q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

После нашумевшего процесса, вскрытая в 1924 году в Площанском монастыре «мощей» Кишкина, о котором тогда были полны страницы местной прессы, впервые у брянских безбожников возникла идея создания в Брянске антирелигиозного музея, который бы являлся центром антирелигиозной пропаганды и антирелигиозного воспитания трудящихся масс губернии.

Не откладывая задуманного в долгий ящик, бюро секции антирелигиозного самообразования в том же году приступило к практическому осуществлению этой идеи. Благодаря содействию губпарторганизации и ее материальной помощи, брянским безбожникам скоро удалось получить под будущий музей помещение.

В 1925 году на средства, отпущенные губкомом ВКП(б), были приобретены в Ленинграде и первые коллекции музейных экспонатов, которые, вместе с «мощами» и несколькими собранными по губернии предметами религиозных культов дали возможность к концу года пополнить музей экспонатами и открыть его для посещений.

Так, ровно три с половиной года тому назад в Брянске появился рожденный Великим Октябрем, новый свидетель суровой древности и один из первых в СССР пионеров наглядною метода антирелигиозной пропаганды.

Первоначально музей заключал в себе три небольших отдела — 1) отдел первобытной культуры, 2) отдел религии древнего Египта и Ассирии и 3) отдел христианской религии.

Однако, несмотря на сравнительную еще бедность музея экспонатами, первые же месяцы работы в достаточной мере показали, какую большую роль при умелой постановке может сыграть антирелигиозный музей в деле культурного строительства и антирелигиозной пропаганды.

В этом убеждали нас как громадная посещаемость {за декабрь посетителей было до 2.000 человек), так и те многочисленные отзывы, оставленные посетителями рабочими и крестьянами.

В течение 1 ½ лет в музее были организованы два новых отдела. Кроме того, постоянно организуются различные антирелигиозные уголки (индийской религии, сектантство, церковь и государство, роль религии в зарубежных странами др.), которые являются зародышами будущих отделов музея.

В настоящее время музей уже имеет 6 отделов — 1) эволюция человека; 2) первобытная культура и первобытные верования; 3) культура и религия древнего Египта и Ассирии; 4) буддизм; 5) греко-римская культура и религия (отдел неполный) и 6) христианская религия с уголками: сектантство, церковь и государство, наука и религия и уголок иудейской религии.

Ближайшей задачей музея, помимо постоянного пополнения его новыми экспонатами, является организация выставки-передвижки для обслуживания городов и деревень губернии.

Наилучшим показателем того, что музей стоит на правильном пути в своей работе и потому пользуется большою популярностью, является громадная его посещаемость. Редко выпадают дни, когда посещение его бывает менее 50—60 человек, а по праздникам она доходит и до 400 человек.

Но наряду с достижениями музей также не лишен и многих недостатков, пробелов в работе и ошибок, которые в будущем предстоят изжить и устранить.

Главным же и весьма существенным злом в расширении музейного строительства является неприспособленность помещения.

Хочется верить, что в недалеком будущем горсовет обратит на это зло музея свое внимание и найдет возможным отвести под музей более соответствующее помещение.

Зав. музеем — Н. Паршин.

 

Брянский рабочий. – 1929. – 4 июн. (№128)


error: Копирование запрещено!