q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Деревья живут долго, но приходит срок и они умирают. Высохшие, корявые, они возвышаются над теми, что расцветают весной. Мускулистые корни, прочно вросшие в землю, ещё удерживают гигантские останки деревьев, но рано или поздно являются пила и топор – дерево превращается в уголь, дым, золу… Так поступают все, так поступали и мы.

Старые вязы нашего брянского парка, достигнув девяноста-ста лет, да ещё поражённые голландской болезнью, тоже постепенно начали постепенно умирать. Жаль, но ничего не поделаешь, придётся вырубить их.

Но однажды, смущаясь, подошли ко мне два парня. Понравилось им одно дерево недалеко от летнего театра. Оно было совсем сухое, кора облезла с веток – мёртвое дерево, а парни говорят: можно сделать его живым, например стариком-сказочником. Представляете, будет стоять среди деревьев этакий патриарх лесной.

Через неделю у меня на столе уже лежал эскиз, а потом (в 1967 году это было(???) в парке поселился и сам сказочник. Так началась наша дружба с необыкновенно способными ребятами Игорем Ждановым и Виктором Михайловым, о которых без преувеличения можно сказать, что у них золотые руки.

Спустя некоторое время появились у Игоря и Виктора и добровольные помощники – ребята из кружка резьбы по дереву Брянского дворца пионеров, руководил которыми Константин Иванович Могут, бывший главный архитектор области. Ребята принялись за дело, помогая превращать мёртвые деревья в лукавого Емелю, горделивую «Деснянку» или сосредоточенного «Музыканта».

Игорь и Виктор, окончив в 1952 году ремесленное училище по специальности столяра-краснодеревщика, пошли работать на завод модельщиками. Ещё мальчишками лазали они про кручам Десны, выискивая причудливые корни, сучки. Не всем дан счастливый человеческий дар, который кто-то метко окрестил вторым зрением. Увидеть в малом большое, обыкновенном – необыкновенное, и только самому увидеть, но и обратить на это внимание других, раскрыть для них невидимую тайну, заставить удивиться, прозреть – это и есть волшебство. Любовь к диковинным корешкам осталась у друзей на всю жизнь. Но вместе с возмужанием появилось и стремление попробовать свои силы в формах сложных, монументальных… На заводе молодым специалистам поручали всё более ответственные задания. Наконец, они решаются принять участие в конкурсе на создание проекта Памятника революции в Ленинграде. И получают благодарность жюри.

Потом один из них по приглашению едет в Москву, где занимается реставрацией старинной мебели, а другой принимает участие в создании проекта памятника городу Брянску. И на своём заводе они уже не просто модельщики, а инженеры-художники.

И в нашем парке они создали много удивительных скульптур. Одну из них мы всем городом назвали «Брянская мадонна». Мотивом к её созданию послужило произведение итальянского скульптора Брессани.

…. Однажды порывом ветром сломало старое дерево напротив танцевальной площадки. Тогда-то и пришла нам мысль об аистах. Почему мы ставим памятники только людям? Разве наши пернатые и четвероногие друзья недостойны этого?
Сначала всё казалось просто: найти старое тележное колесо, свить на нём аистиное гнездо из веток, закрепить всё сооружение на вершине дерева. Но вот аисты? Какими они должны быть? Натуральными, стилизованными и как будет понята и принята зрителями стилизация?

Прошло время, и аисты заняли своё место, как и красный бегемот с непомерно огромной пастью, и длинноногие, гнутые из водопроводных труб цапли. В них всё, как не бывает взаправду, но в то же время и правдоподобно. И детям очень нравится. У них своя психология, свои понятия.

Тук-тук – разносится по опустевшему парку. Окончив работу на заводе, едва успев пообедать и переодеться, Игорь и Виктор снова здесь. И если о нашем парке сегодня все говорят с гордостью, если слава его далеко пошла, то это благодаря им. Благодаря им не умирают сказочные герои, родившиеся вновь, не умирают и деревья.

В. Динабургский, директор парка культуры и отдыха им. А. К. Толстого. Брянск.

Советская культура. – 1969. – 6 февр.


error: Копирование запрещено!