q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ЗА ПЕРЕДАЧУ ВЫСКАЗАЛИСЬ РАБОЧИЕ-ЕВРЕИ ФАБРИКИ «БРЯНОДЕЖДА», ГУБОТДЕЛ ШВЕЙНИКОВ И ПРЕЗИДИУМ ГУБПРОФСОВЕТА.

Широко развернутой, крепкой, напористой безбожной работы – у нас еще не знают. Один из участков ее – работа среди еврейского населения, — остается незаполненным.

Пробел налицо, об этом убеждают нас факты, красноречиво говорящие за себя.

«Хедеры», старые «домостроевского» типа религиозные школы, со своими специфическими порядками и нравами, существуют и по сие время. Со стороны они как будто бы имеют некоторые основания, рассчитывать на дальнейшее «благотворное существование»…

Количественный рост? Да, он на лицо. «Хедеры» в Стародубском и Клинцовском уездах, растут на глазах. В таких местах, как Погар, Сураж «хедеры» наиболее проявляют свою живучесть.

Антирелигиозники близоруки, они не видят всего зла от деятельности этих «хедеров». Но «хедеры» это одно! Прочную деятельность развили «коробочные сборы», так называемые «лехем-эвейним» (хлеб голодающим), «бикер-хейлим» (помощь больным).

Этот своеобразный вид «самопомощи» находится под непосредственным покровительством религиозных общин, служит приманкой для улавливания в свои религиозные сети «малых сих».

В Новозыбкове, например, община имеет кассу взаимопомощи. Касса не бедна – она имеет около 12.000 р. Главные вкладчики ее – кустари.

Никаких мер к ликвидации всех этих нелегальных собесов, страхкасс и «хедеров» не предпринимается. Еврейские религиозники окутывают своим дурманом не только стариков-евреев, но и пытаются распространить свое влияние и на молодежь.

Заправляют религиозными общинами по старым «традициям» торговцы-порядчики и бывшие люди.

  1. Виленчук, быв<ший> крупный подрядчик, домовладелец. Известный мракобес.
  2. Вольдберг, быв<ший> подрядчик, домовладелец. Известный мракобес.
  3. Аронов — быв<ший> содержатель крупной гостиницы.
  4. Нигин — быв<ший> торговец.
  5. Слуцкий — быв<ший> рэбэ – евр<ейский> религ<иозный> учитель, променявший талмуд на торговый кафтан.
  6. Ривкинд – резник, выполняющий обязанности раввина.
  7. Меерович – резник, все они «лидеры» брянской религиозной общины. Лицо общины само собой становится ясным.

Сейчас трудящиеся евреи ставят вопрос об отобрании в губернии ряда синагог под культурные учреждения. В самом деле! Наши клубы и музеи положительно ютятся на задворках и стонут от невозможности развернуть мало-мальски порядочную культработу.

И поэтому-то вполне своевременна постановка вопроса о превращении брянской синагоги в клуб рабочих швейников.

Синагога занимает громадный особняк со всеми удобствами. Помещение используется верующими только один раз в неделю, по субботам. Собираются не больше 20 человек для того, чтобы помолиться, поболтать порой для различных «гешефтов»…

Находящаяся рядом фабрика готового платья с большинством евреев-рабочих не имеет возможности вести культработу из-за отсутствия своего клуба.

Синагога должна быть превращена в место, где сотни рабочих могут культурно проводить своей досуг.

А. Янв.

Брянский рабочий. – 1928. – 14 ноя. (№264)