q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

М<илостивый> г<осударь>, г. редактор! Покорнейше прошу Вас дать место в Вашей газете необходимому разъяснению относительно заведуемой мною церковно-приходской школы Полесских железных дорог, по поводу брянской хроники, помещенной в №248.

Г. «Sn» пишет: «Мы слышали, что заведующий церковно-приходской школой на вокзале Полесских железных дорог принимает всевозможные меры, чтобы ученики этого училища не поступали во вновь открываемое 2-е городское училище». Однако, из «возможных мер» у корреспондента оказалась лишь одна: «Он (т. е. заведующий) объявил, что кто пойдёт на приёмный экзамен в городское училище и не явится на занятия, тот лишится всех учебников и учебных принадлежностей, какие там выдаются бесплатно. В виду такого распоряжения многие родителя просили заведующего городским училищем назначить приёмные экзамены вечером попозже, чтоб учитель не узнал. Странный способ удержания учеников в прежнем училище!»

Хотя в приведенной корреспонденции нет правды, тем не менее, она выставляет меня в странном свете и может ввести в заблуждение незнакомую с делом публику. Церковно-приходская школа Полеских железных дорог специально устроена для детей служащих этой дороге, хотя на свободные вакансии принимаются с платой и посторонние. Школа эта двухклассная, с двумя добавочными классами, особого железнодорожного типа; программа ее по обширности и разнообразию преподаваемых в ней предметов не уступает программе городских училищ, проходится в течение 6 лет и рассчитана главным образом на подготовку учеников в технические железнодорожные училища. Обучаются в ней ученики на средства железной дороги с значительным денежным пособием бедным, а 30 учеников всецело содержатся школою в особом общежитии. Школа рассчитана на 150 человек но в настоящее время в ней учатся 160 человек. Отсюда ясно видно:

1) Ученикам нашей школы, готовящимся по преимуществу к железнодорожной профессии, нет цели поступать в городское училище, имеющее общеобразовательное значение; 2) ученикам нашей школы нет выгоды, а некоторым и материальной возможности поступить в городское училище, где они должны обучаться всецело за свой счет и 3) в виду изложенных обстоятельств наши ученики сами не пожелали поступать в городское училище, за исключением 7-8 человек, которые были вынуждены силою обстоятельств поступить в городское училище.

Теперь можно судить, было ли как-нибудь основание и нужда принимать «всевозможные меры» к удержанию учеников в нашей школе, из которой их разве удалишь через исключение за проступки? Наоборот, за неимением места в школе приходится принимать печальную меру отказа детям от поступления, как это ежегодно бывает. Будут служащие на Полесских ж<елезных> д<орог> — будут всегда их дети обучаться в Полесской школе. Что же касается принятой будто бы меры лишения переходящих в городское училище учеников бесплатных учебников, то и сами ученики понимают, что книги и учебные пособия не дарятся им в собственность нашей школой, и посему по выходе из школы возвращаются ими обратно.

Для окончательной характеристики слышанного о нашей школе г. корреспондентом приведу маленький факт: 18 сего сентября* мне пришлось быть вместе с заведующим 2-м городским училищем на заседании местного церковно-приходского попечительства. Я поинтересовался узнать, правда ли, что многие родители просили г. заведующего назначать приемные экзамены попозже вечером, чтобы учитель не узнал? На это я публично получил категорический ответ от него, что это неправда!

Примите и пр. Заведующий церковно-приходскою школою Полесских железных дорог, законоучитель, священник Иоанн Семёнов.

 

Орловский вестник. – 1900. – 11 окт. (28 сен.) (№260)

 

* 1 октября по новому стилю.