. Захожу как-то к директору Виктору Иосифовичу Груздову в кабинет, а у него на столе разные деревянные поделки в виде статуэток. Стал я их рассматривать: пропорции, линии точные, четкие, пластика, экспрессия, динамика, юмор и лирика. «Вот это да! — удивился я.— Кто, кто автор?». Так я и вышел на Алексея. А. Груздов подзадоривает меня:

— Алексей еще может и не такое!

Он имел в виду его деревянное кружево: серьги, броши, колье, кольца тончайшей филигранной резьбы, ювелирные изделия. Большим мастерством надо владеть, чтобы так, на «ты», с деревом обращаться.

А на столе директорском — «Дрессировщица» и «Тургеневская барышня» вся в мечтах и грезах. Композиция «На озере», что-то вроде трех граций, «Раздумье» и еще композиция «За двумя зайцами». Композиция эта столь оригинальная, что прямо напрашивается стать в укрупненном виде у недавно открывшегося в нашем парке детского кафе «Лесная сказка». Но об этом позже.

Однажды совершенно случайно Алексей узнал, что в честь 1000-летия Брянска готовится областная выставка народного творчества и в ОНМЦ собирают экспонаты самодеятельных художников. Узнал за два дня до открытия выставки. Ну, пришлось, говорит Алексей, ночку не поспать. Поутру отнес две работы: «Демонстрация» и «Ковпак в брянском лесу». А спустя какое-то время сильно удивился врученному ему диплому первой степени и почетному званию лауреата. Комиссия, видно, знала толк, и работы Хохлова были направлены в Москву на Всероссийскую выставку народных талантов. Москва, как говорится, слезам не верит, но в добротности и художественности разбирается. И снова Алексей и дипломант, и лауреат, только рангом выше.

Работа у Алексея в строительном управлении отделочных работ №8 при Брянском тресте домостроения не из легких. Слесарь-наладчик, слесарь-ремонтник. Центровка валов лебедок, установка лебедок, ремонт штукатурных станций, да мало ли что требуется от слесаря на производстве. Алексей безотказен, энергичен, смекалист. Ему все по плечу. Алексей многое может и делает на совесть любую работу, с той же любовью и прилежанием, как и свои миниатюры.

— Это с детства у меня,— весело говорит Алексей.

Он всегда, между прочим, веселый и улыбчивый. Нрав такой, глаза светлые, распахнутые широко и по-доброму на мир смотрят. А ведь жизнь не всегда к улыбке, к веселости располагает. Бывает, и стужей обдаст. Вот и у Алексея беда: сын Саша болен. Аллергия на рыбу. А в семейном общежитии, где долгие годы проживает Алексей со своей семьей, редкий день кто-нибудь рыбу не жарит…

А однажды Алексей даже не скажешь пришел — прилетел!

— Поздравьте, — говорит. — Вот он, ордер на отдельную, однокомнатную… Это временно. Вот сдадут очередной дом, тогда трехкомнатную получу.

Я от души поздравил Алексея и порадовался за рабочего человека, за строителя, за художника, за всю его семью, пережившую немало трудностей и невзгод.

…Если честно говорить, то Алексей за скульптуру «Водяного» брался с опаской. Во-первых, метр семьдесят пять — это не миниатюра, не статуэтка, на чем Алексей руку достаточно набил. Метр семьдесят пять — рост среднего человека. В таких масштабах Алексей себя еще не испробовал.

А во-вторых, его еще надо придумать, нашего «Водяного», чтобы он не отпугивал видом своим, а, напротив того, был приятным на вид, и юморным, и еще каким-то.

И начал Алексей время от времени приносить мне картинки разные с изображением будущей функциональной скульптуры под названием «Водяной». Ан все не то. И снова не то. И снова… И вдруг! Эврика! Ну как мне тут было не похвалить Алексея! Ведь он что придумал, ну, щеки там, ну, трехпалые лапы с перепонками— это ладно! Но главное— саксофон! Он «Водяному» саксофон подстроил, да так, чтобы из раструба и шла та самая вода, как из обыкновенного крана. Отверни сзади кран — и вот она, вода. Хочешь — пей, хочешь — ведро подставляй.

С этого момента и приступил Алексей уже непосредственно к отсеканию от дубового кряжа всего того, что, по его мнению, было лишним. Работал он споро, работал весело.

И вот «Водяной» готов. И, как положено, заступил на свое место, и отныне музыкально и весело будет рачительно и безотказно, не взыскивая никакой мзды, отпускать воду — эту первооснову всего сущего — всем, кто пожелает. При всей своей щедрости и доброжелательности он будет и бережлив, и экономен. И мы, осознав цену воде, будем способствовать ему в этом, и не только в парке, но и на работе и дома.

А что же Алексей? А он уже в новой работе. Он, не откладывая дела в долгий ящик, за своего охотника принялся, с теми самыми хитрыми зайцами…

В. ДИНАБУРГСКИЙ, старший научный сотрудник Брянского парка-музея им. А. К. Толстого.

Строительная газета. – 1987. – 13 июня