Новые мосты Брянска
Целыми днями, а порою и ночами напролет улицы Володарской района наполнены гулом мощных «МАЗов», груженных песком. Жители района знают, куда они держат путь, — к новому Октябрьскому мосту через Десну, сооружаемому невдалеке от старого, деревянного.
Мост возводит коллектив мостопоезда №812 «Главмостостроя» Министерства транспортного строительства СССР. Напомним, что «Главмостострой» — это та организация, которая навела мост Московского метрополитена и Новоарбатский мост у Киевского вокзала столицы, а сейчас заканчивает уникальный двухъярусный мост в Лужниках. Мостопоезд № 812 — лишь одно из ее подразделений, но и ему под силу сооружение мостов любого типа, в том числе высших классов. Не одну сотню мостов, больших и малых, возвел его коллектив. Им, в частности, восстановлены или построены вновь в послевоенные годы все железнодорожные мосты на Московско-Киевской магистрали.
Что же такое мостопоезд? Это высокомеханизированное, специализированное предприятие. Как показывает само название, оно подвижное. Все его оборудование, мастерские, даже жилье костяка персонала находятся на колесах.
Сейчас коллектив мостопоезда № 812 строит одновременно 15 мостов и других крупных инженерных сооружений в Рославле, Алексине. Кирове-Калужском и т. д. В Брянске, помимо Октябрьского моста, ему поручено возвести четыре других новых моста: Первомайский в Бежицком районе) и Фокинский мост через Десну, а также капитальные мосты через Верхний и Нижний Судки.
Рабочие чертежи трех первых из названных мостов уже готовы, проекты двух остальных будут сданы в ноябре. Проектированием их занимается Московский проектный институт «Гипрокоммундортранс». Автор проектов всех пяти новых брянских мостов — опытный столичный инженер-мостовик Евгений Гаврилович Кожевников.
Что же будут они представлять собою?
В беседе с нашим корреспондентом Е. Г. Кожевников рассказал:
— Октябрьский мост — арочная семипролетная конструкция с длиной пролетов в 44 метра каждый. Характерным для нее является то, что вся она — арки, надарочное строение и другие части изготовляются из сборного железобетона. Это, при сравнительно небольших затратах, обеспечит высокую прочность сооружения. Характерно также, что вес отдельных элементов достигает 30 тонн Опоры бетонные, с основаниями на железобетонных сваях.
Благодаря большой ширине проезжей части — она составляет 12 метров, — по мосту свободно смогут двигаться в три ряда даже самые крупногабаритные грузовики, автобусы, троллейбусы.
Относительно большая длина моста при ширине зеркала реки всего в несколько десятков метров обеспечит беспрепятственный пропуск паводковых вод. Специальные регуляризационные, или иначе — выпрямительные сооружения, будут направлять поток, равномерно распределяя его через отверстия моста.
Верхнюю часть моста украсят чугунные перильные решетки художественного литья и 14 мачт с двумя светильниками на каждой. Мачты послужат также для навески проводов троллейбусной линии, которая свяжет вокзал с центром города.
С обеих сторон к мосту примыкает земляная дамба, сооружаемая методом гидронамыва, с помощью земснарядов. Левобережная часть дамбы разветвляется на две магистрали. Одна из них выводит прямо к вокзалу, по другой — через уже готовый мост над путями станции Брянск-I — можно проехать в Володарский район. Правобережная, прямая, как стрела, часть дамбы кончается широким, удобным для транспорта съездом у улицы Калинина (близ школы 7). Ширина проезжей части дамбы — та же, что и у моста, общая длина — около двух километров. По обеим сторонам ее лягут широкие тротуары. Таким образом, город получает новую благоустроенную магистраль в территориально оторванный Володарский район, более короткую, чем существующая.
Фокинский мост относится к типу балочных. Он станет между нынешним деревянным и сооружаемым сейчас временным низководным, движение по которому откроется в ближайшие дни. На правом берегу мост будет выходить на улицу Калинина, на левом — на существующую дамбу.
Первомайский мост в точности повторит конструкцию Октябрьского. Он будет лишь несколько короче.
Проекты мостов через Судки составляются в нескольких вариантах, предусмотрены, в частности, арочная, балочная и рамная конструкции. Дело городской общественности — выбрать наилучшие. Как и Октябрьский мост, все остальные будут целиком построены из сборных железобетонных элементов.
— И проектанты, и строители, — сказал в заключение Е. Г. Кожевников, — приложат все силы, чтобы новые мосты стали украшением города.
Объем работ, которые предстоит выполнить коллективу мостопоезда в Брянске, велик. На строительстве одного только Октябрьского моста предстоит смонтировать 3,5 тысячи железобетонных конструкций, уложить около 5,5 тысячи кубометров бетона и намыть более 400.000 кубометров грунта.
Работы здесь идут полным ходом. Уже отсыпано более 200.000 кубометров земли, забетонированы фундаменты пяти и тела двух опор, под остальные забиты сваи.
Мостовикам приходится работать в довольно неблагоприятных условиях: часты перебои в финансировании стройки, в снабжении, ее материалами. Несмотря на это, подавляющая часть их трудится и быстро и Хорошо. Примечательно, что в нынешнем году коллектив мостопоезда дважды награждался премией Министерства транспортного строительства СССР, а каждый второй здесь отмечен персонально: почетным значком или грамотой, денежной премией и т. п.
Вот имена тех, кого мостовики называют лучшими: бригада кадрового монтажника Василия Шитакова, электросварщик Иван Михайлик, бетонщица Тамара Бадалова, шофер мотовоза Сергей Захаров. молодой плотник Владимир Було и другие. В мостопоезде немало рабочих, успешно сочетающих труд на стройке с учебой. Электромонтер, кандидат в члены КПСС Иван Селемин, например, учится на заочном отделении Московского энергетического института. Шофер коммунист Николай Ярославцев посещает третий курс Брянского института транпортного машиностроения. Мастер Роман Науло и плотник Александр Иванов — студенты-заочники Московского строительного института. Учеба — хорошее подспорье мостовикам в их сложной профессии.
…В кабинете главного инженера мостопоезда №812 Б. М. Таслицкого висит чертеж Октябрьского моста в масштабе 1:200. Благородная простота и изящество линий отличают конструкцию. Сооружение выглядит легким, словно воздушным. Вспоминаются последние слова автора проекта. Да, чувствуется, что проектировщик вложил много стараний в свое детище. Можно не сомневаться, что мостовики точно воплотят замысел инженера в жизнь.
В. СТЕПАНОВ.