Характерная особенность брянской жизни…
Характерная особенность брянской жизни – доминирующе положение евреев в торговле. Хорошо это или дурно – представляю судить читателю, но еврей внес в среду торговцев много специфических особенностей. Первая и главнейшая – широкое распространение кредита и при том в такой мере, о которой в недавнее прошлое брянский торговец и особенно мелочной, и мечтать не мог. Через город ежедневно «дефилирует» масса коммивояжеров, убедительно предлагающих торговцам: «Вы только запишите. Что вам стоит записать? Ну, пожалуйста, запишите…» Один предлагает чай, другой масло, третий галантерейный товар, четвертый табак и т. д. и т.д. Цены в общем довольно низки, но главная приманка – кредит. И замечательное явление: торговцу, действительно, стоит только записать, а там аккуратнейшим образом получается товар и написанный на сумму стоимости этого товара вексель, с просьбою подписать его и отправить по такому-то адресу. Стало быть, покупателю оказывается самое полное доверие, приняты во внимание малограмотность большинства торговцев, и об обманах со стороны последних что-то редко слышно. Все это вносит известное оживление в торговлю, мелочные лавочки плодятся, как грибы, «конкуренция» полная. К сожалению, приходится отметить, что доставляемый таким способом товарец, мягко выражаясь, низкопробен: тут из чаёк под забористою фирмою: «Выпей Вольфсона чайку – позабудешь тоску», и гарное масло, которое «горит лучше деревянного», и бросовая галантерея… Словом, порядочный товар – большая редкость, а больше «и дёшево и гнило». Помимо иногородних еврейских фирм, крупным поставщиком (и для многих единственным) является рославльский первой гильдии купец Гольдин, имеющий оптовую торговлю в Привокзальной слободе. Постоянная агентура в специальных торговых центрах (напр<имер>, в Царицыне на Волге), понимание запросов местного потребителя, умение образцово поставить принцип: «числом поболее, ценою по дешевле», дают фирме Гольдина крупное преимущество перед неповоротливым и тяжелым на подъем «русским» торговцам. Но не это помогло Гольдину взять «преферанс». Главное – опять-таки, широкий кредит мелочному торговцу и надлежащее усвоение самых основ мелочной торговли: мелочный торговец служащих не имеет, покупка товара для него тяжелая необходимость, и Гольдин покупателя своего не ждет, он сам знает, что кому нужно, вовремя присылает товар, не дожидаясь требования на него, то и дело заезжает справиться, чего нет, что нужно. Суть дела, стало быть, в том, что еврей ищет, а «русский» ждет… Не мудрено поэтому, что город наводнен евреями, и недавно услышанное мною от одного из торговцев города Карачева (в Карачеве еврей – большая редкость) определения Брянска – «Брянск городок – Бердичева уголок» совершенно справедливо. На нашем рынке обеспечен сбыт, какой угодно, завали, исключая, конечно, совершенно непотребную. Затем поставки… В них-то , пожалуй, и скрывается корень зла. Поставки, как известно, еврейская специальность. В Брянске у нас объясняется это вот чем. Положим, взял поставки какой-либо купец, ну хоть Платонов. Платонов сделает основным правилом: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Он поведет дело на собственный страх и риск, поведет самолично, оплачивая не только известный % прибыли, но и торговые документы и расходы всех тех мест, откуда будет приобретать поставляемое. А там, глядишь, какой-нибудь Иванов подложить Платонову «свинью» и причинит солидные убытки и не то, чтобы из зависти, а так – блажь придет; сам чёрт часто не разберет, что побуждает нашего гильдейца «подсиживать» своего ближнего. Другое дело какой-либо еврей, возьмись он за поставки, на его стороне помощь всего еврейства, к его услугам целая армия мелких евреев, которые разъезжая в черте оседлости и вне ее, довольствуются ничтожным вознаграждением за куртаж и комиссию, и торговых документов и всяческих торговых расходов оптовику-еврею оплачивать не приходится, ибо помощники собственно не имеют ни торговли, ни следственно, торговых документов. Потом, Платонов ведет дело на основании «кондиций», еврей – на основании психологии. Разница существенная, хоть для непосвященного глаза «оно» и не вразумительно. А как, кажись, не понять? Стоит только припомнить, что еврей возьмется за дело, лишь основательно изучив вкусы, наклонности, слабости «самого». До чего такой «психологией» внесена в некоторые из «поставщических» сфер деморализация, характеризует следующий рассказ одного из солиднейших брянских торговцев. «Приходит ко мне N, спрашивает: «крупа есть?». «Есть», — говорю. «Покажите»… Показываю. «Почем?», — спрашивает. «1 р. 20 коп. пуд»… «Пришлите 200 пуд<ов>, но только по 1 р. 35 коп.» — Ни слова не говоря, отсчитал ему шесть золотых, отправил крупу, написал счет по 1 р. 35 коп. и на завтра получил сполна деньги… Только с тех пор зарекся, и на эдакие дела не посягаю. Помилуйте, разве это торговля? Отечества это грабеж, а не торговля. Пусть уж лучше другие, да не я…»
Да не подумает, однако, читатель, что все евреи действуют, как «Зильбергрош». Дело обозревателя уловить основной тон, а исключения в сторону положительную и отрицательную – вещь естественная и неизбежная.