q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

О нем еще мало кто знает. Его не найдешь пока ни по вывеске, которую не успели заказать, ни по городским справочникам, в которые оно еще не занесено. Тем не менее вот  уже  месяца оно, что называется, в строю, это 27-е у нас на Брянщине среднее специальное учебное заведение. Интересное учебное заведение, очень нужное и, прямо скажем, довольно еще редкое в областных центрах — художественное училище.

Фотоснимок, который вы здесь видите, сделан в одном из его классов. Но представление о новом училище он, разумеется, дает лишь фрагментарное. Что же оно в полном объеме? Каково его назначение? Как начало жить? Беседуем об этом с директором, известным брянским художником Л. А. Захаровым.

Фото И. Мелещенко.

Фото И. Мелещенко.

— Так что, Леонид Александрович, собой представляет Брянское художественное училище!

— Младенца, — улыбается директор. — Ну, скажем, малыша, который делает самые первые шаги… А если без аллегорий, то по структуре наше училище сегодня — это два отделения, именуемые: «Преподавание черчения и рисования» и «Художественное оформление». Названия вряд ли требуют расшифровки, сразу ясно: и кого начинаем готовить, и сколь важное дело тем самым затеяно. Например, дипломированных учителей черчения и рисования — их-то и будет выпускать первое отделение, — по моим сведениям, в области едва наберется полсотни, а школ — больше тысячи. Ножницы! Острый и все растущий спрос и на художников-оформителей. Дворцы и Дома культуры, конструкторские бюро, проектные организации и т. д. и. т. п. все меньше устраивают услуги дилетантов, самоучек. Само собой разумеется, что лучшие наши выпускники получат право продолжать учебу в высших художественных учебных заведениях страны, а многие пополнят коллективы производственных мастерских Художественного фонда… Что еще можно сказать о структуре? Срок обучения — четыре года. Учебная программа состоит из двух циклов дисциплин — специального (рисунок, живопись, композиция, лепка, черчение и прочее такое) и общеобразовательного, такого же, как в 9—10 классах обычных средних школ…

— Стало быть, принимаете вы окончивших восемь классов? По какому принципу?

— Обычному для подобных учебных заведений: общая подготовка плюс особые способности, одаренность. Вернее, даже отбор начинаем с проверки второго условия. Собственного опыта у нас, естественно, еще нет — произведен лишь первый набор. Знаем только, что в других, родственных нашему училищах бывает прямо-таки неимоверный конкурс — по 30-40 человек на место. Случилось так, что у нас довольно смутно было объявлено о начальном приеме, — и то заявлений поступило вдвое больше числа мест. Пожелали учиться окончившие и среднюю школу, и даже техникумы. Вот из всех них и выбирали самых способных. Всего приняли 55 человек: 29 — на педагогическое отделение и 26 — на оформительское. Очень заметный процент при этом составили молодые люди, учившиеся в детских художественных школах, студиях — что совершенно естественно. Половина всех принятых —            из городов к районов области, половина — из самого Брянска.

— Позади два месяца занятий..

— К сожалению, это не значит, что учебно-воспитательный процесс уже полностью вошел в нормальную колею. В сущности, мы все еще переживаем организационный период. Он осложнен тем, что своего помещения училище пока не имеет — мы временно «стали на квартиру» у детской художественной школы, немало стеснив и ее. Но тут уж ничего не поделаешь… А занятия идут полноценные, в точном соответствии с программой. Специальные дисциплины преподают член Союза художников СССР Е. А. Кожевников (на снимке он-то и ведет занятие), выпускники художественных вузов страны Н. В. Баркова, А. С. Панченко, А. С. Потапов, Е. И. Васильев… Большинство их, правда, как и учителя общеобразовательных предметов, работают у нас пока по совместительству, но дело это не меняет. Штатами же своими собственными будем обрастать по мере мужания и расширения училища.

— А каковы, Леонид Александрович, эти перспективы? Есть тут какая-нибудь программа?

— Разумеется. Ну прежде всего мы должны скоро получить свое здание, чтобы можно было развернуться. На будущий учебный год произведем, очевидно, такой же прием и сохраним нынешних два отделения. А в дальнейшем в наших планах — открыть отделения скульптурно-педагогическое (оно будет готовить главным образом преподавателей для детских художественных школ и Домов пионеров) и художников театра (то есть и профессионального, и народного театров, и вообще клубных учреждений). Думаем даже об отделении художников-прикладников, которое просто напрашивается в условиях нашей Брянщины с ее богатыми традициями народного творчества и широко развитой промышленностью хрусталя, мебели и т. п. Само училище должно как можно скорее обзавестись своими учебно-производственными мастерскими, чтобы учащиеся приобретали опыт и навыки на выполнении конкретных «заказов жизни». О более широких и дальних планах говорить рановато. Как говорится, поживем — увидим…

Беседу вел Г. СЕМИН.

 

Брянский рабочий. – 1976. – 3 ноя. С. 4


error: Копирование запрещено!