О мощах нетленных
О МОЩАХ НЕТЛЕННЫХ.
Закончившийся недавно Церковный «Собор» «живого», «древлеапостольского» и прочего духовенства постановил считать «мощи св. угодников» — святыней для верующих, причем по вопросу об их «нетленности» отцы духовные пустили в ход чисто иезуитскую схоластику, утверждая, что «нетленность» нужно понимать «духовно» (!).
Не трудно догадаться, почему с таким упорством духовенство разных мастей цепляется за такую безнадежную вещь, как мощи. Казалось бы, после того, как сотни вскрытий гробниц с «нетленными» угодниками разоблачили наглый обман церкви с мощами — духовенство должно перейти к другим средствам религиозного дурмана; выработать новые формы одурачивания православных, — однако оно никак не хочет бросить старинного средства — мощей.
Причина ясна — слишком доходной статьей были мощи! Слишком много обосновано на мощах религиозной лжи!
Выбросить мощи из своего профессионального обихода, для духовенства значит рубить тот сук, на котором оно сидит Поэтому, несмотря на некоторые уступки «духу времени», так называемое «живое» духовенство продолжает свою торговлю трухой, именуемой мощами праведников, памятуя, что дураков еще на свете много…
Однако, круг «дураков» постепенно суживается:
Советская власть, власть, основанная на началах знания, ведет решительную борьбу с невежеством, разоблачая и распутывая сети обмана и лжи, коими были опутаны рабочие и крестьяне в течение долгих веков. Нельзя ж в самом деле устроить разумную жизнь в государстве с населением, покупающим у проходимцев «тьму египетскую», «слезы богородицы», кусочек лестницы, которую видел во сне Иаков… и т. д… Советская власть достигла больших успехов в деле борьбы с религиозным обманом: мы ежедневно теперь читаем в газетах о том, как даже в темных уголках деревни крестьяне гонят попов, считая их паразитами и обманщиками; как закрывают церкви и устраивают в них клубы. Вскрытие мощей много помогло в деле борьбы с религиозным дурманом: темные люди воочию убеждались, что они, по темноте своей, покланялись обыкновенным человеческим костям; темные люди возмущались, что их нагло обманывали отцы духовные, заставляя молиться на искусно сделанные куклы.
Поэтому мы приветствуем постановление Брянского Губисполкома — вскрыть «мощи», находящиеся в Одринском монастыре Карачевского уезда и «обретенные нетленными» в 1874 году.
Это вскрытие лишний раз покажет рабочим и крестьянам, чему поклонялись их предки и чему некоторые из них покланяются до сих пор еще сами.
Вскрытие еще раз разоблачит монастырских черных воронов, сделавших темному крестьянству «святыню» из кучи костей и зарабатывавших на этой «святыне» солидные барыши.
АРТИЛЛЕРИСТ.
Р. S. Когда эта статья была закончена, в Одринский монастырь прибыла комиссия для вскрытия мощей. Мощи были вскрыты 3 июня в 8 часов вечера. «Нетленные мощи» представляли из себя кучу истлевших, почерневших костей.
Несомненно, эти «св. останки» будут сданы в музей для «назидания потомства», а от мощей темному народу на память останется прибитая около мощей церковная кружка, в которую они перетаскали, по темноте, так много, так много трудовых денег!.
АРТИЛЛЕРИСТ.
О «СВЯТЫНЯХ ОДРИНСКИХ и КАРАЧЕВСКИХ»
«Вскрытие мощей»
В воскресенье 3 мая* в Одринский монастырь прибыла комиссия по вскрытию находящихся в нем «мощей» «неизвестного звания рабы божией».
В комиссию вошли: представитель Брянского Губкома РКП (б) и Губисполкома тов. Крапивницкий, от Губсуда тов. Евтух, от Губздрава — доктор Полянский, кроме того: секретарь Карачевского Укома, председатель Карачевского Исполкома, представители местного населения, воинских частей, верующих, духовенства (Карачевский еп. Агапий и др.).
На вскрытии присутствовало огромное количество местных крестьян и крестьянок, и красноармейцев.
Тучи народа облепили церковные крыши, деревья.
Благочестивого настроения толпа не имела: кричала, шумела смеялась.
Только отцы духовные имели сконфуженный вид. Шутка ли! Сколько лет надували православных этими самыми мощами и вдруг сейчас их вскроют и окажется черт знает что… Конфузно!..
Работы по отрыванию «мощей» производили наши лагерные саперы.
Публика с нетерпением следила за их работой.
— Скоро что ли? – Кричали из толпы, стоявшей за оградой гробницы.
— Скоро! – отвечает красноармеец, залезший на крыльцо монастырской церкви:: хвостик уже виден!
Толпа хохочет.
— Напрасно роют. — замечает одни крестьянин.
— А что?
— Никаких мощей нет здесь… Лавочка одна…
Откуда-то появился фотограф и стал щелкать аппаратом с балкона б<ывшего> игуменского дома.
Наконец, на глубине 2 ½ аршин саперы дорылись до «мощей».
Немедленно в склеп пригласили епископа и доктора.
Стали осторожно передавать, наружу «святые останки»:
Почерневший череп, куска костей, истлевшие куски дерева.
— Фью! – просвистал один из саперов: мослы!. Как просто!
Я стал пробираться сквозь толпу: мне нужно было закончить корреспонденции о мощах.
Поодаль от толпы пригорюнившись сидело несколько старушек.
А. за ними – Светлые времена!
АРТИЛЛЕРИСТ.
Брянский рабочий. – 1923. – 5 июн. (№120)
* В тексте опечатка, 3 июня 1923 года.