С участием монументалистов
Сейчас в Брянске строится и проектируется большое количество общественных зданий. Это клубы, цирк, областной краеведческий музей, Дом Моды и Дом быта в Советском районе, плавательный бассейн и училище культпросветработников в Фокинском районе, кинотеатры в Советском и Бежицком районах, театр юного зрителя, магазины и предприятия общественного питания. Большинство этих зданий строится по типовым проектам, поэтому их довольно скромная архитектура требует индивидуально разработанных интерьеров с включением монументально-декоративной живописи и скульптуры.
Художественное оформление придаст новым общественным зданиям неповторимость, поможет избавиться от обыденности, создать ощущение праздничности и приподнятости. Примеры таких решений в нашем городе уже имеются. Современно и торжественно выглядит, например, концертный зал музыкального училища.
Есть у нас и специалисты декоративно-монументального искусства — выпускники Московского Высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Художники Кочетков и Новиков работают над оформлением строящегося здания аэровокзала, скульптор Копий заканчивает скульптурную группу для памятника участникам маевок 1905 года. Художник Орешин работает над декоративным панно для ресторана гостиницы «Центральная». К 50-летию Советской власти Орешин выполнил декоративное панно для въезда в город со стороны Дятькова.
Желательно, чтобы художники работали с максимальной отдачей над важнейшими, ключевыми объектами города. К сожалению, это не всегда удается. Например, при сооружении Брянского драматического театра в фойе была предусмотрена стена для монументальной росписи. Художники Орешин и Лузанов проявили инициативу, разработав на общественных началах эскиз росписи на тему освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков. Этот эскиз был одобрен зональным выставкомом, но дальше этого дело не пошло, заказа на работу так и не поступило.
Художником Кочетковым, также на общественных началах, был выполнен эскиз мозаичного панно для кинотеатра «Салют», но средств для осуществления этого панно найти не удалось.
Задача создания интерьеров с включением элементов монументально-декоративного искусства должна ставиться уже в архитектурно-планировочном задании на проектирование, которое выдается проектной организации городским архитектором. Известно, что половина решения — в правильно поставленной задаче. Это, например, должно учитываться и в начатой работе по благоустройству и оформлению предзаводских площадей и проходных промышленных предприятий.
Произведения искусства создаются не только для музеев. Художники- монументалисты работают на город, они участвуют в организации жизни средствами архитектуры и искусства. Выдающийся художник нашего времени Фаворский писал: «Монументальное искусство совместно с архитектурой организует наше пространство, организует нас. Как влияет на нас, например, марш: мы всем существом ощущаем его влияние на нас, будь то грустное, бодрое и веселое. Так и в монументальном искусстве есть возможность заставить нас жить в определенном ритме».
В Брянске многое сделано к 50-летию Советского государства. Построены новые жилые и общественные здания, благоустроены скверы, десятки километров улиц освещены люминесцентными и ртутными лампами, высажены тысячи деревьев и кустарников. Город станет еще лучше, если в его благоустройстве и украшении будет сохранен темп, принятый в юбилейный год.
Ю. ТАРАБРИН, архитектор.