q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Редкий житель Брянска, попав на привокзальную площадь, не остановится, чтобы посмотреть сторону Десны и сказать про себя: «Хорош!..»

И впрямь хорош наш новый Октябрьский мост. Простые, строгие линии. И несмотря на солидный вес отдельных элементов (иные весят 25 тонн), конструкция выглядит легкой, ажурной. Бесспорно, еще одна удача известного столичного инженера-мостовика Евгения Гавриловича Кожевникова. Еще одна победа, в длинном ряду других, у коллектива строителей, возводивших мост: они великолепно воплотили в металле и бетоне замысел проектировщика. И, конечно же, новый мост – большое приобретение в канун радостного праздника для нашего города.

Новый Октябрьский мост – семипролетная арочная конструкция. Длина моста 317 метров, а вместе с подъездами – 2 километра 100 метров. Ширина проезжей части 12 метров (это достаточно, чтобы машины могли двигаться в два ряда в каждом направлении). Двухметровые тротуары удобны для пешеходов. Перила чугунные, художественного литья. Особенно эффектно будет выглядеть мост ночью: 32 светильника на 16 металлических мачтах зальют его светом. Возникшая вместе с мостом новая магистраль связывает кратчайшим путем центр города с Володарским районом.

Когда смотришь на сооружение теперешнем, завершенном виде, трудно представить, сколько человеческого труда, сколько материалов заключено в нем. Мало о чем горит и цифра в 20 миллионов рублей, в которые оно обошлось. По-настоящему начинаешь понимать то, что сделано руками мостовиков, когда в прорабском пункте приведут другие цифры… 1.129 кубометров железобетона ушло со сваями в грунт русла Десны. 4.296 кубометров бетона легло в виде опор на эти сваи. На опорах покоятся 2.559 кубометров сборных железобетонных конструкция. Почти 200 составов земли отсыпано в тело дамб. Покрыто дерном 32.000 кв. метров их откосов, асфальтом – 22.830 кв. метров их поверхности.

Никто не назовет нашу Десну могучей или полноводной. А немало сюрпризов подготовила мостовикам и она. Вот один пример. В русло, под фундаменты опор, нужно было вогнать 772 железобетонные сваи высотой с трехэтажный дом каждая. С этим обычно управляется 1.800-килограммовый копер. Но здесь под его ударами сваи углубились лишь на семь метров, дальше не шли. Пришлось применить специальные насосы. Строя воды под давлением 12 атмосфер размывала грунт, и только таким путем удалось забить сваи до нужной отметки…

А вот прораб называет цифру, которая впечатляет еще больше. Оказывается, мост монтировали всего две бригады монтажников по 10 – 12 человек в каждой. Зато, что это за люди!

… Бригада монтажников Василия Александровича Шитикова товарищи называют не иначе, как артистом, а начальники – виртуозом. О нем в коллективе ходят легенды. Рассказывают, например, такой случай. Шло строительство крупного моста. Монтаж вели с помощью кабель-крана небывалой высоты – 100 метров. В самый разгар работ движущая каретка вдруг остановилась. Что делать? Выход, казалось, был один – разбирать кран. На это ушла бы уйма времени. И тогда какой-то человек полез на головокружительную высоту по тросу и высвободил каретку. Это был Шитиков.

Василия Александровича и нашел на мосту. Он руководил укладкой последних тротуарных плит. Ожидал увидеть некоего богатыря – косая сажень в плечах. А передо мной стоял небольшого роста человек, щуплого вида, в годах. Но очень живой, энергичный, с хорошими добрыми глазами, со своеобразной, по-народному красочной и острой речью. Выяснилось, что у человека, который 17 лет живет на колесах, живет трудной, но такой богатой жизнью монтажника-мостовика, четверо детей.

– Старший, Николай, — рассказывает Шитиков, — родился на Днепре (строили мост в Запорожье); второй сын, Анатолий, — в Красноярске, на Енисее; третий, Виктор – в Ворожбе (тоже мост возводили); двухлетняя Татьяна увидела свет на берегах Десны…

Этот короткий рассказ – лишь эпизод из биографии самого Шитикова и совсем крохотная частица из биографии людей мостопоезда №812, с которыми он сроднился. Созданный в годы войны, этот «поезд», двигаясь вслед за наступившей армией восстанавливал все инженерные сооружения, большие и малые, простые и сложные, разрушенные врагом.

Как всегда, добротно, на совесть и в осеннюю непогодь и в лютую стужу строили люди из 812-го мост в Брянске. Под руководством кадрового мастера Петра Ефимовича Кузнецова безупречно выполнила опалубку опор, с высокой точностью произвела «омоноличивание», то есть соединение всех элементов сооружения в единую конструкцию, бригада плотников Василия Васильева. Никак не позже 1 апреля, до паводка, нужно было смонтировать арки моста. Монтажники Павла Бурлакова управились с этим к 23 марта. С опережением графика закончили люди того же Шитикова сборку надарочного пролетного строения. 130 -140 процентов нормы – в таком темпе трудились все время все четыре женские бригады разнорабочих – Татьяны Гостевой, Полины Ширяковой, Анны Карповой и Тамары Бодаловой. Умелыми организаторами коллектива проявили себя руководители стройки инженеры – старший прораб Виктор Афанасьевич Карач, начальник мостопоезда Павел Константинович Сизов, главный инженер Борис Михайлович Таслицкий.

– А как работали «тылы» стройки? – спрашивая у тов. Карача.

– Назову только один факт. 2.559 элементов включает в себя мост. И ни один из них Русавский (это начальник нашего полигона) не задержал.

Мост уже, можно сказать, готов. Сейчас строители красят арки, опоры, планируют, приводят в порядок площадку под ним. А наверху уже хозяйничают другие: троллейбусники навешивают контактную сеть, электрики подключают освещение.

Через несколько дней мостовики разберут свои времянки и покинут мост. Но не город. Куда интенсивнее пойдут работы на Фокинском мосту. В будущем году начнется сооружение Первомайского моста и моста через Болву на новой дороге, которая свяжет скоро Володарский и Бежицкий районы города, пешеходного моста у вокзала…

Долго «стоять» еще мостопоезду в Брянске.

В. Степанов

Брянский рабочий. – 1960. – 2 ноя. (№261). С. 3