q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

За памятником водителям, у поворота на «Житную поляну», мы свернули налево, проехали мимо пионерского лагеря «Снежка» и вскоре увидели скопище разных машин. Здесь мы оставили «Жигули», и шагов через тридцать нашему взору открылась необычная картина: на небольшой поляне, у самой стены леса, приютилась крохотная избушка с единственным подслеповатым оконцем, покрытая позеленевшей от времени щепой; к ней прижался обветшалый сарайчик, похожий на курятник; рядом — такой же старенький навес. Убогий, тоскливый вид…

А напротив избушки стоит кинокамера, суетятся люди. Пожарники из шлангов поливают водой. Впечатление такое, будто только что прошел дождь.

— Приготовились! — подает команду молодой черноволосый человек.

Женщина выводит на поляну двух коз. Одна из них, меньшая, всячески упирается. Откуда-то, словно из далекого прошлого, появляется детина с черной бородой в холщовых рубашке и штанах и, словно играючи, борот на руки упрямую козу и вместе с нею втискивается в сарайчик…

— А где Гоша? Гошка!

В ответ каркает ворона. И садится у ног людей. Угощением ее манят к корыту, что лежит у сарайчика. Не слушается. Сыта. Гошу окружают с трех сторон и принуждают отступить к положенному месту.

— Камера!

Увы, одновременно покидает свое место и Гоша.

— Стоп!

Умоляющие взоры устремились к вороне. Ну и капризная артистка! Неужто зря везли из Киева?

— Ничего, все будет в порядке, — один из мужчин осторожно подносит к клюву открытую пачку сигарет. Удивительное дело! Гошка сначала недоверчиво косит глаза, а потом решительно вытаскивает сигарету за сигаретой. Мужчина ведет ворону к сарайчику, где она должна быть в момент съемки. Самую последнюю сигарету Гоша задумчиво держит в клюве, затем опускает в корыто и начинает неторопливо разделывать. Это то, что надо!

— Камера!

Жужжит кинокамера. Из сарайчика вылезает бородач, двумя руками придерживая на груди крынку, и входит в избу. Вот и весь кадр.

— А Гошка все-таки молодец, — замечает бородач, через минуту выходя из своей хибары. Кто-то набрасывает на его плечи полушубок, И тут снова слышится:

— Еще раз! Приготовились!.. Камера!..

На Житной поляне идут съемки фильма «Бирюк». Да, по одноименному рассказу И. С. Тургенева. Из знаменитых «Записок охотника».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Эти слова И. С. Тургенева известны из учебника литературы для средней школы. Написанные до появления «Записок охотника», они объясняют их антикрепостническую направленность. В «Записках» встают перед нами картины жестокости, неограниченного произвола помещиков, забитости и нищеты русского мужика. В этих рассказах нет гневных тирад против ужасов крепостного права, но незаметно введенные детали (надо было обойти цензуру!) заставляют читателя очень остро чувствовать и трагизм рабского положения крестьян, и моральное превосходство их над угнетателями.

Таков, в частности, и рассказ «Бирюк», по мотивам которого киностудия имени Довженко снимает цветной полнометражный фильм. В Брянск приехала большая группа — более сорока человек.

Перед обеденным перерывом, когда был отснят еще один кадр, мы подходим к черноволосому человеку — режиссеру Роману Балаяну. Наверно, многие уже видели его фильм — экранизированную «Каштанку» по А. П. Чехову. Режиссер любезно соглашается ответить на вопросы,

— Роман Гургенович, поскольку фильм снимается на Брянщине, первый вопрос напрашивается сам собой: почему Вы избрали именно эти места!

— Потому что здесь, на нынешней территории Орловской, Брянской, Калужской, Курской областей, развиваются действия героев «Записок охотника». Сначала мы искали подходящую натуру на Орловщине, но там мало лесов. Нам посоветовали подъехать ближе к Брянску. И здесь мы нашли то, что нужно. Правда, пришлось здорово поработать над декорацией, чтобы убрать приметы наших дней. В Карачевском районе мы облюбовали село Уткино. Временно сняли столбы электролинии, шиферные крыши заделали соломой, убрали телеантенны, внесли другие изменения — и можно было снимать.

— Как нашли эту избу лесника?

— Это были настоящие муки… Ходили по лесу, искали сначала поляну, которая бы удовлетворяла нашим требованиям. Нашли. Потом в одной из деревень приметили плохонький сарайчик. Перенесли его сюда. Крыша, пристройка, навес — все это сделано по эскизам нашего художника.

— Фильм делается по мотивам «Бирюка». Видимо, Вы используете и другие рассказы из «Записок охотника»!

— Лучше сказать — настроение «Записок». Сам рассказ «Бирюк» полностью стоит в сценарии. События его пройдут в первые двадцать минут фильма.

— А в остальные!

— Сценарий написал я и известный украинский актер Иван Миколайчук, снимавшийся, в частности, в лентах «Тени забытых предков», «Сон» (играл Тараса Шевченко). Тургенев побыл с Бирюком один день. А нам захотелось еще остаться с ним, посмотреть, что же будет дальше. Чем привлек нас этот рассказ? Вот Бирюк, назначенный «хозяином» над лесом. И вот мужики, для которых лес — это жизнь. Бирюк с ними в большом конфликте. Но он же и не с тем, кто стоит над ним. Эту ситуацию — двойственное состояние человека — мы и взяли за основу. Вспомните слова Бирюка из рассказа: «Должность свою справляю… даром господский хлеб есть не приходится», «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». По рассказу мы знаем, что он отпустил мужика, который перед этим гневно сказал ему: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету». Бирюк был человеком суровым, но честным и великодушным. Таким он и остался в фильме. Хотя, должен предупредить зрителей: в финале он погибает.

—Идея этой развязки?

— Погибает не потому, что мужики осуществили свою угрозу. Совсем случайно, во время одного пикника. Роковой исход. Этим как бы подводится итог: такие, как Бирюк, в то время были людьми обреченными, над ними словно висел рок…

— Какое развитие в фильме получил образ автора?

— Никакое. Не знаю, плюс это или минус, но нам показалось, что это и не нужно. Он заехал и уехал. А мы остались с Бирюком. Поскольку наш фильм по мотивам рассказа, автор выведен как заезжий охотник. Его играет Олег Табаков, один из самых любимых моих актеров. Попутно скажу, что дочку лесника играет киевская школьница Лена Кроль, а крестьянских детей — ребятишки из карачевского села Уткино.

— Кто выступает в главной роли?

— Заслуженный артист УССР Михаил Голубович. Почему именно он? Его я знаю давно — вместе окончили кинематографический институт. Правда, Миша — театральное отделение. Сейчас он работает в Ворошиловоградском музыкально-драматическом театре. Снялся более чем в двадцати фильмах: «Как закалялась сталь» (играл Артема — брата Павки Корчагина), трилогия о Ковпаке, «Кортик», «Мустанг- иноходец»… Голубович вполне подходит по типажу на роль Бирюка. Худощавый, сильный, особенно »то видно, когда он раздевается… А «от впрочем, и сам Голубович.

К нам подошел рослый бородач в холщовой одежде. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо…» Точно так и выглядел сейчас Михаил Голубович… Скоро на экраны выйдут ленты «Всего одна ночь», «Театр неизвестного актера», «Хождение по мукам», где он снимался. В ноябре начнет сниматься в советско-болгарском фильме «Путь на Софию». Получил приглашение на главную роль в картине «Я хочу вас видеть» (совместное производство кинематографистов СССР и ГДР).

— Но Бирюк — сейчас для меня самая главная роль, — улыбается Михаил Голубович.

— Ею живу. Все остальное — потом…

С ним, конечно, согласен и Роман Балаян. И вся съемочная группа, которая не расстанется с Житной поляной до ноября.

А. Кузнецов

 

Брянский рабочий. – 1976. – 1 окт. (№232). С. 4