q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

О ТЕКУЩИХ ВОПРОСАХ.

«Гром не грянет – мужик не перекрестится», — гласит старая, испытанная, чисто русская поговорка и как она метко характеризует весь наш жизненный уклад, нашу отсталость во всем, нашу обычную инертность. Жили мы годы, как наши отцы и деды, никаких новшеств не знали, интересовались, кто к кому приехал, что говорил, ел; так проходил день, наступал вечер и так изо дня в день. Вдруг, — у нас все вокруг, так нас учили еще в гимназиях по всеобщей истории, — наказание в виде огня, меча и т. д.

Начинается пробуждение от спячки; протирая глаза, обыватель крестится: «как, что, откуда напали?..» — Не ведая, по простоте душевной, что эту напасть он сам себе приготовил.

Старая приятельница холера посещает нас из года в год, то в одном, то в другом месте, отправляя на тот свет ряды преждевременных жертв, смотря по любезности к ней и гостеприимству жителей. Начинаются санитарные обходы, составление протоколов, с привлечением к ответственности по известным статья улож<ения> о нак<азаниях>. Вот тут-то и открываются невероятные вещи самоуничтожения. У нас уже было сообщено в хронике, что в центре города, на Московской улице, в домах не каких-нибудь бедняков, а богатеев, открываются такие поразительные приемы санитарной техники, что только руками разведешь. Как мы и выразили ранее предположение, цементная труба монопольного склада ввела в соблазн немало простодушных обывателей. Ближайшие домовладельцы, различным способом, спускали в эту предательскую трубу нечистоты своих владений; спускали всякий по своему, смотря по уменью, техническим знаниям и находчивости каждого, начиная от простой деревянной трубы до «тамба» — вошедшее в обиход выражение всякого, так или иначе, прикоснувшегося к технике.

Наше городское самоуправление, несмотря на последние новшества – водопровод, электричество, керосинокалильные фонари и т.п. – живет по старине, не считаясь с крамольною техникою, как лишним инвентарем, вызывающим «непроизводительные расходы».

— Зачем нам городского архитектора, инженера; мы сами и дом построим и трубу проложим.

Спросишь иного из обывателей гласного, «тронутого» некоторой культурой бывавшего даже за границей, языками владеющего:

— Как же это у вас в управе нет сведущего, образованного по технике, лица?

— Э, батенька мой, к чему архитектор или другой знающий человек? У нас есть тефник и довольно; он и план начертит и участок отведет и по водомеру расход воды определит, чего ж там еще?

Такая чисто российская логика ставит в тупик. Если этот, тронутый якобы культурой, скорее прикоснувшийся к ней за границей, так рассуждает и даже делает, то чего же ожидать от остальных гласных, обученных на медные гроши?

Действительно, при санитарных осмотрах, в качестве сведущего лица, участвует служащий в управе человек, окончивший курс низшего технического училища, который должен сказать веское слово по технике, для основы всякого протокола. Результаты такого осмотра не трудно угадать.

Интересно, какую роль займет городская управа при привлечении домовладельцев к ответственности? По закону, все домостроительство, как то: постройка и перестройка зданий, устройство печей, ретирадных мест, водостоков и т. п. – должно производиться с разрешения под надзором управы только. Что же она, матушка брянская, из себя представляет? Полуграмотных купцов и недоучку техника и на обязанности этих лиц лежит благополучие города, как в пожарном, так в гигиеническом и санитарном отношениях. За что же тянут тогда к ответу обывателя? Он почему знает, что можно и что воспрещается, если сама блюстительница городского благоустройства находится в блаженном неведении и покое?

Возьмем другое бедствие, которое часто посещает нас – пожары. Не далее, как  26 июня  на ст. Брянск М<осковско>-К<иево>-В<оронежской> жел<езной> дор<оге> произошел пожар и при тихой совершенно погоде, благодаря только скученности построек, сгорело 15 домов, несмотря на усилия пожарных команд. В заметке о пожаре говорилось о сгоревших птицах, но случись этот пожар ночью, кто может гарантировать за то, что обошлось бы без человеческих жертв. Это маленькое в нашей жизни событие наводит нас на большие и тяжелые размышления. Скученность постройки…, да откуда же она должна быть. В законе ясно указаны разрывы между деревянными постройками, где должны быть брандмауэры и какие. Управа разрешает постройки на основании утвержденных законоположений; почему же так случилось, что законы сами по себе, а обыватели сами по себе? То скажут – окраина за городом, в роде деревни, где там исполнять все тонкости законов! Посмотрите же, что делается опять в центре города? Пропуская старые дома на Московской улице и на баре, в роде Могилевцевых, как стоящих вне конкурса и др., не мешало бы обратить внимание на вновь построенный дом Ворохова, населенный сверху до низу. Что он из себя представляет, как  не громадную западню, где, если не дай Бог, случится несчастье ночью, куда спастись обитателям? Да что Ворохов? Найдите хоть один дом, чтобы построен был с соблюдением законных противопожарных и санитарных требований. И это никого не возмущает, никому нет дела. Пытался один обыватель на Петровской горе возмутиться незаконными и опасными сооружениями своего соседа. Рискнул подать жалобу кому следует, а что из этого вышло? Жалоба лежит под сукном, а домик уже построен, жильцы заселились; домовладельцу доход, — денежки верные. Как эти дома, так и вообще, строится все наше городское хозяйство.

Старожил.

СКАЗКА О БРЯНСКОМ «СОЛОМОНЕ»

Еврейское «общество», движимое «священными долгом» преподнесло брянскому городскому голове Василю Ивановичу, в день его юбилея следующий адрес, оттиснутый на хорошей гладкой бумаге:

«Многоуважаемый Василий Иванович! Брянское Еврейское Общество, воодушевленное радостным для г. Брянска днем четвертивекового служенияя Вашего Городским Головой, считает своим священным долгом выразить Вам искренние чувства своего глубокого уважения и признательности. Не греша пред Богом, еврейское население г. Брянска в кратких словах может сказать, что за всю Вашу четвертивековую деятельность в качестве Городского Головы, Вы руководились мудрым и гуманным указанием царя Соломона, выраженным в словах: Не отказывай в добре, кому оно следует, когда в твоих руках есть сила к совершению его. (Притчи гл. III.27).* Оглядываясь на прошедшую четверть века, еврейское население г. Брянска с гордостью может указать на г. Брянск, как светлую точку в окружающем его мраке: за четверть века Вашего служения Городским Головой в г. Брянске не происходили те печальные проявления человеконенавистничества, которые имели место в очень многих городах нашего обширного отечества; в качестве Городского Головы Вы, Василий Иванович, вникали в интересы населения без различия национальности и вероисповедания; Ваша доступность и толерантность давали всякому возможность обращаться к Вам, как к отцу города, зная, что пред Вами нет ни эллина, ни иудея; вся Ваша плодотворная четвертивековая деятельность в качестве Городского Головы была направлена к мирному преуспеянию всех населяющих город жителей, в том числе и еврейской части его.

Движимое чувством глубокого благоговения пред Вашей общественной деятельностью в качестве Городского Головы г. Брянска, Брянское еврейское население приносит Вам свое искреннее поздравление с днем двадцатипятилетия Вашего общественного служения и от души желает Вам здоровья и долголетия для продолжения своей плодотворной общественной деятельности, и да поможет Вам Господь-Бог во всех Ваших начинаниях на пользу ближнему; Ангелами своим заповесть о тебе – хранит тя во всех путех твоих».

Из скольких экземплярах состояло это еврейское «общество», поднесшее приведенный адрес, читателю не трудно догадаться по ранее помещенным у нас статьям о делах в еврейском обществе.

*) Эти строки, напечатанные курсивом, выражены по древне-еврейски.

МЕСТНАЯ ХРОНИКА

Напрасная тревога.

 8 июля  со ст. Дубровка Риго-Орл<овской> жел<езной> дороги участковый земский врач Куричин телеграфирует в земскую управу, что, по дошедшим до него сведениям, из Екатеринослава возвращается группа больных холерой крестьян Брянского уезда и просит совета, как поступить с ними. Это сообщение произвело переполох среди земцев и местной администрации. Дело в том, что ни в Дубровке, ник Брянске, нет специальных холерных бараков, как будто мы живем на другой планете и гарантированы от этой болезни. Между тем, возможность заноса холеры весьма естественна, хотя бы из той же Екатеринославской губернии, где много рабочих имеется именно из Брянского уезда и которые к сенокосу обычно приезжают в свои палестины. Вполне понятна этому тревога земского врача; хотя на этот раз оказалось, что едущие через станцию Дубровка крестьяне, только находились в одном вагоне с холерными больными, высаженными уже на одной из станций, и сами совершенно здоровы; притом, предполагаемые больные, не жители Брянского уезда, а Рославльского – Смоленской губернии.

 

Конская выставка.

В поселке при ст. Дубровка Риго-Орл<овской> жел<езной> дороги  15-го августа   имеет быть открыта по инициативе уездного земства конская выставка для премирования лучших экземпляров жеребят. К представленным на выставку жеребятам будут предъявляться требования хорошей выкормки. За лучшие экземпляры будут выдаваться денежные и почетные награды.

 

Товарищество «Самопомощь».

Завтра,  11 июля , в 6 часов вечера в помещении брянской городской управы состоится общее собрание учредителей разрешенного к открытию в г. Брянске ссудо-сберегательного товарищества «Самопомощь». Подлежащие обсуждению вопросы: выборы новых членов товарищества; выборы членов правления, совета, кандидатов к ним и текущие дела.

 

Торги.

Сегодня, в 12 часов дня, в помещении городской управы должны состояться торги без переторжки на постройку конюшен на 291 лошадь, постройку сарая на 193 повозки и на постройку казарм на 643 человека.

 

К сведению родителей.

Считаем не лишним напомнить, что сегодня в 6 часов вечера в здании мужской частной гимназии состоится общее собрание учредителей и родителей учеников этой гимназии для разрешения нескольких весьма важных вопросов, касающихся деятельности гимназии, в связи с открытием в Брянске мужской казенной гимназии. Для родителей, которым дорого воспитание юношества, означенное собрание должно иметь большое значение.

 

Безобразия в сквере.

В последнее время приходится неоднократно слышать жалобы обывателей, на производящиеся бесчинства различных пьяных и полупьяных субъектов в городском сквере. В прошедшее воскресенье, например, гуляющая в сквере публика, была встревожена криками о помощи, раздавшимися со стороны будки, в которой производится продажа вод. Вслед за этим, по скверу со всех ног бежал какой-то хулиган, преследуемый городовым, по-видимому, виновник переполоха. Такие господа чувствуют себя в сквере хозяевами положения и никакой женщине не дают абсолютно прохода. Наличная стража в сквере оказывается беспомощной в таких случаях, ибо в публике, тесно прогуливающейся по аллеям сада, хулиганы бывают неуловимы. В таких случаях не мешало бы вообще выводить из сада пьяных и не умеющих себя вести в публичных местах, а гуляющим следовало бы предупреждать стражу о подозрительных и известных своими выходками физиономиях.

 

Студенческий спектакль.

В четверг  15-го  июля  в летнем театре брянского общественного собрания  имеет состояться спектакль, сбор с которого пойдет в пользу недостаточных студентов И<мператорского> М<осковского> У<ниверситета> — уроженцев Брянского уезда.

 

Исследование природы.

С-Петербургское Императорского общество естествоиспытателей командировало на свои средства студента-естественника 4 курса С.-Петербургского университета М. М. Юрьева по специальности «Ботаника» для производства исследования торфяников и оврагов в пределах Орловской губернии. В настоящее время Юрьев находится уже в Брянском уезде, в опытном лесничестве, близ платформы «Белобережская пустынь». Свои исследования г. Юрьев начнет с Пальцова болота, Карачевского уезда, недалеко от станции «Мылинка» Риго-Орл<овской> жел<езной> дороги.

ОГРАБЛЕНИЕ КАССИРА

 7-го июля  в 12 часов дня в с. Ивоте было произведено нападение на кассира местной сберегательно-вспомогательной кассы Шурупова, который, получив деньги в конторе, шел домой для раздачи их в ссуду мастеровым и служащим фабрики. Тут же с ним шло до 20 человек, которые, узнав, что он несет деньги для раздачи, хотели идти кассиру на квартиру получить свою часть. Когда кассир с шедшими за ним вышел с завода, и направился к дороге, к нему быстро подошел какой-то неизвестный молодой человек, голова и лицо которого были забинтованы платком и ватою. Поравнявшись с кассиром, он выхватил револьвер и, крича: «Руки вверх», «Давай деньги», бросился на Шурупова. Находившиеся при нем мастеровые, увидя револьвер, бросились в разные стороны, а кассир и один из мастеровых до того растерялись, что остались на месте – не будучи в силах двигаться дальше. Грабитель, видя такую панику, взял револьвер в левую руку, а правой стал искать в кармане кассира деньги и, взяв их, побежал на ул. Богачевку, крича: «Держите, бейте бешеную собаку», скрылся в близ находящемся лесу. Сейчас же на место ограбления явился местный урядник Мурцалов, который по телефону об этом сообщил в Дятьково приставу г. Золотову. Узнав о грабеже, пристав поднял на ноги всю стражу и вместе с последней и помощ<ником> Мотиным, отправился по направлению к селу Ивоту, но, выехав из Дятькова, распорядился разделить отряд на три части: сам поехал по ново-Ивотской дороге, чиновник Мотин с тремя стражниками – на станц<ию> Ольшаницу и шесть стражников – пешком по Старой Ивотской дороге. Все это пристав сделал потому, что подозревал в этом ограблении Дятьковского мастерового, недавно возвратившегося из Вологодской губ<ернии>, где он был в ссылке. Пока производил дознание в Ивоте, помощн<ик> Мотин, приехав на ст. Ольшаницу и, узнав, что сюда никто не приходил, отправился в Ивот и по дороге заметил свежий след, который, на третьей версте от Ивота, свернул в лес по направлению к Старой Ивотской дороге. Тогда Мотин поспешил явиться к приставу и доложил ему об этом немедленно. Пристав же немедленно приказал ему отправиться в Дятьково и по дороге соединиться со стражей. Не успел Мотин проехать семи верст, как заметил идущего впереди молодого человека, в котором узнав ссыльного Калинина, быстро наскочил на него с револьвером в руках. Грабитель, видя, что скрываться поздно, сам начал молить о пощаде и тут же выдал ему, ограбленным им деньги и сознался в нападении на кассира. Доставленный в стан, куда к этому времени возвратился пристав с арестованным, по подозрению, мастеровым села Ивота Петром Зуевым, Калинин заявил, что ему помогали в ограблении ивотские жители П. Зуев и Василей Чернов, которые далее ему на время ограбления свой старый костюм, черную касторовую шляпу, платок, и добавил, что Чернов провожал его к месту засады, а Зуев должен был идти сзади кассира и показать его Калинину. Кроме всего этого, Калинин еще сознался, что у Чернова имеются в деревянном ящике две снаряженные бомбы, спрятанные на огороде. Для ареста Чернова и производства обысков у него и Зуева опять отправился в 11 часов вечера из Дятькова в Ивот Мотин, который, согласно показанию Калинина, все нашел и арестовал Чернова, который также все сказанное Калининым подтвердил и в свою очередь добавил, что на ограбленные 860 р. они сообща хотели купить более усовершенствованные револьверы и, вооружившись ими, сделать нападение на Бытошевскую казенную винную лавку, а также на местного сборщика винн<ой> лав<ки>. Бомбы же предназначались для взрыва квартиры управляющего Ивотской стеклянной фабр<ики> Маурина, который, по словам Чернова, очень груб с мастеровыми и недавно отказал Чернову и Зуеву от службы на фабрике. Павел же Зуев и после сознания двух его сообщников упорно отвергает свое соучастие в ограблении и все время ругает их за малодушие и чистосердечное сознание. Деньги все целы и возвращены в сберегательно-вспомогательную кассу Ивотских мастеровых, которые очень рады, что им возвращены их трудовые гроши, и созывают сход для выражения общей благодарности местной полиции.

Местный.

 

ПО ПРОВИНЦИИ.

Д. Тимоновка. На состоявшемся общем собрании членов местной пожарной дружины происходили выборы начальника дружины на место выбывшего Л. Собрались почти все дружинники. Кандидатом на пост начальника дружины начали энергично называть местного жителя П. С., который отказывается от баллотировки в двух словах – «не желаю». «Нет», — кричат из толпы, — «у него видная борода и он солдат», а потому, как же не выбрать его начальником. Солдата начали уговаривать, чтобы он не упорствовал и согласился «княжить и владеть» дружиной, на что тот, в конце концов, с трудом, но согласился. Итак, солдат сверх своего желание будет начальником дружины. Спрашивается, как же можно спросить с такого ставленника, который избран в начальники дружины, не будучи совершенно заинтересован в делах пожарной дружины? Задача пожарника, задача не купца, не ремесленника, а задача чисто идейного человека и потому, чтобы стать в ряды пожарной дружины, надо полюбить дело, которому ты хочешь служить; тем более начальнику дружины, который должен занять руководящее положение в деле, быть душой дружины, а тут назначаемый начальником говорит «не желаю», а ему говорят «нет, ты с бородой и солдат, а потому должен». Странные понятия о роли, каковую должен занять человек с неохотой и притом совершенно неграмотный, что еще более неудобно, так как начальнику дружины все же приходится вести иногда деловые сношения с учреждениями и обществами.

Не удивительно после этого, если пожарная дружина будет плохо помогать населению при несчастных случаях, раз во главе ее стоят люди против своего желания и совершенно к занятому ими делу неспособные.

…ль.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Подписка на газету "Брянский листок" 2 год издания. Редакция и контора - Брянск, Московская улица, дом Юдина
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Монтер-Механик Рождественская гора Брянск, дом Ворохова
Московская столовая Комаревская улица дом Захарова. Брянск
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Продается дом двухэтажный протоиерея Владимира Попова Брянск
Желаю переуступить участок земли.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Кто желает выгодно купить в Брянске дом - Объявление из газеты "Брянский листок" №2 за 1910 г.
Рекламное объявление: Даю уроки скрипки и виолончели И. С. Гуревич. Брянск. Авиловская улица дом Зайдман
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Брянский листок. – 1910. – 23 июл. (10 июл.) (№17)


error: Копирование запрещено!