q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Диктаторы боятся песен: в Германии они целились в Эрнста Буша — «поющее сердце рабочего класса», в Испании казнили Гарсиа Лорку, в Чили — Виктора Хару.

Гитара связана веревкой, как узник. Тугие узлы сдавили струны — палачи боятся песен. Но песни прошли сквозь стены тюрем, чтобы рассказать о героических и горьких днях своей родины. Звучат связанные струны, поет казненный Виктор Ха- ра. Тан начинается спектакль «Чилийская трагедия», поставленный главным режиссером Брянского драматического театра В. Терентьевым по пьесе лауреата Государственной премии СССР Ю. Чепурина.

Этот спектакль — поэтическое отображение последних дней жизни и борьбы президента Республики Чили Сальвадора Альенде. Он был предательски убит военной хунтой; удар, нанесенный неофашизмом, пришелся в самое сердце чилийской революции. Но оно бьется — революционное сердце Чили! И мы слышим взволнованный голос Альенде, его играет заслуженный артист РСФСР Г. Постников.

Актер создает образ достоверный и яркий. Большое портретное сходство с Альенде не заслоняет у Постникова правду чувств, огромное уважение к своему герою, гордость за него.

Сейчас, когда тайное стало явным, мы знаем, что народ будет предан, что Сальвадор Альенде погибнет. Но мы все- таки надеемся — и спектакль до последней минуты поддерживает нашу веру,— что революция победит. Мы видим друзей революции: сенатора Муньоса Орландо, шофера коммуниста Эриберто Флореса, комсомольца Мануэля, безымянного солдата. Мы видим врагов. Видим тех, кто сам не знает, на чьей стороне он оказался, но больше всего — обманутых, преданных…

Минуты прозрения становятся трагедией, когда прозревшие уже не в силах изменить ход событий. Одна из лучших сцен спектакля — встреча президента с его другом, коммунистом сенатором Муньосом Орландо (артист А. Бабаев). Он говорит, что в подвалах казарм Сантьяго убивают солдат, преданных правительству, и просит Альенде перейти к решительным действиям. Но Альенде не хочет кровопролития, он думает, что никто не осмелится открыто выступить против воли народа.

Г. Постников великолепно передает сложность характера и положения Альенде, который своим оружием считал слово, идеи, политическую борьбу. И лишь когда хунта показала свое лицо, президент без колебаний взял автомат. «Никакая революция не может победить, если ее руководитель не способен встретить опасность в трудный момент»,— говорит он защитникам «Ла Монеды».

Альенде боролся до конца. До последнего удара сердца.

Но борьба не закончена. Она продолжается. В этом смысл спектакля, его оптимистическое звучание, его главная задача, великолепно понятая и решенная режиссером В. Терентьевым, художником А. Семичасным, режиссером звукозаписи А. Соколовым и, конечно, актерами.

Премьера «Чилийской трагедии» Ю. Чепурина стала большой творческой удачей Брянского драматического театра.

В. Варжапетян

Огонек. 1975. № 27. С. 11