Сёстры Кох
Все время торжественной церемонии открытия Брянского цирка среди немногочисленных почетных гостей можно было заметить светловолосую средних лет женщину.
Это была Клера Болеславовна Кох, одна из трёх сестер Кох, чьи имена в тридцатые и сороковые годы с восторгом произносили любители циркового искусства не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Клара Кох приехала на открытие цирка в свой родной город.
… Весной 1911 года в Бежице гастролировал цирк А. В. Лапиадо. Блеск цирковых огней околдовал влюбленную в лицедейство шестнадцатилетнюю Таню Алипанову, дочку рабочего рельсопрокатного завода (ныне БМЗ), и когда цирк переехал в другой город, вместе с ним тайком от родителей отправилась Таня.
«В цирке Лапиадо, — напишет спустя спустя пятьдесят с лишним лет се дочь Зоя Болеславовна Кох в книге «Вся жизнь в цирке», вышедшей в 1963 году в издательстве «Искусство», — мама на первых порах участвовала в пантомимах-балетах, а через два месяца она уже исполняла вольтиж на лошади… Но мамино цирковое счастье оказалось недолгим: родители заявили в полицию о побеге несовершенно летней дочери, и ее вернули в семью».
Вернули, чтобы через год она снова покинула отчий дом, — на этот раз с цирком П. И. Орлова, и уже навсегда.
В цирке Татьяна Павловна Алипанова всё-таки нашла счастье на всю свою долгую жизнь, счастье, которое впоследствии продолжилось в её дочерях, а теперь и внуках.
Дочерям Татьяны Павловны ее мужа, известного циркового артиста Болеслава Юзефовича Кухаржа, — Зое, Клаве, Марте — не понадобилось убегать из дома, чтобы приобщиться к цирковому искусству, их родители, влюбленные в цирк, не мыслили другой карьеры и для своих дочерей. В семилетием возрасте старшая, Марта, уже выступала в акробатическом номере с отцом. Выступления средней — Зои — начались раньше. Девяти лет вышла на манеж и младшая — Клара.
— Это было как раз в Бежице в 1932 году, — вспоминает Клара Болеславовна. — Цирковые представления устраивались тогда в здании бывшей церкви — теперьеё уже нет.
У девочек был строгий и требовательный к себе и другим отец. Был Болеслав Юзефович Кухарж, вероятно, к тому же не только универсальным артистом, но и отличным цирковым педагогом и режиссером. Под его руководством девочки делали заметные успехи. Марте едва минуло девять, а Зое — семь лет, когда они дебютировали самостоятельным номером на гимнастических или, как их тогда называли в цирке, римских кольцах. Год спустя Болеслав Юзефович подготовил новый оригинальный воздушный номер «Летающие амуры». Главным исполнителем в этом номере был он сам, но и на долю двух его маленьких партнерш приходились сложнейшие трюки, выполняемые к тому же без всяких предохранительных устройств «Летающие амуры» пользовались успехом, но у неутомимого в творческих исканиях Болеслава Юзефовича уже вызревала новая идея: он решил подготовив для дочерей самостоятельный номер — акробатику на двойной проволоке, который впоследствии станет коронным номером сестёр Кох.
Впервые номер на двойной проволоке был показан в Тифлисе в 1925 году. В начальном своем варианте он заключался в том, что Марта стояла на двух параллельных проволоках, а Зоя выполняла акробатические упражнения у нее на руках. С годами номер все более усложнялся. К 1928 году он обогатился, например, таким трюком, как копфштейн (стойка голова в голову). Наиболее эффективным в номере считались трюки с лестницами. На проволоку ставили две лестницы, одну против другой. Марта поднималась между ними, закрепляла крючком верхние концы и вылезала наверх. Зоя взбиралась ей на плечи и отжимала стойку у нее на голове.
Весть о номере сестёр Кох на двойной проволоке достигла столицы, и в 1929 году они впервые выступили в Московском цирке. И в этом же году отправились в гастрольную поездку по Германии, Франции и Испании. Откликаясь на выступления двух старших сестер Кох (Марте в ту пору было шестнадцать, а Зое — четырнадцать лет) в Берлине, немецкие газеты называли их «русским чудом на проволоке». Одними из первых они достойно представили советское цирковое искусство за рубежом.
Между тем подрастала младшая сестра Клара. Дебютировав в Бежице с номером, соединяющим эквилибристику и музыку, в 1936 году она вышла третьим партнером в номер на двойной проволоке.
Знаменательным был для сестер Кох 1939 год, когда страна отмечала двадцатилетие советского цирка. Марта и Зоя были удостоены звания заслуженных артисток республики. Позже это почетное звание было присвоено и Кларе Болеславовне
Трудными и напряженными были для цирковой семьи Кухарж-Kox, как и для всей страны, годы Великой Отечественной войны. Днем выступали в госпиталях, на заводах, перед бойцами, уходившими на фронт, вечером — в цирке. Порой приходилось исполнять обязанности униформистов — не хватало людей, чтобы убрать манеж. И, несмотря на все трудности и тяготы военного времени, начали готовить новый аттракцион «Семафор-гигант». В новом номере сестры Кох должны были выполнять сложнейшие трюки на высоко установленном вращающемся аппарате, внешне напоминающем гигантский семафор. В декабре 1943 года в Ивановском цирке состоялась премьера. А год спустя началась подготовка еще одного аттракциона — «Колесо», подобного которому и сейчас нет ни в одном цирке мира.
…Бежит быстротечное время. Позади послевоенные выступления на Урале, Украине, в Белоруссии, Сибири, республиках Закавказья, зарубежные гастроли во многих странах Европы, И вот уже ушли на заслуженный отдых Марта и Зоя, не выходит на манеж Клара — она сейчас режиссер Всесоюзной дирекции «Союзгосцирка» по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров
— И по партийной линии, — добавляет Клара Болеславовна, — член аттестационной комиссии «Союзгосцирка», член жюри конкурса новых номеров, а по линии Министерства культуры — главный режиссер-консультант народного цирка подмосковного города Щелкова.
Ведет посильную общественную работу и коммунистка Зоя Болеславовна Кох.
Но цирковая жизнь дочери Бежицкого рабочего Павла Липанова продолжается в ее внуках и правнуках. Сыновья Марты — Леонтий и Владимир Папазовы —воздушные гимнасты и акробаты. Недавно они вернулись из Вены, а до поездки в Австрию с успехом выступали в цирках Парижа и Лондона. С шестилетнего возраста выходит со своими собачками на манеж дочка Владимира — двенадцатилетняя Марина. Высшую школу верховой езды демонстрирует в Московском цирке дочь Клары Болеславовны — Татьяна.
С гордостью рассказывает Клара Болеславовна о своих учениках. Эквилибристка Зинаида Васильевна Воизова — заслуженная артистка Татарской АССР; гимнасты Лариса и Валерий Ивановы — дипломанты Всесоюзного смотре артистов цирка; эквилибристка Вероника Воронина, исполнительница уникальных трюков, недавно вернулась из триумфальной поездки по Румынии…
…Мы сидим с Кларой Болеславовной в просторном номере гостиницы Брянского цирка. Речь заходит о ее впечатлениях от поездки в Брянск.
— Совсем новый для меня, прекрасный город, — говорит артистка, — Замечательные памятники воинам Советской Армии и партизанам. Это так трогательно, что у меня не раз навертывались слезы на глаза. И прекрасные в Брянске люди, молодежь — приветливые, отзывчивые. Очень понравился мне городской парк с его деревянными скульптурами. И, конечно, великолепен цирк: прекрасная отделка, отличная акустика.
На аэровокзал пришли проводить Клару Болеславовну брянские родственники, в том числе дядя — родной брат Татьяны Павловны, матери знаменитых сестер Кох, так много сделавших для прославления советского цирка…
А. ДОБКИН