q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Освящение главного престола в честь Преображения Господня и мраморно-мозаичного иконостаса в Брянском Покровском Соборном храме Его Преосвященством, Преосвященнейшим Митрофаном, Епископом Орловским и Севским 1-го ноября 1897 года*.

 

 31-го октября  сего 1897 года, в 6 час. по полудни, в г. Брянск прибыл для освящения главного престола и мраморно-мозаичного иконостаса в Соборном храме Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Орловский и Севский. Встреченный на вокзале представителями духовенства и городского управления, Владыка проследовал в город и по пути к Соборному храму благоволил заехать для получасового отдыха в дом старосты Собора, Брянского купца Ф. П. Смирнова, откуда в 6 час. вечера прибыл в Собор для служения Всенощного бдения. Залитый морем огня, переполненный множеством народа, величественный храм наш с блестящими новоустроенными мраморно-мозаичными иконостасами, видимо, произвел приятное впечатление на Архипастыря. При входе Владыки в храм местный протоиерей Василий Александров  приветствовал Святителя Божия от лица всего собравшегося здесь градского духовенства и народа краткою речью, в которой выразил чувства истинной радости и восторга по поводу предстоящего освящения храма самим Архипастырем. Милостиво выслушал Владыка приветствие, взошел на солею, преподал всем Архиерейское благословение и в глубоко назидательном слове, с обычною Ему простотою слов, но мудрою постановкою мыслей, напомнил слушателям, как должны они приготовиться к имеющему совершиться великому священному событию — обновлению храма. «Вы, возлюбленные братие и сестры», — так приблизительно говорил Владыка, — «собрались в величественном храме, украшенном мрамором и мозаикою, чтобы вместе с Нами помолиться пред имеющим совершиться завтра обновлением храма. Не в богатстве и великолепии достоинство храма и причина вселения в нем Царя Славы. Кто не слышал о том изумительном богатстве и великолепии, которыми отличался первый и по времени и по достоинству знаменитый храм Соломонов? Чистое злато и сребро, самые драгоценные камни украшали его. Однако, не уповая на неисчислимое богатство храма, Премудрый Царь в пламенной молитве ко Господу, просил Его принять этот храм в истинное жилище Свое. И слава Божия наполнила храм Соломонов, а благоухание ее ощущалось даже за стенами его…. Проведите, братие и сестры, ночь сию в молитве и благочестии, чтобы и нам умолить Господа Царя Славы вселиться в храме сем». Преподав снова Архипастырское благословение, Владыка вошел в алтарь. С нескрываемым удовольствием осматривал он здесь горнее место, чисто мозаической работы, и милостиво разговаривал с изобретателем и строителем мраморных иконостасов и мозаических горних мест, академиком живописи Виктором Доримедонтовичем Фартусовым. Нельзя не заметить, что новоустроенный трехпрестольный иконостас нашего храма есть первое произведение изобретателя и как таковое исполнено им с особым вниманием и усердием. Масса лучшего итальянского мрамора, усыпанного мозаикою, с разноцветными мраморными же колонами, с бронзовыми, золоченными массивными Царскими вратами и такими же рамами около икон, — поражает зрителя своею величавостью и блеском, особенно при освещении огнем или лучами солнца. Всенощное Богослужение, которое Преосвященный Митрофан совершил в сослужении Игумена Свенского монастыря Варсонофия, местного протоиерея Александрова, протоиерея Звенигородского, Благочинного г. Брянска священника Владимира Попова, Ключаря священника Матвея Крылова и священников М. Чижова, Г. Якубинского и Н. Ивановского, — продолжалось около четырех часов. На Всенощном Богослужении присутствовали г. начальник губернии и местные власти. После сего Владыка отбыл на покой в Петропавловский женский монастырь.

На другой день, в день самого освящения, уже в 7 часов утра храм наполнился народом.

Преосвященный Митрофан прибыл из монастыря около 9 часов утра и, по облачении  в святительские одежды, приступил к освящению престола. Слезы благоговения и  молитвенной радости выступали на глазах молящихся, когда Владыка с чувством беспримерной выразительности и интонации произносил молитвы, положенные в чине  освящения престола. Только при таком произношении молитв понятна всем та важность, та святость прошений, с которыми Великий Молитвенник обращался к Царю Славы. Для омовения и отирания деки напрестольной Владыка сам принимал от благочестивых  прихожан мыло, платки и проч.

По освящении престола и иконостаса, началось служение Божественной Литургии,  которую Преосвященный Митрофан совершал в сослужении лиц, участвовавших во Всенощном Богослужении. Во время Лигурии, за малым входом, Его Преосвященству угодно было возложить набедренник на молодого священника соборного храма Николая Ивановского. Крестообразно положив руки на главу награждаемого, Владыка произнес во всеуслышание приблизительно следующие приблизительные слова: «За усердное пастырское служение при отличном поведении и особенно за труды по духовному просвещению приходских детей, Вы награждаетесь первою духовною наградою. Да послужить награда сия побуждением тем к последующей Вашей усердной деятельности на пользу Св. Церкви».

В конце Литургии Преосвященный Митрофан обратился к народу с многосодержательным, пространным словом о значении для христианина освещения храма. Нет возможности, хотя приблизительно, передать ту глубину мысли, красоту и изящество форм богатой речи, какую говорил Владыка. Приняв в основание этого слова хвалитную стихиру на обновление храма — «к себе восходи человече, буди нов вместо ветхого, и души празднуй обновления дондеже время жития: да обновляется тебе всякого жития путь», — Преосвященный Оратор в дивной последовательности изложил пред слушателями чин освящения престола, а отсюда те подвиги веры и благочестия,  которыми обновляется человек. Сравнивая освящение храма с таинством крещения и миропомазания, Владыко говорил, что чрез это священнодействие храм наполняется Славою Божиею и исполняется Духа Святого подобно тому, как тело человека чрез Таинства становится храмом Божиим. Отсюда понятно то великое значение, какое должен иметь для нас храм. И если Венценосный пророк Давид испытывал чувства высшего духовного наслаждения находясь в скинии, которая по существу своему не была храмом Божиим, а только сенью грядущих благ, и в умилении восклицал: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ», — то как мы должны любить и стремиться к теперешним величественным храмам Божиим. Объяснив затем подробно значение освящения и омытия деки престола, прикрепление ее к столпам четырьмя гвоздями, облачении престола и хождения со Св. Мощами во образ круга, Владыка сказал: «страх Божий, память смертная, постоянное стремление к добродетели и любовь, — вот, те гвозди души, которыми она находит себе обитель у Господа, с Господом соединяется»… За Литургией также как и на Всенощном Богослужении присутствовали г. начальник губернии и все местные власти.

Посетив квартиру местного протоиерея Василия Александрова и приняв радушную трапезу в доме Церковного старосты Собора, Преосвященный Митрофан отбыл в Петропавловский женский монастырь ко Всенощному бдению и на другой день, осмотрев Николаевскую церковь ст. «Брянск» и посетив двухклассную церковно-приходскую школу при оной, Владыка, при огромном стечении сопровождавшего его народа, отправился в Рельсопрокатный завод для служения Литургии.

Священник Николай Ивановский.

 

Орловские епархиальные ведомости. 1897. №46. С. 1767 – 1771.

* 13 ноября по новому стилю.