Мосты и люди
Всё! Уложена последняя балка. Литейный мост в Брянске — теперь уже мост. Можно и пройти и проехать.
И пускай впереди еще много дел. Пускай еще надо положить верхний слой покрытия. Установить перила. Сделать подъезды, отмостку. Но основная-то работа позади! Гляди: вот он, мост…
И потому у рабочих мостопоезда № 812, которые его возвели, сегодня именинный день.
Как и другие люди, всегда открытые ветрам, дождям и солнцу, мостостроители, их мастер Петр Ефимович Кузнецов, немногословны. Дескать, слова — ветер. Смотри на наш труд сам, помножь его на прожитые годы и прикидывай, чего мы стоим.
Мостопоезду — так называется эта строительная организация — двадцать пять лет. Вчера, в субботу, было день в день двадцать пять. Поздравление прислал министр. Кого-то премировал, кому-то предназначил именные часы. Часы эти, судя по всему, отличаются от обычных тем, что показывают еще и рабочий стаж человека, его вклад в общее дело.
Для Петра Семеновича Зобова, Петра Андреевича Ивашкова, Анатолия Федоровича Теренина, Ивана Сергеевича Кондаурова часы отстукали четверть века, труда. Они со своей организацией одногодки. Вместе росли и мужали. Петр Семенович начинал слесарем, стал главным механиком. Путь Ивашкова: плотник, бригадир, мастер, прораб, старший прораб. Почти то же самое у Теренина.
Это — анкета. Строки в ней из бетона и металла, скрепленного старанием, самоотверженностью, умом.
Вспоминается случай на строительстве Октябрьского моста в Брянске. Дни на нем были напряженными. Очень уж хотелось строителям достроить мост к октябрьским праздникам!
В одну из вечерних смен к начальнику участка Виктору Афанасьевичу Карачу (сейчас он начальник мостопоезда) подошли монтажники.
— Осталось поставить шесть арок, — сказали они. — К двенадцати ночи поставим.
Карач только отмахнулся:
— Будет вам. Днем по три ставили, а тут ночью шесть…
Не поверил тогда начальник участка монтажникам. А несколько часов спустя те самые монтажники, утирая пот со лба, поднялись на последнюю арку.
— Тише! — сказал бригадир Василий Шитиков.
Со стороны вокзала, из репродуктора — громкоговорителя, послышался сначала шум, потом перезвон курантов на Спасской башне. — Уложились, — улыбнулся Шитиков и, обращаясь к друзьям, устало добавил: — Ну, пошли, что ли?..
Вспоминая об этом и о многих других подобных случаях, Виктор Афанасьевич сейчас итожит: «Люди у нас — золото». И рассказывает про Ивана Филипповича Михайлика. Это такой машинист крана, такой человечище! Откуда только в людях столько добра и жажды дела?! А Александр Полутин? Шофер. Молод, а уважение заслужил всеобщее. Или вот Дублянин.. Степан Семенович. По-хорошему проводили его на пенсию. Через два месяца возвращается: «Вырос я на мостах, видно, на мостах и доживать буду».
Надо сильно любить свою профессию, чтобы годами жить оторванным от дома, кочевать, не знать уюта. Не потому ли в мостопоезде в большом почете ветераны, хранители его рабочих традиций.
Такие, как А. Г. Лукьянов, Н. А. Наместников, А. А. Кузнецов, Я. А. НикишовЗ. А. Кузнецова, П. И. Климова, А. Д. Карпова, В. М. Меркушев, Т. Е. Бодалова, А. А. Тимофеева. Именно такие люди дают закваску всему коллективу. Они впереди тех, кто достойно несет вахту в честь 100-летия В. И. Ленина.
В канун 25-летия мостопоезда пришли такие вести: Навлинский и Липецкий участки выполнили годовой план. Сдано восемь мостов.
За время работы коллектив мостопоезда построил 274 моста и виадука. Из них у нас в области — 83. На больших и малых реках. На железной дороге. На магистралях Москва — Севск, Брянск — Гомель. Брянск — Орел. Бежит-спешит по этим мостам жизнь. А их строители опять ушли вперед.
Они – первопроходцы.
Вл. ВАСЕНКОВ.
Фото Е. Мищенко.