q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Александр РЯЗАНЦЕВ, фрезеровщик производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» (БМЗ), лауреат премии Ленинского комсомола.

Петр КОЗИН, Герой Социалистического Труда, бригадир слесарей-сборщиков БМЗ.

Петр Петрович, и я сколько раз проходили по его залам… Мне лично особенно памятен раздел, посвященный далекому 1918 году. Завод мерз. Завод голодал Троцкий настаивал на том, чтобы закрыть его. Самое непосредственное участие в судьбе предприятия принял тогда Владимир Ильич Ленин Он встретился с посланцами нашего завода Акимовым и Беззаботновым. расспросил обо всем, в чем нуждались рабочие. По предложению Ильича заводу была выделена большая сумма денег, а также продовольствие. И тогда, ободренные вниманием и заботой Ленина, рабочие взялись налаживать производство, чтобы немедля дать так нужные стране плуги, подъемные краны, снаряды, бронепоезда.

П. КОЗИН. Да, это время глубоко отразилось на судьбах людей. Затронуло оно—впрямую — и меня. Мой отец, Петр Александрович, рабочий-литейщик, с продотрядом отправился за хлебом Он погиб в бою где-то в Сибири. Я так ни разу и не видел своего отца. Мать говорила, что был он сильный, рослый, добрый и справедливый.

Тогда многие рабочие нашего завода, как говорится, одной рукой строили, созидали, а другой отбивались от многочисленных врагов. Я часто думаю о том, что здесь, на нашем заводе, создавались тогда не только бронепоезда, паровозы, плуги, а и новые производственные отношения. Октябрь передал власть в руки народа, и рабочий люд сам решал, как сделать свой труд более производительным, чтобы укрепить эту власть. А для этого прежде всего надо было не просто поднять, а создать новую, осознанную трудовую дисциплину. Вот тогда-то и появились наши знаменитые «Брянские правила», которые стали основой внутреннего трудового распорядка, действующего сейчас на всех предприятиях страны.

А. РЯЗАНЦЕВ. «Брянские правила» для нас, молодых машиностроителей, не просто символ. Каждый третий работник в объединении — комсомольского возраста. Возле мемориала «Брянские правила», что сооружен на территории завода, проводится торжественное посвящение в ряды рабочего класса. Все знают, как это было тогда, в 1918-м…

П. КОЗИН. Да. 25 января 1918 года — значительная веха в жизни нашего с тобой, Саша, завода В тот день на совместном заседании общественных организаций было решено выработать правила внутреннего распорядка, за неподчинение которым принимать все меры вплоть до расчета. Проект правил раздали по цехам, чтобы люди могли взвесить каждое слово этого первого и молодой республике Кодекса рабочей чести. 10 мая директор Рожков телеграфировал В. И Ленину о том. что завод стал работать по-новому, и послал ему экземпляр «Правил».

Владимир Ильич внимательно ознакомился с «Брянскими правилами». Обращаясь к участникам проходившей в те дни конференции представителей национализированных предприятий, он писал: «Желательно… чтобы конференция… одобрила или, посредством резолюции, узаконила внутренний распорядок по типу брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины…»»

В ноябре 1918 года Народный комиссариат труда утвердил постоянные «Правила внутреннего распорядка».

А. РЯЗАНЦЕВ. Помню, в кружке комсомольского политпросвещения мы изучали ленинскую работу «Очередные задачи Советской власти». Так вот, я тогда сделал для себя открытие: рабочие нашего завода своими «Правилами» очень конкретно отозвались на эту ленинскую работу! В ней, помните, Владимир Ильич подчеркивал, что после взятия власти и национализации предприятий задача рабочего класса состоит в том, чтобы повысить производительность труда, обобществить производство на деле. И вот именно на деле и взялись за выполнение этой важной задачи, от которой во многом зависело, быть или не быть республике, рабочие нашего завода Были определены принципы, по которым мы живем и по сей день. Сформулированы обязанности и закреплены права

П. КОЗИН. К слову, о правах… Согласись, для тебя и твоих товарищей многие из них стали привычными, само собой разумеющимися. Едва переступил подросток порог проходной, как перед ним чуть ли не ковровую дорожку расстилают, приставляют наставника, проводят беседы, обучают профессии Не выполнил план, так бедного мастера склоняют и на цеховом комитете, и в общественном отделе кадров, и в совете наставников А как было у наших дедов?

В те далекие годы нелегко было устроиться на завод, а уж получить профессию вообще считалось пределом мечтаний. Говаривали тогда «Въехал в завод на поросенке». Это значит — надо было мастеру подарить поросенка, чтобы тебя приняли в цех хотя бы мальчиком. Чуть что — проваливай за ворота. Я как-то «копал» старые документы Веришь, мороз по коже шел Около двадцати рублей получал в среднем в месяц рабочий Брянского завода до революции. Зато доходы акционеров все росли. Рабочим же то и дело резали паек, да и тот стали выдавать такими «продуктами», что их и продовольствием то грешно было называть…

Вот и бунтовали заводские. Да еще как. И забастовки объявляли и на демонстрации выходили, под пули жандармские. В апреле 1913 года, как раз в годовщину Ленского расстрела. «Правда» подробно рассказывала о крупной забастовке на Брянском заводе.  Рабочие в количестве 10000 человек присоединяются к рабочим Петербурга и других городов и вместе  с ними требуют человеческих прав для всех граждан России…»

Если говорить о трудовой дисциплине, то в старые времена она держалась в основном на страхе: как бы не выгнали, не оштрафовали и так далее. Такой порядок должен был разъединять людей, замыкать каждого в своих личных интересах

Мы же воспитываем сознательную дисциплину. Надо не только создавать хорошие условия труда, но и требовать от ребят гражданской сознательности.

А. РЯЗАНЦЕВ. Вашу бригаду слесарей называют «козинским университетом». Из этого университета вышли десятки хороших специалистов, многие стали руководителями, инженерами, технологами. Почему в вашей бригаде никогда не бывает нарушений дисциплины, работаете всегда с большим опережением графика, а качество продукции самое высокое? Может. просто везет на ребят?

П. КОЗИН. Как-то меня на работе упрекнули: «Ну и даешь ты. Козин! Сам академик сборки шатунов, а взялся опиливать заусенцы. Пацанам вручил шаберы, доверил точную работу. Шатун дизеля — это же не болт какой-то, сотки надо ловить, не выдержал точность, и все пропало». Да, я доверил работу ребятам точную и ответственную, сам переживал, как бы чего не вышло. Но тут. видишь, гвоздь-то в чем Кто их научит точности, кроме меня? И еще. Как гордится парнишка, осилив сложную работу! Он на седьмом небе от счастья. Доверие — большая сила.

В своей бригаде мы требуем, чтобы все учились о школах, техникумах, институтах. Иной бригадир, например, отмахивается от ребят, которые учатся дни свободные им подавай, отпуск только в летнее время и прочее Мы же уговариваем учиться Знания — они всегда на пользу бригаде А выучился — в добрый путь. От людей зависят и производительность и качество труда… Володя Приходкин, Анатолий Иванович Кривошеев. Я мог бы назвать немало выходцев из нашей бригады — сегодняшних руководителей производства.

А. РЯЗАНЦЕВ. В заводском музее я читал один интересный документ.. Ваше заявление «Член нашей бригады тов. Усок А. находится в больнице в очень тяжелом состоянии (не работают руки и ноги). Учитывая его тяжелое семейное положение, бригада решила работать за члена бригады тов. Уска А (табель № 201), начислять ему зарплату согласно его разряду до его выздоровления».

Вот уже 14 лет каждый член бригады работает не только за себя, но и за Анатолия. Два раза в месяц кассир приносит ему домой зарплату…

П. КОЗИН. Случай с Анатолием особый. В один из летних дней он неудачно нырнул с обрыва Десны. Повредил позвоночник, отказали руки и ноги. У него была одна мать, и мы переживали несчастье это вместе с нею. Сами ребята предложили взять шефство над Анатолием Нелегкое это было дело. Ни в одном предписании нет такого, чтобы человек, не работая, получал деньги. Но ведь есть еще законы рабочего товарищества.. Ребята возили Толю в московскую клинику, возили на юг.. Приходят и уходят из бригады ребята, служат в армии, оканчивают институты, а домик на улице Пролетарской дивизии для них — дом друга. Дом бригады, где мы часто собираемся. Считаю, что шефство над Анатолием каждого в бригаде подняло еще на какую-то важную ступень выше в смысле человечности

А. РЯЗАНЦЕВ. Хорошо знаю об этой истории, но и сейчас, думая о ней, но могу сдержать волнения… Молодцы ребята! Этот случай — пример поистине советского отношения к судьбе товарища Впрочем, такое ведь у нас в крови Помните о почине токаря Павла Павловича Штепы? В свои обязательства на первый год пятилетки он записал –«Обязуюсь взять шефство над десятью молодыми рабочими, не выполняющими задания, и добиться, чтобы они не были отстающими!» Дал слово и выполнил А его почин подхватили сотни рабочих.

П. КОЗИН. Павел Павлович — кадровый рабочий. А хотелось бы, чтобы у истоков добрых дел стояло больше комсомольцев Резервы молодежной инициативы, можно сказать, необъятны.

А. РЯЗАНЦЕВ. Молод — это у нас на заводе не означает зелен. Мы брали шефство над досрочным и высококачественным изготовлением тепловозов для БАМа. Постоянно держим под контролем подготовку к аттестации на Знак качества каждого нового вида продукции. Расскажу лишь об одной из 22 комсомольско-молодежных бригад — бригаде Сергея Корнюшина. Работают парни в автоматно-револьверном цехе Как работают? На 109 дней раньше срока закончили они производственное задание первого года пятилетки. Корнюшинцы подали 7 рационализаторских предложений, эффект от внедрения — более 2 тысяч рублей Все пятеро членов бригады учатся.

А ведь, между прочим, Сергей мог бы спокойно работать один, значительно перевыполнять производственное задание, прилично зарабатывать и ходитъ в цехе, как говорится, в числе «корифеев». Но Корнюшин рассуждал иначе. И думал в первую очередь не о себе, а о том, чтобы товарищам было лучше, чтобы цеху польза была. С ним интересно разговаривать, с Сергеем. Он и говорит — обдумывает и работает — обдумывает. Если бы все у нас относились к делу так. как бригада Сергея, мы. наверно, давно бы позабыли, что означают слова «прогульщик», «сачок», «выпивоха». В день коммунистического субботника произошел такой случай. Бригада взялась изготовить специальные гайки для маслопровода дизеля. Деталь была сложная… На обычном токарном станке хороший станочник в смену делал 30 штук и ровно столько же выбрасывал: трудно выдержать параллельность торцов. Отклонение не должно превышать пять сотых миллиметра. А что, если применить новую оправку? Попробовали. Не получается. Вот здесь-то и помогли как техническая эрудированность бригадира, так и умение мыслить сообща. Гайки «пошли» — 400 штук в смену с одного станка!

П. КОЗИН. По-моему, ребята Корнюшина первыми среди молодежи на заводе рапортовали о выполнении задания двух лет Справились с обязательствами не в сентябре, а в июле. Так ведь?

А. РЯЗАНЦЕВ. Именно так… Или еще пример. В дизельно-механическом цехе № 3 работает технологом Володя Анисимов. В 1970 году он был простым токарем. Впрочем, не простым — лучшим токарем министерства Слава, зарплата высокая, орден Трудового Красного Знамени… Что еще желать? А он взял и пожелал создать бригаду из не выполняющих нормы.

Не советовали кадровые:

— На пацанов будешь работать!

Не соглашалась администрация:

—          Бригады ведь создаются по производственному принципу (слесари, кузнецы), а у вас…

И все же Володя «пробил» бригаду. И бывшие пэтэушники, которые не имели постоянных рабочих мест и оснастки толковой, стали бить рекорды.

П. КОЗИН. Рекорды, безусловно, нужны. Не нужна рекордомания. Поясню, о чем я . Вот электросварщик Юрий Леонидович Королев. Он первым закончил девятую пятилетку — за 3 года и 3 месяца. Это рекорд. И сам он признавался, что хотел рекорда. Но… в десятой пятилетке ушел е отстающий цех, в отстающую бригаду и сделал ее передовой Таких людей нельзя не уважать, даже если они не числятся в «рекордсменах».

А. РЯЗАНЦЕВ. Согласен с вами. Не так давно схватился я с одним своим приятелем. Может, тогда я посчитал стычку нашу «боем местного значения», но теперь, когда оглядываюсь на нее через какое-то время, вижу: нешуточное дело, принципиальное. С  парнем этим мы в прошлой пятилетке соревновались. Соперничество было азартным и здорово помогло нам обоим, первыми из молодых мы выполнили пятилетние задания Тоже вроде рекорды Потом вдруг слышу; товарищ мой объявил войну нормировщикам Как? Что? Зачем? Я к нему

—          Я собрался выполнить десятую пятилетку еще раньше, чем прошлую. А для этого надо ввести новые нормы…

В общем, в орбиту разбирательства были втянуты даже директор и партком.

—          Погоди,— говорю ему.— Это хорошо, что ты так ратуешь за организацию труда, за упорядочение нормирования, но не слишком ли перегибаешь палку? Разве так можно: «Работать не буду, пока не сделаете все, о чем говорю».

Однажды цех должен был изготовить срочный заказ, причем очень важный. Я прикинул, что справиться с ним можем быстро. Пошел за деталями к станку приятеля и оторопел: он и не думал работать. Стоит и на корешках наряды подсчитывает—часы и рубли.

—          А что? — глянул он на меня абсолютно серьезно.— Мастер нам как-то сказал: считайте ежедневно,— вот я и считаю.

Не помню, что конкретно сказал я тогда этому «радетелю за справедливость», но хорошо помню, что изысканными эти слова не назовешь.

П. КОЗИН. Видишь, он боролся только за себя, а кто только за себя, тот, хочет или не хочет, окажется в конце концов против всех…

А. РЯЗАНЦЕВ. Самое главное, чтобы в работе и а жизни нераздельными были понятия «я» и «мы» Об этом шла речь и о «Брянских правилах». Этой мыслью пронизана вся новая Конституция СССР, в обсуждении проекта которой участвовал весь наш завод.

П. КОЗИН. Верно рассуждаешь. Шестьдесят лет, как наши отцы открыли для себя это всемогущее понятие — «мы». Мы — рабочий класс, люди труда. Мы — те, кто брал Зимний, создавал заводы и фабрики в годы довоенных пятилеток, бил фашистов. Мы —те, кто сегодня строит коммунизм Мы —советский народ, единая семья.

А. РЯЗАНЦЕВ. Могу заверить вас, Петр Петрович, и всех коммунистов старшего поколения: комсомольцы Брянского машиностроительного вместе со своими товарищами во всех уголках великой Советской страны будут бороться за то, чтобы в сознании каждого молодого человека — каждого!—восторжествовало это гордое и доброе «мы».

Диалог записали Виктор КОСТИН и Алексеи НОВИЦКИЙ.

Костин В., Новицкий А. «Брянские правила» / Смена. 1977, №21. С. 11-15


error: Копирование запрещено!