q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

В 1932 году, когда я впервые ступил в этот зеленый оазис, он еще не назывался парком. Нас, мальчишек, манили туда «гигантские шаги» — древнейший аттракцион, представлявший собой массивный столб метров шести, вкопанный в землю. На его вершине крепилось шкворнем подобие каретки, свободно вращающейся вокруг оси. Каретка имела четыре проушины, в которые продевался канат, заканчивающийся у самой земли просторной петлей. В эту петлю, продев одну ногу, и садился желающий совершить в круговом движении десяток-полтора поистине гигантских шагов. Мне тоже посчастливилось раз-другой взлететь над землей, едва касаясь плотно утрамбованной поверхности, не знавшей асфальта.

«Гигантские шаги», если память мне не изменяет, стояли примерно там, где сейчас зеленеет небольшой газончик, чуть наискосок от нынешнего здания дирекции парка. Еще помню, продавали там замечательное мороженое, зажатое между двумя вафельными кружочками. А где-то я глубине под густыми вязами играл духовой оркестр.

Самозабвенно кружась на чудо-круголете, я, десятилетний подросток, и не предполагал, что через четверть века после Сталинграда и Курской дуги, после Днепра и Одера, после долголетней службы в Закавказье, судьбе будет угодно предложить мне «обживание» того самого места, где некогда я, ребенок, поражался возможности взлететь над землей, не имея крыльев.

Впрочем, крылья все-таки были: крылья фантазии, мечты, надежды. Без крыльев человеку нельзя.

В августе 1958 года я был назначен директором Брянского городского парка культуры и отдыха, и мало-помалу освоившись с новым положением, столь отличным от моей военной специальности (я служил в противотанковой артиллерии), стал постепенно выяснять истоки его возникновения. Мне был бесконечно дорог этот уголок родного города, где когда-то с помощью «гигантских шагов» я смог оторваться на мгновение от земли, как бы ощутив собственные крылья.

К сожалению, ни в одном архиве не сохранилось никаких данных о возникновении парка в городе Брянске. Удалось найти лишь упоминание о том, что Брянский горсовет в сентябре 1932 года рассматривал вопрос о состоянии строительства парка культуры и отдыха. Многие старожилы утверждают, что открыт был парк в 1936 году, не позже. Значит, теперь ему уже полвека.

В послевоенном парке меня поразили удручающе выпяченные на фоне неба сухостойные остовы могучих вязов. Я тогда еще на знал о голландской болезни ильмовых, но понимал, что мертвые стволы не служат украшением пейзажа. В ту пору в городе не было газа, и продавать сухостой прямо на корню как топливо не представляло собой проблемы. Так были спилены два-три десятка превосходнейших вязов.

Только в конце 1959 года меня вдруг осенило: почему пила и топор? Почему не резец, не стамеска? Эта мысль привела меня к К. И. Могуту — руководителю кружка резьбы по дереву при Дворца пионеров, который создавал со своими питомцами прекрасные скульптуры.

Начало же деревянной сказке положили дизайнеры Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Первое сотворенное ими произведение — Старик-Сказочник — появилось в начале 1960 года. Оно выросло на фоне безликих бетонно-гипсовых поделок, которых немало было еще в ту пору в нашем парке, и все же именно с этого времени ведем мы отсчет новой эпохи в развитии Брянского парка. Я бы назвал ее деревянной эпохой или деревянной сказкой. Это как кому нравится.
Как всё новое, деревянные изваяния приняли не все. Пришлось выдержать немало нападок, обвинений и осуждений, и не только от тех, кого называют обычно обывателями, но и от солидных людей, облеченных властью. Де-до доходило до курьёзов, о которых не хочется теперь вспоминать. Но, не будучи художником по образованию, я интуитивно, как принято говорить, нутром чувствовал, что дерево должно, что называется, положить бетон и гипс на обе лопатки. И не ошибся. Сколь велика была наша радость, когда журнал «Фрайс Вельт», выходящий в ГДР, опубликовал фотографию «Брянской мадонны», одной из лучших тогда деревянных скульптур нашего парка, снабдив снимок добрыми напутствиями. Это была первая победа, первое признание. С той поры я собрал около двухсот (!) публикаций о нашем парке. О нем писали «Правда», «Известия», «Советская культура», «Культурно-просветительная работа», «Огонек». «Смена», короче — многие центральные газеты, почти все иллюстрированные журналы, ряд периферийных изданий, о нем рассказывали радио, телевидение. В числе четырехсот самых оригинальных парков планеты он вошел в монографию «Парки мира», имеет восемь медалей ВДНХ СССР, дипломы, грамоты.

Ну, а победа во Всесоюзном социалистическом соревновании в 1985 году, за что парк получил Диплом и третью премию, — свидетельство большой и разноплановой массово-политической, культурно-развлекательной работы, которая охватывает все возрасты посетителей. Спектакли, концерты, лекции, викторины, тематические вечера, встречи с интересными людьми, диспуты — вот далеко не все, что предлагает сегодня творческий коллектив парка во главе с художественным руководителем Л. Н. Афониной, которая работает здесь уже более семнадцати лет.

Благополучию парка достойно служит и большой коллектив технического персонала: группа обслуживания аттракционов, кассиры, наладчики, слесари, электрики, художник, радист, уборщики, бухгалтеры. Твердо следует традициям, рожденным в парке, и нынешний его директор Ю. М. Случанка. Под его руководством к 1000-летию Брянска был создан прекрасный фонтан «Чертова мельница». Немало сил и энергии вкладывает он в реконструкцию и строительство. Построен зал игровых автоматов, установлены новые механические аттракционы, произведена частичная перепланировка газонов.

Но основным все же для нашего парка была и остается художественная эстетика, звучание деревянного «слова», быль и сказка, музыка резца художника способна остановить мгновение. Кроме Могута, Михайлова и Жданова, стоявших у истоков создания парка-музея назову В. Орлова, Л. Ставцева, В. Херувимова, И. Орлова, Б. Зубарева, Н. Бабкина, В. Сафронова, Е. Жукова, О Ныркова, чьи окрылённость, талант, мечта подарили парку-музею немало чудесных деревянных изваяний.

А в плане художественно-эстетического развития парка до 1990 года — масса новых задумок, которые предстоит осуществить народным умельцам, аллея сказок, художественный газон с альпийской горкой и парковыми скульптурами, аллея литературных персонажей А. К. Толстого, скульптурные группы и отдельные скульптуры, воплощающие тему истории нашего края. Среди них и тема партизанского движения на Брянщине, и глубоко осмысленная тема сохранения окружающей среды и самой человеческой цивилизации на планете. Предполагается создание детской площадки у кафе «Лесная сказка», серии оригинальных садовых диванов, других объектов малых архитектурных форм. Все это, разумеется, в строгом сочетании с видовым рисунком парка и зелеными насаждениями.

Все планируется в рамках сложившегося образа и статуса парка с единственной целью — обогащения существующей коллекции новыми работами. Парк-музей живет, дышит полной грудью, устремляясь все выше на крыльях мечты и фантазии человеческой.

В. ДИНАБУРГСКИЙ.

Об авторе: Заслуженный работник культуры РСФСР Валентин Давыдович Динабургский 25 лет был директором Брянского городского парка им. А. К. Толстого. За эти годы городской парк приобрел неповторимое лицо, стал одним из интереснейших парков мира, превратился, по сути, в музей деревянной скульптуры под открытым небом. (Журнал писал о нем в №6 за 1969 год.) Сейчас Валентин Давыдович на пенсии, но продолжает работать старшим научным сотрудником в родном парке, который получил статус парка-музея.

 

Культурно-просветительная работа. 1987. № 2. С. – 19-21