q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Все время торжественной церемонии открытия Брянского цирка среди немногочисленных почетных гостей можно было заметить светловолосую средних лет женщину.

Это была Клера Болеславовна Кох, одна из трёх сестер Кох, чьи имена в тридцатые и сороковые годы с восторгом произносили любители циркового искусства не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Клара Кох приехала на открытие цирка в свой родной город.

… Весной 1911 года в Бежице гастролировал цирк А. В. Лапиадо. Блеск цирковых огней околдовал влюбленную в лицедейство шестнадцатилетнюю Таню Алипанову, дочку рабочего рельсопрокатного завода (ныне БМЗ), и когда цирк переехал в другой город, вместе с ним тайком от родителей отправилась Таня.

«В цирке Лапиадо, — напишет спустя спустя пятьдесят с лишним лет се дочь Зоя Болеславовна Кох в книге «Вся жизнь в цирке», вышедшей в 1963 году в издательстве «Искусство», — мама на первых порах участвовала в пантомимах-балетах, а через два месяца она уже исполняла вольтиж на лошади… Но мамино цирковое счастье оказалось недолгим: родители заявили в полицию о побеге несовершенно летней дочери, и ее вернули в семью».

Вернули, чтобы через год она снова покинула отчий дом, — на этот раз с цирком П. И. Орлова, и уже навсегда.

В цирке Татьяна Павловна Алипанова всё-таки нашла счастье на всю свою долгую жизнь, счастье, которое впоследствии продолжилось в её дочерях, а теперь и внуках.

Дочерям Татьяны Павловны ее мужа, известного циркового артиста Болеслава Юзефовича Кухаржа, — Зое, Клаве, Марте — не понадобилось убегать из дома, чтобы приобщиться к цирковому искусству, их родители, влюбленные в цирк, не мыслили другой карьеры и для своих дочерей. В семилетием возрасте старшая, Марта, уже выступала в акробатическом номере с отцом. Выступления средней — Зои — начались  раньше. Девяти лет вышла на манеж и младшая — Клара.

— Это было как раз в Бежице в 1932 году, — вспоминает Клара Болеславовна. — Цирковые представления устраивались тогда в здании бывшей церкви — теперьеё уже нет.

У девочек был строгий и требовательный к себе и другим отец. Был Болеслав Юзефович Кухарж, вероятно, к тому же не только универсальным артистом, но и отличным цирковым педагогом и режиссером. Под его руководством девочки делали заметные успехи. Марте едва минуло девять, а Зое — семь лет, когда они дебютировали самостоятельным номером на гимнастических или, как их тогда называли в цирке, римских кольцах. Год спустя Болеслав Юзефович подготовил новый оригинальный воздушный номер «Летающие амуры». Главным исполнителем в этом номере был он сам, но и на долю двух его маленьких партнерш приходились сложнейшие трюки, выполняемые к тому же без всяких предохранительных устройств «Летающие амуры» пользовались успехом, но у неутомимого в творческих исканиях Болеслава Юзефовича уже вызревала новая идея: он решил подготовив для дочерей самостоятельный номер — акробатику на двойной проволоке, который впоследствии станет коронным номером сестёр Кох.

Впервые номер на двойной проволоке был показан в Тифлисе в 1925 году. В начальном своем варианте он заключался в том, что Марта стояла на двух параллельных проволоках, а Зоя выполняла акробатические упражнения у нее на руках. С годами номер все более усложнялся. К 1928 году он обогатился, например, таким трюком, как копфштейн (стойка голова в голову). Наиболее эффективным в номере считались трюки с лестницами. На проволоку ставили две лестницы, одну против другой. Марта поднималась между ними, закрепляла крючком верхние концы и вылезала наверх. Зоя взбиралась ей на плечи и отжимала стойку у нее на голове.

Весть о номере сестёр Кох на двойной проволоке достигла столицы, и в 1929 году они впервые выступили в Московском цирке. И в этом же году отправились в гастрольную поездку по Германии, Франции и Испании. Откликаясь на выступления двух старших сестер Кох (Марте в ту пору было шестнадцать, а Зое — четырнадцать лет) в Берлине, немецкие газеты называли их «русским чудом на проволоке». Одними из первых они достойно представили советское цирковое искусство за рубежом.

Между тем подрастала младшая сестра Клара. Дебютировав в Бежице с номером, соединяющим эквилибристику и музыку, в 1936 году она вышла третьим партнером в номер на двойной проволоке.

Знаменательным был для сестер Кох 1939 год, когда страна отмечала двадцатилетие советского цирка. Марта и Зоя были удостоены звания заслуженных артисток республики. Позже это почетное звание было присвоено и Кларе Болеславовне

Трудными и напряженными были для цирковой семьи Кухарж-Kox, как и для всей страны, годы Великой Отечественной войны. Днем выступали в госпиталях, на заводах, перед бойцами, уходившими на фронт, вечером — в цирке. Порой приходилось исполнять обязанности униформистов — не хватало людей, чтобы убрать манеж. И, несмотря на все трудности и тяготы военного времени, начали готовить новый аттракцион «Семафор-гигант». В новом номере сестры Кох должны были выполнять сложнейшие трюки на высоко установленном вращающемся аппарате, внешне напоминающем гигантский семафор. В декабре 1943 года в Ивановском цирке состоялась премьера. А год спустя началась подготовка еще одного аттракциона — «Колесо», подобного которому и сейчас нет ни в одном цирке мира.

…Бежит быстротечное время. Позади послевоенные выступления на Урале, Украине, в Белоруссии, Сибири, республиках Закавказья, зарубежные гастроли во многих странах Европы, И вот уже ушли на заслуженный отдых Марта и Зоя, не выходит на манеж Клара — она сейчас режиссер Всесоюзной дирекции «Союзгосцирка» по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров

— И по партийной линии, — добавляет Клара Болеславовна, — член аттестационной комиссии «Союзгосцирка», член жюри конкурса новых номеров, а по линии Министерства культуры — главный режиссер-консультант народного цирка подмосковного города Щелкова.

Ведет посильную общественную работу и коммунистка Зоя Болеславовна Кох.

Но цирковая жизнь дочери Бежицкого рабочего Павла Липанова продолжается в ее внуках и правнуках. Сыновья Марты — Леонтий и Владимир Папазовы —воздушные гимнасты и акробаты. Недавно они вернулись из Вены, а до поездки в Австрию с успехом выступали в цирках Парижа и Лондона. С шестилетнего возраста выходит со своими собачками на манеж дочка Владимира — двенадцатилетняя Марина. Высшую школу верховой езды демонстрирует в Московском цирке дочь Клары Болеславовны — Татьяна.

С гордостью рассказывает Клара Болеславовна о своих учениках. Эквилибристка Зинаида Васильевна Воизова — заслуженная артистка Татарской АССР; гимнасты Лариса и Валерий Ивановы — дипломанты Всесоюзного смотре артистов цирка; эквилибристка Вероника Воронина, исполнительница уникальных трюков, недавно вернулась из триумфальной поездки по Румынии…

…Мы сидим с Кларой Болеславовной в просторном номере гостиницы Брянского цирка. Речь заходит о ее впечатлениях от поездки в Брянск.

— Совсем новый для меня, прекрасный город, — говорит артистка, — Замечательные памятники воинам Советской Армии и партизанам. Это так трогательно, что у меня не раз навертывались слезы на глаза. И прекрасные в Брянске люди, молодежь — приветливые, отзывчивые. Очень понравился мне городской парк с его деревянными скульптурами. И, конечно, великолепен цирк: прекрасная отделка, отличная акустика.

На аэровокзал пришли проводить Клару Болеславовну брянские родственники, в том числе дядя — родной брат Татьяны Павловны, матери знаменитых сестер Кох, так много сделавших для прославления советского цирка…

А. ДОБКИН

Брянский рабочий. – 1975. – 21 сен. С. 3