ХРОНИКА
В минувшем году, 20го августа, при открыт дома призрения престарелых граждан и детей-сирот города Брянска братьями Николаем и Павлом Семеновичами Могилевцевыми, капитан артиллерии при брянском местном арсенале Александр Михайлович Баженов сделал предложение собранию от лица учителя второго мужского приходского училища, Ивана Ивановича Преображенского, об основами мужской воскресной школы в Брянске по примеру уже существующей у нас женской. Мысль эта была подхвачена всеми, и тут же на учреждение мужской воскресной школы собрано было свыше ста рублей. К числу жертвователей на это благое дело откликнулись: А. М. и М. И. Баженовы, А. Н. Комарев, приходский священник В. Ф. Тростнин и другие.
Резолюцией его преосвященства епископа Мисаила, от 25го октября прошлого года, разрешено открытие у нас мужской воскресной школы под ближайшим наблюдением и заведованием местного благочинного. Попечителем открываемой школы назначен А. М. Баженов, законоучителями назначены священник Василий Тростнин и дьакон Лев Игрицкий, а учителями следующие лица: М. М. Окнов, И. И. Преображенский, П П. Антропов, псаломщик студент севской духовной академии И. А. Ангелов, П. В. и А. В. Рождественский, о чем благочинный 1го участка Брянского уезда своими отношениями и уведомил всех вышепоименованных лиц.
После этого от директора народных училищ Орловской губернии г. Бобровского получено было разрешение пользоваться для занятий помещением второго приходского мужского училища, находящегося в доме благотворительного общества (на Московской улице против дома М. И. Баженовой).
За несколько времени до дня открытия были разосланы почетным лицам города и расклеены объявления, известившие местное население об открытии воскресной школы дня обучения лиц, не имеющих возможности посещать ежедневные школы. «Школа эта, сказано в объявлении, устраивается для неграмотных взрослых и малолетних, а также и для грамотных, желающих продолжать учение».
В воскресенье, 21 го сего января, в 11 часов, скромное торжество открытия воскресной школы начато было молебствием, отправленным местным о. благочинным священником Владимиром Поповым в сослужении с законоучителями открываемой школы, священником Василием Тростниным и дьяконом Львом Игрицким, при участии хора любителей церковного пения. В конце молебствия перед отпустом законоучитель священник о. В. Тростнин произнес следующую речь:
«Господа наставники и наставницы народных школ и достопочтеннейшее собрание!
Вам известно идущее с высоты Престола горячее желание утвердить в народе православное ученье Веры и нравственности христианской и сообщить первоначальные полезные знания*.
Гг. наставники и наставницы! Вы прекрасно понимаете о надежде Правительства, какую оно в области начального образования народа возлагает на вас. С прошлого Царствования Царя — Миротворца, а особенно в настоящее Царствование Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Императора Николая Александровича Правительство с особенной силой берется за возможность доставить народу чрез церковно-приходские школы и дополнительные к оным воскресные школы развитие, вытекающее всецело из национального облика русского человека. Народный же облик русского человека обрисовывается следующими тремя понятиями или словами: Вера, Царь и Отечество. Здесь вся суть, здесь сказался весь русский человек и за что по долгу присяги, если потребуют обстоятельства, он должен положить живот свой.
Утверждение в русском народе Веры православной, преданности Царю и любви к Отечеству — в этом и будет заключаться наша с вами заслуга.
Вам, господа наставники и наставницы, придется заниматься большей частью грамотностью в сей воскресной школе. Но я, как законоучитель сей школы, должен напомнить вам, что грамота для народа есть дело священное: она есть дверь отверзаемая к уразумению божественного Писания, православного ученья Веры, нравственности христианской, к повиновению Единодержавной Власти и любви к Отечеству.
Книжная мудрость в народном словоупотреблении почти равносильна знанию богословия. Начетчик означает человека, изучившего много книг священных. Таким образом, понятие о книжном обучении у простолюдина неразрывно связывается с понятием об истолковании слова божия, в простом учителе чтения Он желает видеть и наставника в слове божием.
Простой народ с некоторым недоверием смотрел и смотрит на казенное земское училище, где учение начиналось и начинается побасенками. Стоит только вспомнить то приниженное положение, которое отведено было преподавании Закона Божия в народных школах. Стоит только заглянуть в каталог книг для употребления в сельских школах, изданный Министерством в 1875м году. Между прочим здесь следует заметить, что всякая книга, не входящая в этот каталог, распадающийся на списки книг рекомендованных, одобренных и допущенных — безусловно запрещена. Поверите ли мне, если скажу, что в этом каталоге не значится ни Часослова, ни Псалтыря, ни Ветхого Завета! Новый Завет — «одобрен», но не «рекомендован»… Всякому конечно известно, что без Часослова и Псалтыря народная школа у нас немыслима, что Ветхий Завет во всякой школе необходим. Тем не менее употребление этих книг в народных земских школах оказывается безусловно запрещенным со стороны Министерства**. Это запрещение не имеет ни малейшего практического результата, оно дает лишь мерку внимательности Министерства к духовно-нравственным нуждам народа. Нигилистической поход в народ, в программу коего входило и отравление народной школы, оканчивается и можно сказать окончился полнейшей неудачей с открытием церковно-приходских школ и дополнительных к оным школ воскресных. Не обинуясь повторю слова официальной записки составленной при училищном совете Святейшего Синода, что «Положение о начальных народных училищах 1874 года составляет законодательную ошибку»***.
Факт назначения Правительством слишком трех миллионов рублей для распространения и организации церковно-приходских школ, школ грамоты и дополнительных воскресных школ — отлично иллюстрирует реальное стремление к твердо намеченной цели. Но для осуществления твердо намеченной задачи Правительство зовет к себе честных и самоотверженных деятелей, проникнутых духом религии, духом благочестия, и из вашей среды, господа наставники и наставницы народных школ.
Господа наставники и наставницы народных школ! Подойдите с чистым сердцем, с идеей о благе и пользе, со светом учения, основанным на слове божием, подойдите к меньшему брату, к неграмотному темному народу, на труде которого мы существуем! Знайте, что ваше доброе служение простому народу обезопасит его от врагов, а их у него немало. Поверьте мне: в светлой работе в воскресной школе вы почерпнете для себя высокое удовлетворение. С настоящего дня приступим к труду обучения, и позвольте надеяться на вас, что вы дадите Отечеству верных слуг его счастья и пользы, и оправдаете упование Правительства, которое оно возлагает на вас. Аминь».
Молебствие закончилось многолетие Благочестивейшему Государю Императору, Государыне Императрице с Августейшим Домом, Святейшему Синоду, епископу Мисаилу с паствой, начальствующим, попечителям, учащим и учащимся школы.
На молебствии присутствовали: супруга попечителя мужской воскресной школы Марья Ивановна Баженова (она же состоит попечительницей женской воскресной школы в Брянске, по образцу которой и предполагалось открыть сию мужскую воскресную школу), генерал-майор А. Ф. Коробка, член окружного суда В. П. Апальков, крупный жертвователь на церковно-приходские школы и сердечно сочувствующий, чтобы народные школы были религиозного духа и направления истинно-православного — брянский купец Алексей Никифорович Комарев, преподаватели и преподавательницы городских приходских школ и несколько посторонних лиц. Многоуважаемый попечитель Александр Михайлович Баженов не был при открытии воскресной школы по причине отлучки в Москву.
По окончании молебствия о. благочинный объявил собравшимся об открытии мужской воскресной школы, причем поименовал законоучителей, учителей и учительниц. Затем хор любителей пения исполнил народный гимн, и все завершилось громким ура, после чего М. И. Баженова предложила гостям в доме у себя завтрак.
О состоявшемся открытии воскресной школы послано было две телеграммы: одна в Орел, преосвященнейшему владыке Мисаилу с просьбой преподать архипастырское благословение на продолжение начатого благого дела, и другая — в Москву попечителю школы А. М. Баженову.
С нынешнего воскресенья, т.-е. с 28го сего января, начинаются регулярные занятия в школе.
* Правила о церковно-приходских школах: § 1й.
** С. Рачинский: Заметки о сельских школах. Санкт-Петербург, 1883.
***См. Брянский Вестник 1895, № 56, стр. 434.
—
Министерством Финансов решено открыть в Орле самостоятельное поверочное учреждение для выверки, поверки и клеймения мер и весов.
—
Во вторник, З0го сего января, вечером в 6 часов в помещении успенской школы имеет быть собрание духовенства.
—
В четверг, 25го сего января, в половине второго пополуночи, случился пожар в Привокзальной слободе: горело в доме Соловьева. По прибытии городского обоза и дружинников, пожар скоро был прекращен, и сгорел один лишь деревянный сарай. Пожарным немалую помощь оказали каширцы. Благодаря именно этим совокупным усилиям и тихой погоде огонь не принял серьезных размеров, но будь это летом — многие пострадали бы, ибо сгоревший сарай находится в центре сплошных деревянных построек.
—
Во вторник, З0го сего января, в офицерском собрании имеет быть спектакль любителей в пользу недостаточных учениц брянской женской гимназии, причем будет исполнено: «Фофан», комедия в Зх действиях, И. Шпажинского, и «Гувернантка», шутка в одном действии Н. Тимковского. По окончании спектакля танцы. Начало спектакля в 8 часов вечера.
—
Не может ли кто сообщить для чего именно, т. е. для какой собственно цели поставлен фонарь у колодца что возле сквера? Колодезь этот в стороне от дороги, никому он не нужен, ибо никто из него не берет воды, между тем он освещается. Не лучше ли посему переместить фонарь в какой-либо пункт наиболее в нем нуждающийся.
—
Нам рассказывают о следующем курьезе, происшедшем в минувшее воскресенье во время облавы на медведя, бывшей в районе Ковшовой мельницы. Охота кончилась удачно: метким выстрелом раненый смертельно разрывною пулей в шею, медведь в агонии бросился на дерево, но едва успел он приподняться сажени на две, как последовал еще выстрел другого нумера, и медведь пал. Возникает спор: кому должен принадлежать медведь — первому ли охотнику, выстрел которого смертельно ранил зверя, не нуждавшегося потому в посылке ему еще заряда, или же второму, кто добил медведя? По этому поводу, говорят, между охотниками уже возникла дипломатическая переписка.
—
В пятницу, 26го января, на Рельсовом заводе в народной столовой княгини М. К. Тенишевой дан был любительский спектакль, на коем исполнено было: «Ни минуты покоя», оригинальная комедия-фарс в 3х действиях, И. Мясницкого, и «Муж под башмаком», водевиль в 2х действиях.
—
Счастливая Аркадия, та благословенная патриархальная провинция, что некогда изобиловала млеком и медом и где все так баснословно было дешево — отошла в область преданий. «Нам во всем приходится платить на 10 — 15% дороже, чем наприм. в Орле, и притом получать продукты если не худшего качества, то какие предложат: выбор всего ограничен». Такова характеристика прозы, сделанная на днях человеком, которому мы охотно верим.
В соседних с нами городах в этом отношении положение не лучше, и вот к какой мере обратились наконец в Калуге.
«На днях, как сообщают из Калуги в газету «Курьер», вернулся из Сибири агент местной железнодорожной лавочки потребителей, который был командирован туда для закупки мяса и дичи из первых рук, причем получился следующий результат. В Кургане калужскому агенту удалось купить мясо первого сорта «без ребер и ног»: одни хребты и зады по 1 р. 5 к., и второй сорт по 98 к. пуд! Там он застал много московских и петербургских мясоторговцев, которые «косили» (т.-е. покупали) все сплошь… К вечеру же все вывезенное громадное количество мясных туш бывало продано. Ощущался недостаток в извозчиках и рогожах, которые стоили дорого и ложились накладным расходом до 30 — 38 р. на вагон. И несмотря на это торговцы рассчитывали на 4—5 вагонов взять до 1.000 рублей барыша! В железнодорожной же лавочке в Калуге мясо продается по 8 к. фунт первого сорта нарасхват. Теперь правление лавки посылает агента на юг для закупки рыбы, хотя ему присланы прекрасные образцы и с Урала, где рыба крупнее и дешевле… Конкуренция потребительной лавочки заставила городских торговцев установить цены на некоторые товары ниже железнодорожных».
У нас в Брянске всего два относительно больших магазина с колониальным товаром, и конкуренции разумеется никакой. Арсенальное общество потребителей до сих пор не осуществилось, и в узле шести железных дорог население иногда в полнейшей зависимости от того, что ему предложат, особенно случается это в распутицу, во время ледохода, когда прекращается сообщение с железнодорожной товарной станцией.
Кстати, почему железные дороги наши не публикуют во всеобщее сведение о грузах не принятых и вследствие того подлежащих аукционной продаже?
—
Не так давно, если припомнят читатели, мы сообщали о пораженных проказой и вышедших из соседней нам Курской губернии. Теперь по сему поводу опять возобновились толки, и в газету «Новости» пишут, что в названной губернии возбужден вопрос о призрении прокаженных. Вопрос этот возник вследствие того, что за короткое время обнаружено трое больных проказой. Раньше других врачи обнаружили ату страшную болезнь у одного телеграфиста киево-воронежской железной дороги; затем корочанский городовой врач зарегистрировал больного проказой, крестьянина Иосифа Сакена, 15 лет, и наконец, медицинский департамент уведомил, что корочанский уроженец запасный рядовой Орехов одержим проказою.
По сообщению эстонской газеты «Eesti Postimees» (Эстонский Почтарь), в Феллине недавно повесилась одна женщина, не смогшая более скрывать от окружающих проказы (lepra), которой была поражена в сильной степени. Названный листок далее говорит, что проказа между низшим классом городов (прибалтийских губерний?) в последнее время приняла значительные размеры, и обращает на это внимание врачей, между прочим, он советует подвергать строгому контролю общественные бани, как могущие служить источником заразы.
—
Недавно все ликовали по поводу того, что наконец-то положен предел произволу железнодорожных обществ, которые, как известно, при выборе направления вновь строящихся линий руководствовались до сих пор исключительно техническими соображениями и расчетами относительно количества кубов земляных работ, количества и размера мостов и труб, и проч. Лишний десяток тысяч кубов при постройке полотна дороги, лишний мост или даже лишняя сажень в пролет моста, лишний десяток кубов каменной кладки решали вопрос о судьбе не только сел и деревень, а и городов, и даже значительных городов, значительных торговых и промышленных центров. Газеты сообщали, что впредь ничего подобного не будет, что отныне строителям дорог вменено в непременную обязанность вести дороги чрез населенные пункты, а не по голым степям, изворачиваться и подходить к селам и городам, а не оставлять их в стороне за десятки верст.
В прошлом нумере Брянского Вестника мы поместили часть направления новой линии Брянск-Москва, и как читатели наверно заметили, Жиздра оставлена в 10ти верстах от пути. Мы слышали, что управление сего города хлопочет теперь, чтобы проводимый новый путь шел не мимо Жиздры.
Что до Калуги, то в начале сего месяца там состоялось экстренное заседание городской думы по вопросу о проведении железной дороги Москва-Брянск. Заседание открыто было чтением заявления городского головы о том, что инженер Табурно, которому поручено было, согласно постановлению думы 4го октября 1895 года, произвести предварительный изыскания направления железной дороги Брянск-Москва от р. Угры, у деревни Росвы, чрез Калугу до Москвы, минуя Малоярославец — окончил свои работы. По его изысканиям, железная дорога должна проходить от южной стороны городского бора (роща) к Смоленской заставе, затем берегом р. Оки до кожевенных заводов, и далее, причем должна захватить некоторые усадьбы береговых жителей, которые вследствие этого будут подлежать отчуждению. Для осмотра указанной местности предназначенной под железную дорогу, в Калугу уже приезжал правительственный инспектор железных дорог. Затем городская дума Калуги пришла к решению принять на себя расход по удовлетворенно владельцев за отчуждение их имуществ под железную дорогу в пределах города (до 550.000 р.); переезды через линию должны быть устроены в 9ти пунктах, и проч.
К 20му сего января составлены были думой и представлены правительственному инспектору железных дорог основания, по коим дума признает необходимым проведение железной дороги чрез Калугу. На представление всех этих сведений в Петербург, дума уполномочила особую комиссию, которой поручено объяснить, что предполагаемое разделение города железнодорожной линией от р. Оки не представляет для первого никакого затруднения ни в пользовании водой, ни в пожарном отношении, так как в городе есть обильный водопровод.
*
Вопрос о постройке в Москве в Замоскворечьи (в местности где находятся Конная и Дровяная площади) пассажирской и товарной станции московско-брянской железной дороги, несмотря на ходатайства обитающих в этой местности фабрикантов, разрешен московской городской управой в отрицательном смысле для последних. По ходатайству правления общества московско-киево-воронежской железной дороги, представившего очень веские доводы против постройки в Замоскворечьи вышеупомянутой станции, городская управа нашла возможным разрешить постройку станции на избранном правлением пункте, в местности Дорогомилова, представляющей для сей цели во всех отношениях гораздо больше удобств чем Замоскворечье.