q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ХРОНИКА

Во вторник, 25го сего июня, имеет быть празднование столетия со дня рождения Государя Императора Николая Павловича. Можно пожалеть, что юбилей этот совпал с каникулярным временем, и учащемуся юношеству, теперешнему подрастающему поколению нельзя своевременно предложить хотя бы краткого очерка тридцатилетнего царствования сего Государя. Прошло с небольшим сорок лет после его смерти, и уже чем-то легендарным кажутся некоторые эпизоды из «Николаевской эпохи», с представлением о которой всегда соединяется облик одного из замечательнейших русских монархов.

Всходы и рост яровых хлебов и травы, задержанные было вначале весны холодами и впоследствии засухой, теперь, благодаря обильным дождям, поправились, и есть надежда, что урожай выйдет хорош. Градом побито ржи: по Салынской волости: в дер. Сетинке 87 десятин, убыток до 200 р., и в деревне Буде до 200 десятин, убыток до 400 р., и по Княвичской волости: в деревне Большом Стипкове 120 дес. и в деревне Малом Стипкове 45 десятин, убыток в этих последних в известность еще не приведен.

На постройке льгово-брянской линии находится три паровоза и 130 вагонов. Земляные работы паровозной возкой из карьера на 194й версте закончены. Подвижной состав переводится за р. Навлю.

С мая месяца производится балластировка пути из карьера на 178й версте. В конце июня будут открыты работы по балластировке пути из карьера на 150й версте.

Путь уложен на протяжении 50ти верст от Брянска и к июлю укладка будет доведена до конца участка.

Мосты закончены от Брянска до 148й версты. Формы для остальных мостов доставлены на места и на днях будут установлены. В настоящее время идет деятельная сборка пятнадцатисаженного моста через р. Гбень. Сорокасаженный мост через р. Навлю закончен, и во вторник, 18го сего июня, в присутствии инспекции через этот мост был  пропущен первый поезд из одного паровоза и тридцати вагонов для балластных работ на участке от станции Навля до станции Брасово. Комиссия для окончательного испытания моста через р. Навлю ожидается на днях. Остальные мосты до р. Навли были испытаны ранее и уже открыты для пропуска рабочих поездов.

Пассажирские здания, жилые дома и службы па станциях Синезерки и Навля вчерне готовы, на станции же Брянск работы по устройству пассажирского здания вначале июня приостановлены в виду возбуждения вопроса о приближении пассажирской станции «Брянск-Льговский» к «Брянску-Полесскому». Остальные станционные сооружения частью заканчиваются, частью начаты. Наиболее отстали сооружения по водоснабжению станций. Водоподъемные здания еще не начаты, также не начаты паровозное здание и артезианский колодезь на станции Брянск. Источник, выбранный для водоснабжения станции Навля, оказался неудовлетворителен по незначительности притока воды. Пробная откачка, произведенная в конце мая, дала неблагоприятные результаты. Теперь проектируется водоснабжение из р. Навли.

Струенаправляющие и струеотводные дамбы на рр. Навле и Ревне закончены. Фашинные укрепления откосов этих дамб были закончены еще зимой. Окончены также земляные работы по исправлению русла этих рек и запруда староречья р. Навли.

*

Детальная разработка проекта московско-брянской линии на протяжении 125ти верст закончена вполне. Профиль выработан во всех подробностях; назначены все мосты и трубы; изготовлены проекты устоев для них; намечены границы отчуждения земли под полотно дороги и линейные сооружения. На протяжении нескольких верст от Брянска уже сделана просека-граница отчуждения. На днях приступлено к вырубке казенного леса на участках первого и четвертого брянских лесничеств.

Камень для искусственных сооружений и прочих надобностей дороги вырабатывается хозяйственным способом в ближайших к линии каменных карьерах. Условия с владельцами карьеров составлялись двух родов: в одних — владельцы обязывались сами разрабатывать свои карьеры и по установленной цене от куба поставлять камень; в других — продавали только право на ломку в их карьерах камня, выработку же камня управление дороги брало на себя.

Управление постройки не надеется однако обозначить себя камнем из своих карьеров. Значительное количество камня заказано подрядчику Казакевичу и прибывает со станции Путивль киево-воронежской железной дороги. подрядчиком Лапиным поставляется облицовочный камень со станции Латной той же дороги.

К некоторым мостам камень из карьеров и со станции Брянск уже подвезен. Дальнейшая развозка камня продолжается.

Подрядчиком Гуревичем выставлено в разных местах линии, а также и в местах заготовки около 300 тысяч шпал.

*

Работы по устройству второго пути на риго-орловской железной дороги от Брянска до Орла сданы подрядчику Мирошниченко, строившему земляное полотно на льгово-брянской линии.

В понедельник, 24го июня, в госамском волостном правлении, и 25го числа в лутенском — имеют быть торги без переторжки на отдачу в арендное содержание на 1897й год трех Бахтинских дач: второй, четвертой и шестой.

В прошлом нумере мы обещали сказать несколько слов о представлении «Отелло», поставленном «труппою русских драматических артистов под управлением И. М. Арнольдова, при участии известного русского трагика Рафаэля Адельгейма».

Отмеченное кавычками взято из афиши, между прочим гласившей, что сказанная труппа — «единственная в России, играющая классический репертуар без суфлера». Далее, на той же афише стояло: «Только один спектакль», т.-е. что труппа г. Арнольдова дает только-де «один спектакль», и то завернула она к нам, в Брянск, «проездом из Одессы на Нижегородскую выставку».

Там же значилось в особой строке набранное крупным шрифтом: «Постановка пo образцу императорского берлинского театра». Не опущено, что «костюмы собственной мастерской» работы А. Давидовича, а 6утафорские вещи работы художника Магазари, и проч. Последние две фамилии и парикмахер А. Берсеньев напечатаны без всяких эпитетов, так что трудно сказать—сделано ли это по скромности или но уважении к известности сказанных лиц.

Как бы там ни было, но афишка с таким импонирующим характером, несмотря на летнее затишье, привлекла в зал общественного собрания довольно много публики, жаждавшей посмотреть Венецианского мавра.

При первом же поднятии занавеса оказалось, что пьеса Шекспира идет не в обычном своем виде, а с урезками, именно началась она с третьей сцены первого акта, где действие происходит в зале совета. Несколько эпизодов было вылущено и впоследствии. Таким образом, цельность впечатления от главного героя с характером очерченным ярко и тонкими художественными штрихами — терялась, становилась бледнее. Менее понятно также было положение и других лиц, например, прежде всего Брабанцио, который на совете о посылке из Венеции военной силы на o. Крит — вдруг, ни с того ни с сего начинает говорить о гнетущем его горе, о любви Дездемоны к Отелло, тогда как предшествующие сцены, когда Яго ночью поднимает этого сенатора для того чтобы сообщить ему, что черный баран позорит белую овечку — вполне раскрывают душевное состояние старика-отца.

Считаем излишним пересказывать содержите трагедии, известной всякому, и потому скажем лишь два-три слова об исполнении главной роли и некоторых других.

Г. Адельгейм-Отелло с самого начала взял слишком высокий, крикливый тон, которым и вел всю пьесу до конца, без малейших нюансов. Это был почти сплошной крик, рев, все что угодно, только не голос трагика даже в такой сильной роли, как Отелло. Постоянно одинаковый, с небольшой лишь разницей для передачи некоторых душевных оттенков — Отелло-Адельгейм под конец утомлял своим однообразием, и единственно, что еще прошло у него довольно хорошо, так это диалог его с Дездемоной в четвертой сцене третьего акта по поводу платка, хотя и тут артист недостаточно был нежен, он плохо притворялся, между тем для большого контраста он мог бы усилить тут краски, дабы рельефнее выставить потом свое подозрение, когда ревность Мавра казалось стала на твердую почву. Именно здесь, в данном случае от артиста требовалась игра, осмысленное выполнение которой есть первое и необходимое условие надлежащего эффекта.

То душу захватывающее место в третьей сцене третьего же акта, когда Отелло, под влиянием козней и наветов Яго, все более и более убеждаемый в измене Дездемоны прощается со своим прошлым, со всем что ему дорого было, когда Отелло кладет грань, переступая за которую готовится уже быть мстителем за измену жены, за поруганное ложе — это потрясающее место, кульминационная точка пьесы, критический перелом того, что доселе смутно совершалось внутри ревнивого Мавра — это место проведено совсем незаметно и на слушателя оно не произвело никакого впечатленья. Перед зрителем был солдат, был генерал, воин, закаленный в боях и любивший бранную славу, и вовсе не было видно человека, оскорбленного, уязвленного в лучших движениях и порывах своей души, в самом высшем и чистейшем чувстве, какова любовь. Прощаясь с пушками, с рокотом барабанов и громогласными трубами, Отелло-Адельгейм был дивизионный, корпусный командир, пожалуй, главнокомандующий армией, отдававший приказ по войскам, но это отнюдь не был Отелло — человек, несчастный страдалец.

Такое прощание, какое воспроизвел г. Адельгейм, было бы уместно в «Орлеанской деве»: там Иоанна, покидая родные места, действительно прощается с тем, что окружало ее в сельской обстановке:

Lebt wohl ihr Berge, ihr geliebten Triften,
Ihr traulich stillen Täler lebet wohl!
Johanna wird nun nicht mehr auf euch wandeln,
Johanna sagt euch ewig lebe wohl!

Не то здесь. Прощание Отелло, как мы уже сказали, есть страшный психический переворот, это доминанта новой гаммы: отныне в душе Мавра, снедаемая ревностью, преобладать будет одно лишь чувство мести. И что может тут сделать артист, какой великолепный для него момент показать силу и мощь своего дарования.

Вероятно вследствие усталости, последний акт проведен был г. Адельгеймом несколько тише, умереннее остальных, и потому действие здесь происходило естественнее.

Насколько г. Адельгейм был трагичен, настолько же Дездемона-Варина была чрезвычайно проста, изображая какую-то ingenue, притом неудавшуюся, и если первый подчас был ходулен, речь второй отзывалась чуть не водевильным характером, до того тон ее был тривиален.

Яго-Арнольдов был ровнее всех, и на наш взгляд он провел свою роль добросовестно.

Все остальные не портили ансамбля, и потому пьеса прошла можно сказать удовлетворительно. Иногда игравшим при всем старании их несколько изменял акцент, обличавший нерусское происхождение актеров.

В гримировке надо отметить одну черту: что за несчастная страсть у некоторых подводить себе тушью глаза, раскрашивая их на манер египетских мумий и делая из этого прекрасного органа какие-то щели!

Костюмы могли бы быть получше, хотя для провинциальной сцены и такие сойдут.

Бутафорские вещи… Если к бутафорским вещам позволено будет отнести и два шлема двух венецианских воинов, то принадлежность эта, воинские доспехи сии требовали бы некоторой поправки со стороны г. Магазари.

Представление шло без суфлера, который раза два подал однако из-за кулис.

Несмотря на то, что афиша объявляла только об одном спектакле, в воскресенье, 16го числа, дан был той же трупной «Ревизор», где в роли Городничего очень недурен был г. Строителев.

На этот раз к «знаменитой пьесе» было добавлено: «Постановка Императорского Малого театра». Но если не всякий может проверить исторические венецианские костюмы времен дожей и за два века назад, то многие из брянцев видели Ревизора на сцене московского Малого театра, пишущий эти строки помнит наприм. городничего-Щепкина и Осипа-Садовского, и смеем уверить, что постановка в Москве «знаменитой пьесы» несколько иная, чем в труппе г. Арнольдова. Тут же кстати добавим, что не только «знаменитых» пьес, а даже простых произведений самых заурядных писателей никогда не надо уродовать отсебятиной, как это теперь делали Бобчинский и Добчинский, вынимая из карманной прорехи два двугривенных для поднесения Хлестакову.

Не знаем, давно ли сформирована труппа г. Арнольдова, но не можем не заметить, что некоторые из актеров страдают так называемой Rampenfieber, играют, становясь к зрителю в вполоборота, а то и совсем поворачиваясь спиной к публике. Впрочем, всех недостатков не перечесть. Остановились же мы на этой труппе единственно ради ее рекламы как чего-то выдающегося, хотя в сущности она только что только стоит в уровень с непритязательными требованиями и вкусами провинции, которую могут иногда подкупать даже такие статейки, как curriculum vitae какого-либо артиста.

В труппе г.Арнольдова бесспорно выдается г. Адельгейм, который при постоянной работе над собой и изучении образцов несомненно должен будет выдвинуться еще более, ибо обладает он задатками далеко недюжинного таланта.

Начали мы свою заметку приведением из афиш нескольких выражений, носящих зазывательный характер, характер рекламы. Спрашивается, к чему это и для кого нужны все эти фортели? Любящий Гоголя достаточно знаком с его произведениями, чтобы еще напоминать ему, что такая-то пьеса есть вещь «знаменитая» и проч., а человек не интересующийся классиками, кацап, торгующий тухлой селедкой – все равно пропустит мимо ушей всякую рекламу, труби она ему о великих творениях Тициана, Бетховена или Шекспира.

*

Нам пишут из Дятькова, что «в воскресенье, 9го сего июня, местными любителями драматического искусства дан был спектакль с благотворительною целью. Шла комедия Крылова: «Сорванец», затем водевиль: «Без жены» и в заключение поставлена была живая картина из Демона. Сверх всякого ожидания, обе пьесы сыграны были можно сказать блестяще: правда, вначале артистами овладело было некоторое смущение, но скоро оно прошло, и каждый провел свою роль безукоризненно, причем особенно хорош был дамский персонал. Устройство спектакля в нашей глуши – явление отрадное, и нельзя не выразить искренней благодарности лицам, принимавшим в нем участие. Публики было довольно. Вообще вечер этот доставил всем большое удовольствие, так что желательны бы возможно частые постановки подобных спектаклей хотя бы и с меньшей программой».

В последнее время усилились жары, и не далее как в понедельник, 17го сего июня, одна из  работавших на огородах Пычина, молодая женщина 20ти от роду — скоропостижно умерла от солнечного удара.

Некто фортепианный мастер и настройщик, прибывший в Брянск «на непродолжительное время», роздал по магазинам объявление, где между прочим значится, что он «предлагает бесплатно прейскурант Всеевропейского Главного поставщика Их Величеств К. М. Шредера». Полагаем, что до такой рекламы вряд ли когда додумается какой-либо «всеазиатский» поставщик.

На днях, как нам сообщают, со станции Бежичи был доставлен в больницу рельсопрокатного завода неизвестный человек в бессознательном состоянии и с поврежденным, как бы порезанным горлом, так что говорить он не мог. Больному тотчас же была оказана необходимая медицинская помощь, и есть надежда, что он поправится. Из бумаг, найденных при неизвестном, оказалось, что это врач. Ехал он со станции Унечья полесской железной дороги в Тамбов, но прибыв в Брянск — взял противоположное направление, и вероятно на станции Городец риго-орловской железной дороги сошел, после чего он отправился по линии пешком, и тут, как рассказывает очевидец, на пути во время движения товарного поезда – бросился под локомотив, причем метлами отбросило его в сторону.

Незначительная речка Болва, протекающая чрез мальцовские заводы: Людиново, Дятьково, Знеберь и Любохну, и впадающая в Десну, отличается, как известно, своими крутыми берегами и весьма часто встречающимися на ней вирами. Редкий год посему проходит, чтобы на речке этой обходилось благополучно. Так, недавно один мастеровой купаясь в Болве, утонул, попав на глубокое место: труп его найден был уже па третий день. В общем, Болва довольно рыбная река, в ней есть карпы, щука, иногда ловится стерлядь, встречаются сомы весьма изрядных размеров. Эта последняя рыбка нередко лакомится птицей, переплывающей реку, так что пропажа гусей и уток, в особенности молодых – явление почти заурядное. Случается, сом бросается даже на купающихся. На днях, один из мастеровых бежицкого рельсопрокатного завода, купаясь, почувствовал, что его кто-то тянет за ногу вниз. На отчаянный крик его подплыло двое товарищей, и только благодаря их усилиям сом, наконец, был отбит, но пострадавший с измятой ногой отнесен был в больницу.

В Дарковичах 5го июня пожаром уничтожено 19 дворов, причем сгорела крестьянка Ксения Аторина.

У деревни Владимировки в Десне всплыл труп младенца, сильно разложившийся, так что пола его определить нельзя.

Читатели вероятно помнят краткое известие об изюмном вине, помещенное в 12м нумере нашей газеты. Теперь по тому же поводу находим в «Новом Времени» следующую корреспонденцию из Херсона подписанную санитарным врачом.

«Ввоз коринки в наши южные порты, пишет автор, достиг в последние 3 — 4 года сравнительно громадных размеров, и идет crescendo. Депо коринки в Одессе иногда достигает 80.000 мешков, т.-е. четверти миллиона пудов. Сделки на этот продукт всегда крупные: выражаются десятками тысяче пудов. Цена коринки колеблется от 1 р. до 1р. 20 к. за пуд. Привоз коринки в одну только Одессу достигает миллионов пудов ежегодно, но ввозится коринка и чрез другие наши южные порты.

Для кулинарных целей идет незначительная часть привозимой коринки, да и то только, кажется, здесь, на юге. Для этих целей коринка по своей дешевизне находите себе сбыт у низших классов для приготовления сладких блюд и как подмесь к ржаной муке при печении хлеба. Остальное идет для приготовления искусственного виноградного вида, продаваемого в винных погребах под этикетом натурального, виноградного, наряду се этим последним.

При какой гнусной обстановке производится фабрикация этого вина — передам, что мне однажды пришлось видеть. Осматривая в качестве санитарного врача один винный погреб, относительно которого было подозрение, что в нем фабрикуется изюмное вино, я не нашел в погребе ничего подозрительного. Но в томе же дворе, в грязном, с дырявой крышей сарае, принадлежащем виноторговцу, обок с вонючим коровником, моим глазам представилась незатейливая фабрика вина, состоящая из нескольких грязных чанов, бочонков и фильтров — в самом разгаре производства.

Изюмное вино легко подвергается порче, вследствие чего оно неудобно для перевозки на большие расстояния и не может быть заготовляемо в больших количествах: оно должно быть приготовляемо в метах его сбыта или в ближайшем соседстве, и притом ex tempore, в количестве по мере его потребления. Такие свойства коринкового вина в связи с легкостью способа ого приготовления обусловливают широкое распространение этой фальсификации.

В продажу изюмное вино поступает или в своем виде, как белое столовое вино, или подкрашиваемое соком черники и другими веществами, как красное вино, или подмешивается к натуральным виноградным винам, причем последнее приобретает немного сладости и охотно потребляется незатейливою публикой. Продается коринковое вино на юге по полтора — два рубля за ведро».

После сего благоволит читатель припомнить, что у нас говорилось вообще о фальсификации виноградных вин и о продаже той бурды, которая все еще слывет под громким названием хереса, мадеры, портвейна, и проч., причем «лучший» сорт такой дряни продается по 35 копеек за бутылку, считая в том числе и посуду.

КАЛЕНДАРЬ-МЕСЯЦЕСЛОВ

БРЯНСКИЙ БАЗАР

ИЮНЬ

23 Нед. 6я. Мц. Агриппины. Пр. Артемия веркольского

24 Рождество Иоанна Предтечи. Пр. Иоанна, Иакова и Антония.

Храмовый праздник в Зарецкой церкви.

25 Мц. Февронии, Кн. Петра и кнг. Февронии (Евфросинии).

26 Пр. Давида, Иоанна и Дионисия. Тихвинской ик. БМ.

27 Пр. Сампсона и Георгия святогорца.

28 Перен. Мощ. Кира и Иоанна. Пр. Павла и Сергия.

29 СВВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА и ПАВЛА. Вкн. Андрея.

Престольный праздник в Петровском монастыре, куда ход из собора.

Базары отличались большим предложением ягод, преимущественно земляники, но она относительно дорога: 7 — 8 к. фунт. Зелень появилась вся, но тоже пока дорога: небольшой кочан капусты 15 — 20 к., редька чёрная 10 — 15 к. за десяток, картофель 5 к. десяток, огурцы 15 — 20 к. десяток, вообще цены стоят дорогие. Яйца 1 р. 30 к. сотня. Цыплята за штуку 15 — 20 к. Скот против Десятой [ярмарки] сталь дешевле. Пенька (сырец) 25 р. берковец, но без спросу и за такую цену. — Погода стояла жаркая, последние дни перепадают дожди. Вода в Десне прибыла на 6 вершков. С будущей недели приступают к покосам.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Половые лаки фабрики товарищества Кёлер
Магазин аптекарских товаров В. М. Мацкевича: получены фотографические принадлежности
Новая художественная фотография Г. К. Бабянского
Клюквенный экстракт фабрики товарищества Кёлер в Москве
Зубоврачебный кабинет П. М. Канатца
error: Копирование запрещено!