q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Вследствие разводимых речными пароходами волн, во многих местах замечается обвал высоких берегов Десны. Так как деснянские берега песчаны и нигде не укреплены, то постепенное и непрестанное обваливание их может грозить печальными последствиями, в смысле окончательного засорения реки. Во всяком случае, вопрос этот подлежит внимательному и серьезному обследованию. Необходимо помнить, что речное пароходство в черте города возникло у нас наобум. Не были приняты во внимание ни свойства фарватера, ни многочисленные перекаты, ни многочисленные же дубовые пни, которые в изобилии покрывают дно Десны, и на которые до днесь пароход иногда «натыкается». Поэтому пароходу приходится брести наугад, строго держать раз намеченного пути, и боясь малейшего от него отклонения вправо или влево. В таком же точно положении находятся и плотовщики, и все вообще, кому приходится совершать грузовое и иное плавание. Отсюда понятно, как щекотлива обязанность рулевого на пассажирском пароходе, когда по реке плывут, напр<имер>, плоты. Как обойти их? Направо свернуть – на дуб наскочишь, налево – в перекат врежешься… Возникают, как это в таких случаях всегда водится, перебранки, от которых дамы, сидящие на пароходе, чувствуют себя, конечно, не совсем ловко (плотовщики премированные искусники ругаться), но до сих пор «всё обходилось благополучно». Но будет ли и впредь благополучно, это подлежит сомнению. Во всяком случае, в речных плаваниях, при условии постоянной, правильной периодичности, рейсах, нигде на авось полагаться не принято. Пока у нас ходит один пароход, но теперь уже привезен другой, вероятно, появится третий, четвертый etc. Препятствия, которые удается обходить одному пароходу, для двух могут оказаться роковыми. Вот почему нельзя не признать необходимым, во-первых, очистить дно реки от засоряющих его пней и корчей, во-вторых, тщательно промерить фарватер, и, в-третьих, отметить известными всем видимыми знаками перекаты и мель. (Само собою разумеется, что работы эти должны быть ежегодно проверяемы). Необходимо это прежде всего в интересах безопасности пассажиров речного пароходства, и расходы, по местным условиям и в интересах справедливости, следовало бы отнести на счет судовладельцев и отправляющих плоты лесопромышленников. Кроме того (за счет, конечно, пароходовладельцев), необходимо принять меры против обзаваливания берегов. Как ни желательно развитие городского пароходства, но раз оно грозит в недалеком будущем стоящим на берегу домикам, размывает берега и, засоряя реку, угрожает совершенным прекращением судоходства, и раз эти грядущие беды нет средств устранить, то самое неизбежное и самое правильное- речные пароходы упразднить. Отдавать реку, без помышлений о завтрашнем дне, в жертву мелочной, грошовой эксплуатации – непростительный грех… Здесь уместно было бы сказать о необходимости произвести в некоторых местах фарватера землечерпательные работы. Но… говорят, где-то близко их производили, но результаты от них, кроме израсходования ассигнованных сумм, будто бы, не было. Значит, пока лучше помолчать.

 

Орловский вестник. – 1900. – 25 авг. (12 авг.) (№214)