q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

В центре ул. III-го Интернационала высится большое здание бывшего собора. Там, где когда-то с высоты церковного амвона лились сладкие одурманивающие проповеди, и обиталище бога в отставке – творятся… безбожные дела.

Теперь в соборе приютились два «немых». Один из них всем известный «великий немой» — кино, другой – антирелигиозный музей, молчаливый свидетель религиозных культов от колыбели до наших дней.

В музее бывают люди неверующие ни в бога, ни в черта – или, как их зовут, безбожники. Часто осторожно, с опаской, озираясь по сторонам, проходят люди с длинными волосами с не менее длинными одеждами. Здесь, потупив глаза и боясь затронуть экспонаты, осторожно проходит евангелист.

Это о публике. Теперь об экспонатах.

Много – богов.

Всю первую комнату нанимают экспонаты, подтверждающие учение Дарвина – теорию эволюционного происхождения человека и животных.

Следующая комната занята богами. Здесь можно проследить, каким путем дикари создают себе богов по образу и подобию своему и как в силу этого идолы разделяются на злых и добрых.

Здесь целыми сотнями помещаются фигурки различных богов.

Здесь два образа знаменитого божественного быка Аписа со звездой на лбу. Здесь ассирийские властелины, произведенные в божества по их земным деяниям, жертвенные доски, сосуды.

Имеются представители нынешних богов Японии и Китая. Здесь же и куча других богов, из которых выделяется статуя бога второго разряда – три сросшихся фигуры: министр двора фараона (посредине) и его жена и теща (по бокам). Переходя из комнаты в комнату, просматривая экспонаты, чувствуешь, что ты проходишь этапы человеческой борьбы за существование.

Об этом красноречиво свидетельствуют остатки доисторической культуры. Вот на вас смотрят пустыми глазищами божки эпохи железа и бронзы, чудится здоровый, сильный человек, опускающийся на колени и молящийся деревянному чурбану, чтобы он его оградилот нашествия неукротимых сил природы. Целая комната посвящена русско-еврейским святым богам. Евангелии в бархатных переплетах, разукрашенные бронзой, серебром, золотом, мумия епископа в блестящем парчовом одеянии с митрой на голове и с посохом в руке.

Но главный интерес не в чашах, хоругвях и иконах.

Главное – плащаница зацелованная, антиминс, в котором якобы кусок тела Христова и три гроба с мощами.

Жалкий вид. Все рассыпано в прах. Все истлело. Только череп кое-как сохранился, но и он – старый, шоколадного цвета.

Ходят люди. Улыбаются. Смеются. Возмущаются. И… «ни грома, ни молнии»…

Еврейская религия слабо представлена в музее. Здесь всего одно одеяние раввина развешано: «талес», «тфилин».

Воспользуйтесь свободным временем. В этот день посещение галереи богов – лучший горчичник для больных религией.

Ос. Пик.

 

Брянский рабочий. – 1929. – 4 мая (№102)