q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ХРОНИКА

В воскресенье, 1го сего октября, в механико-техническом училище состоялся торжественный акт в присутствии представителей всех ведомств и многочисленной публики. Акт начался молебствием, отправленным законоучителем училища о В. Поповым, который после богослужения сказал следующее слово:

Любезные питомцы наши, теперь окончившие курс!

С нынешнего дня вы оставляете сие училище и вступаете в самую жизнь, где вы должны будете приложить с пользой все ваши полученные здесь технические знания. Настоящее переходное для вас время очень важно и знаменательно. Предупреждаю вас, любезные: будьте внимательны и с великой осторожностью и рассудительностью делайте первые жизненные самостоятельные шаги. К этому предупреждению, я считаю своим непременным долгом приложить и наставление, в основу которого я беру божественные слова нашего Господа: «Аще не обратитеся, говорит Христос Спаситель, и будете яко дети – не внидите в царство небесное (Мф. XVII, 3). В этих словах Господь не требует от нас обратиться в прежнее состояние детства и жить как живут едва вышедшие из пелен младенцы. Нет, приведенные слова Господа нужно понимать в высшем, духовном смысле, по которому обратиться в детство значит украсить себя высоконравственными детскими качествами. А первое прекрасное качество в детях есть вера. Дети со всей искренностью верят всему, не только, что скажут им родители, но и все взрослые, посторонние люди. Посмотрите, с каким интересом они слушают наставления и рассказы своего отца и матери. Со всей искренностью веруйте и вы, любезные, в нашего общего Отца небесного и будьте послушными чадами нашей любящей матери святой Православной Церкви. С великим благоговением читайте слово Божие и молитесь усердно о понимании оного. Что заповедует слово Божие – старайтесь исполнить, что запрещает – того избегайте. Чаще посещайте храм божий и чтите праздники и уставы церковные. Второе прекрасное детское качество есть любовь. Она раскрывается прежде нежели дети начнут понимать. Посмотрите, как невинное дитя ласкается к своей матери и радуется своему отцу. Любите и вы детской, искренней любовью нашего общего Отца небесного, который Сам нас возлюбил бесконечно и дарует нам все нужное для нашего временного благополучия и вечного спасения. Есть еще у детей достоподражаемое качество, называемое любознательность, по которому дети всем интересуются и все их занимает, и как приятно видеть, что даваемые им объяснения они принимают с восхищением, радуются каждому новому открытию и стараются употребить оное в свое удовольствие и наслаждение. Будьте и вы любознательны, но только в высшем и совершеннейшем смысле, направляйте эту любознательность на усовершенствование в науках, на умножение своих познаний, усугубляйте свои успехи в просвещении и образованности. К этому присоедините и усердную молитву. Подобно царственному пророку Давиду, из глубины сердца восклицайте: «скажи мне, Господи, путь в онь же пойду (Пс. CXLII, 8). И Господь укажет вам этот путь: Аз есмь путь, и истина и живот (Иоанн. XIV, 6). – скажет вам Господь: за Мной следуйте, и вам будет благо». Аминь.

Вслед засим преподавателем В. Н. Николаевым прочитан был отчет о состоянии училища за 1894 – 1895 академический год, откуда видно, что персонал преподавателей не изменился за это время, число же учеников было 78: в первом классе 31, во втором 33 и в третьем 14. Окончивших курс 14. Из них удостоено награды первой степени 3, второй степени также 3. При переходе в высшие классы получили награды 8 учеников.

Затем вступил на кафедру и. о. инспектора училища П. А. Жиров и произнес речь «о значении служебных прав для оканчивающих курс в промышленных училищах». Помещаем ее вполне.

«Часто мне приходится слышать вопрос: «какие служебные права дает брянское техническое училище оканчивающим в нем курс молодым людям?» — И после ответа, что молодые люди оканчивают курс с теми же правами, с какими поступили в это училище, с удивлением замечают: «какое же это училище, которое не дает никаких служебных прав!» Очевидно, это мнение держится на некотором недоразумении. Дело в том, что наше общество издавна привыкло смотреть на учебные заведения, как на источник прав и льгот по государственной службе вообще и по воинской повинности в частности. Действительно, начиная с уездных училищ, или теперь городских, и кончая университетом и разных специальностей институтами, все учебные заведения в той или иной мере дают служебные права и льготы своим воспитанникам. Оно и понятно. Стоит обратиться к недавнему прошлому, чтобы усмотреть, что все наши общеобразовательные и специальные учебные заведения, имея вообще стройную систему, подготовляли молодых людей почти исключительно к разным видам государственной службы. Кто раньше не служил? Почти все, кто чему-нибудь учился. Поэтому и учебные заведения, ввиду порядка и правильности назначений на службу, а также для охранения интересов Правительства и казны, заранее определяют служебные права и преимущества лиц, обладающих известной суммой научных и практических познаний и известной степенью умственного и нравственного развития. Руководство этими правами и преимуществами обязательно для лиц, заведующих правительственными учреждениями. Никто, например, не может назначить судебным следователем лицо, не обладающее известным, совершенно определенным юридическим образованием; точно также, никто не может назначить правительственным инспектором железной дороги лицо, не обладающее известным инженерным образованием, засвидетельствованным в его дипломе; даже для наблюдения за небольшим участком казенного шоссе нужно лицо, имеющее на то право. Таким образом, учебные заведения и деятельность лиц правительственных органов находятся в полном согласии.

Однако в последние два или три десятилетия содержание общественного труда и деятельности значительно изменилось. Сочтите, сколько самых разнообразных и сложных вещей нужно, например, для 40 тысяч верст железной дороги (как у нас в России); сколько требуется машин и всевозможных приспособлений для производства того огромного количества шерстяных, бумажных и других тканей, которые в таком изобилии распространяются в разных концах России; говорю – представьте себе на минуту всю громаду вещей, которые в настоящее время ежедневно изготовляются, и при этом примите во внимание, что все это такого рода вещи, для производства которых нужны люди не только обладающие специальным знанием, уменьем и искусством, но и общим научным образованием и развитием, на котором должно основываться их уменье и искусство.

Если все это представите себе, то для вас станет ясно, что та грубая, некультурная сила, которую мы издавна называем заводскими и фабричными рабочими, занимающаяся в настоящее время изготовлением этих вещей – не может вести производства с желательным успехом и искусством, даже при лучших иноземных руководителях.

Ясно, что рядом с общеобразовательными и специальными учебными заведениями, удовлетворяющими целям правительственных учреждений, должна образоваться целая сеть других учебных заведений, подготовляющих молодых людей не к государственной службе, а к работе и частной службе не заводах, фабриках и разных ремесленных мастерских.

Учебные заведения этого типа существуют пока в небольшом количестве и носят общее название промышленных. Их существенное отличие от раньше установленных общеобразовательных и специальных, повторяю, состоит в том, что они готовят молодых людей не для государственной службы, а для частной, потому что заводы, фабрики и разные промышленные мастерские не находятся и не могут находиться в непосредственном ведении казны.

Если это так, то очевидно, что промышленные училища не имеют никакого сознательного повода давать своим воспитанникам какие-либо служебные права и ученые степени, так как эти права ни для кого из владельцев фабрик или заводов, в противоположность правительственным учреждениям, необязательны, и никто ими не будет руководиться, потому что частная служба не стеснена никакими регламентациями, и успех ее зависит почти исключительно от той суммы, выгод, какая приносится служащим лицом или даже простым рабочим. В самом деле, что заставит частного владельца или даже коллективного, виде акционерного общества или компании, сделать главным управителем своего завода, или нанять простого рабочего то или иное лицо, как не денежный расчет и уверенность, что при этом лице дело пойдет и будет стоять на должной высоте; какими же служебными правами обладает это лицо, в каком заведении обучалось и какой ученой степенью или званием почтено в своем дипломе – это ни для одного владельца не послужит препятствием, даже не возбудить особенного интереса; почему мы и видим, что на частной службе часто люди с небольшим официальным образованием, без всякой ученой степени и звания, но с большим уменьем, опытностью и знанием дела занимают видные должности.

Отсюда мы заключаем, что частная служба, в противоположность государственной, очень часто находилась бы в противоречии с теми правами и учеными степенями и званиями, которыми наделяли бы промышленные училища своих учеников; следовательно ни к чему и давать эти права и степени. Они только вселяли бы ложное самомнение, вносили бы раздражение, а главное – мешали бы дальнейшему усовершенствованию, от которого зависит всецело будущее молодых людей, потому что частная служба руководится одним знанием, уменьем и искусством. С этой точки зрения воспитанники промышленных училищ обладают в той сфере службы, к которой они готовятся, всеми правами, раз они трудолюбием, деятельностью и заботой о своих познаниях покажут себя достойными.

Мне могут возразить: «как же средне-промышленные училища дают своим воспитанникам права средне-учебного заведения».

Это возражение только кажущееся, ибо эти училища, судя по праву поступления в них, не дают, а только за четыре года упорного труда не отнимают тех прав, которые даже посредственный ученик, прошедший удачно (прежде поступления в средне-промышленное училище) пять классов реального училища, может получить через год в том же реальном училище. Очевидно, что если бы средне-промышленные заведения отнимали эти права, то в них поступали бы только такие воспитанники реальных училищ, которые, пройдя пять классов, не имели бы никакой надежды пройти шестой, дающий им права. Иными словами, средне-промышленные училища наполнялись бы одними неудачниками, что конечно нежелательно.

Окончу свою речь теми пожеланиями, от исполнения которых зависит процветание и успех промышленных училищ:

Желательно, чтобы этим училищам, ввиду трудности возложенной на них задачи, удавалось привлекать в свои стены наиболее опытных, даровитых и деятельных преподавателей и руководителей, сознавая что ученики живут духом своих учителей;

чтобы в промышленные училища поступали дети хорошо научно подготовленные, способные и здоровые, и наконец

желательно, чтобы наше общество с таким же уважением и вниманием относилось к людям с научно-практическими познаниями, с каким оно относится к служебным правам и ученым степеням, памятуя, что практические знания, уменье и искусства везде ведут к обогащению народа».

Акт закончился народным гимном, исполненным хором воспитанников училища, и затем гимн повторен был оркестром, после чего раздалась «Слава», русское величание старинного лада.

Из актовой залы публика перешла в смежные апартаменты, где обозревала образцы работ произведенных воспитанниками. Все выставленное отличалось безукоризненным и тщательным выполнением, на все лежала печать старания и заботливости преподавателей, руководимых достойным представителем у нас техники, директором училища почтенным А. П. Докторовым. Недавно, по инициативе Александра Петровича, воспитанники технического училища ездили в Орел на сельскохозяйственную выставку. Вообще прилагается все доступное и в средствах заведения чтобы дать прочное техническое образование учащимся и обеспечить им верный кусок хлеба при занятиях той или другой отраслью промышленности, будет ли то кустарное, заводское или фабричное производство.

После акта, в квартире директора гостям по русскому обычаю предложена была хлеб-соль, и завтрак, благодаря радушию любезных хозяев, затянулся в дружеской беседе до позднего вечера.

В минувшее воскресенье принесена в Брянске Свенская икона Богоматери, причем, к немалому удивлению, опять в этой духовной процессии участвовала военная музыка. Такое нововведение обращается крестный ход в простое зрелище. В самом деле, тут уж не до пения тропарей, догматиков, ирмосов канона Божией Матери или каких бы то ни было иных песнопений принятых в Православной церкви, и мы решительно отказываемся понять – откуда у нас взялось и кто дозволяет такое новшество? В уставе о внутренней службе в пехотных войсках (с Высочайшего соизволения напечатанном в 1877 году) прямо и положительно сказано, что «при встрече с церковной процессией барабанщики не бьют, а музыканты не играют» (§ 537). В своде правил для парадов, торжественных встреч, и проч. (издания 1886 года) о встрече церковных процессий не сказано ничего, и старый закон таким образом остается в силе. Впрочем о музыке в подобных процессиях аналогично можно судить по участию оркестра при выносе и сопровождении тела: тогда оркестр играет молитву (Коль славен) до команды : «на плечо», после чего музыканты начинают играть похоронный марш (§ 203). Следовательно во время ходьбы можно играть только марш. Но так как военные марши в крестном ходу у православных людей не приняты, а молитва (Коль славен) играется лишь при выносе, и то на месте, то отсюда прямой вывод, что сказанный мотет во время крестного хода совершенно неуместен. Об этом мы писали уже в Брянском Вестнике, и теперь снова повторяем, что наряд оркестра в духовную процессию, дозволение играть музыке во время крестного хода – противно духу Православной церкви и несогласно с правилами Высочайше утвержденных уставов.

На 30м очередном брянском уездном земском собрании между прочим постановлено: прекратить отпуск городскому училищу 1.525 рублей на содержание в нем четвертого класса и преподавание дополнительных предметов: немецкого языка, бухгалтерии и рисования с черчением. Сколько известно, отпуск этих денег училищу назначен был земским собранием 1891 года без определенного срока, но затем в следующем, 1892м году состоялось другое постановление, коим выдача сказанной суммы ограничена тремя годами. Нельзя не пожалеть что интересы училища не были при этом поддержаны на земском собрании представителем городского сословия. На том же 30м земском собрании постановлено не передавать земских школ в ведение духовенства.

Брянское уездное отделение епархиального училищного совета, как нам сообщают, разослало по церковно-приходским школам нашего уезда печатные экземпляры Высочайшего рескрипта преосвященному Герману, данного 13го июня 1894го года, для помещения сего Монаршего акта в школах на видном месте. В виду важности сего исторического памятника, особенно знаменательного в настоящую тяжелую годину переживаемую обществом, позволим привести из сего рескрипта то место его, где говорится о значении церковно-приходской школы, служению которой посвятил себя владыка Герман. «Ныне, говорит в Бозе почивающий Государь Император Александр Александрович – истекает десять лет с тех пор, как утвержденным Мной положением призвано приходское духовенство к обновлению от начала принадлежавшей ему просветительной деятельности, и первоначальная школа народного просвещения в духе веры православной вновь соединена с церковью и приходом. Десятилетний опыт свидетельствует о возрастающем успехе сего дела: приходская школа, привлекая к себе сочувствие народа своей церковностью и распространяя в возрастающем поколении, вместе с грамотностью, правила веры, любовь к церкви и церковному служению и пению, успела и в недостатке средств при ревностном содействии духовенства и с помощью жертв общественных упрочить свою деятельность, проявляя ее и в самых отдаленных краях России. Не сомневаюсь, что с помощью Божиею это благое дело, усовершаясь с течением времени и привлекая к себе новых деятелей – принесет великий плод для духовного просвещения Нашего Отечества».

На днях закончены работы по ремонту тюрьмы и 1го октября в замок переведены заключенные, до сего времени находившиеся в доме Сыркиной (на углу Успенской улица и Чузовской). Работы производились В. И. Сафоновым под наблюдением Н. И. Азарова. Все сделано солидно, прочно. Особенно внимание обращено на церковь, которая отделана заново, и небольшой храм этот производит прекрасное впечатление. Помещение замка рассчитано на 120 человек, но в настоящее время содержится в нем всего 74.

Председатель брянского отделения епархиального училищного совета издал альбом фотографий некоторых церковно-приходских школ и школ грамоты, а также и церквей Брянского уезда. Орловский епархиальный училищный совет с разрешения его преосвященства отослал означенный альбом в Нижний Новгород, для помещения его на всероссийской выставке в отдел церковно-приходских школ.

Лошадь, разыгранная в лотерею-аллегри вольно-пожарного общества – не принята лицом, коему она досталась. Считавшееся пожертвованным, животное пущено было на подножный корм в один из городских садов, и наконец конь этот 30го сентября издох, после чего продан кажется за рубль какому-то живодеру. Что до спорной коровы, о чем сообщалось ранее, то по решению судьи, у коего рассматривалось это дело – право на скотину утверждено за мальчиком Ивановым, получившим один билет от своего знакомого Ф. Н.  Иткина.

В числе дел, рассмотренных в настоящую сессию орловского окружного суда, решено дело об убийстве Благодетелевой, и по вердикту присяжных заседателей, суд приговорил виновных к ссылке в каторжные работы: Новикова (бежавшего два раза из Сибири) на 18 лет, Костина и Калиничева на 8 лет, Базяеву и Горбачеву на 6 лет.

В среду, 4го октября, в половине первого часа ночи, у самой станции Брянск риго-орловской железной дороги маневрировавшим локомотивом раздавило насмерть крестьянку Трубчевского уезда Феклу Егорову Козмину, 26ти лет.

— 17го сентября в Свенском монастыре у послушника Петра Анисимова похищено деньгами 41 р. 50 к. Виновный обнаружен.

— 14го того же месяца у крестьян Супоневской волости Т. Карпухина и И. Павлюкова уведено две лошади, стоящих 85 рублей.

— 16го сентября в 7 часов вечера у крестьянина Трубчевского уезда И. Сазонова похищено со взломом замка два пальто, самовар и 6 аршин атласу, всего на 68 р. Виновная (еврейка) обнаружена.

После чудной теплой и ясной погоды, за небольшими перерывами стоявшей почти в течение всего сентября, когда в тени доходило до +14 и 15° R., с воскресенья наступил холод.

В Тульских Губернских Ведомостях напечатано следующее письмо в редакцию: «Отсутствие благонравия, порядка и всякой дисциплины – характерная черта уличной жизни города Тулы. Песни, крик, брань, толкотня, драки и всякие непристойности не удивляют обывателя, знающего, что в Туле на разгулявшегося «казюка» нет управы и в полиции. Но бросается в глаза распущенность подрастающего поколения. Ученики разных школ и городских училищ, певчие, и проч., возвращаясь по домам, наполняют улицы свистом и пискотней, поднимают возню и беготню, мимоходом стучат в окна и обрывают на подъездах звонки, и проч., и никому до этого нет дела. Вчера, 27 сентября, в 2 часа дня, на Киевской улице, против типографии Дружинина, встретились две партии учеников, по-видимому различных училищ (многие с гербами фуражках), числом более 20 душ, и посреди улицы устроили настоящие кулачки, скоро впрочем и безнаказанно окончившиеся отступлением одной из партий. Интересно, занимаются ли в этих училищах воспитанием или традиционным буки-аз; идет ли там речь о дисциплине, приличии, уважении к окружающим, или эти условия общественной жизни для тульского гражданина излишни в будущем так же, как и в настоящем?». – На нововведение подростком и воспитанников учебных заведений не мешало бы обратить внимание и у нас (см. ниже известие из Варшавы).

 

НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ:

по 8е октября

Леутцингеру, Сперанскому, Куренкову, Закатееву.

КАЛЕНДАРЬ-МЕСЯЦЕСЛОВ

БРЯНСКИЙ БАЗАР

ОКТЯБРЬ

8 Нед. 20я по Пятид. (Глас 3й). Прп. Пелагии и Трифона Вятского. Седмица 21я по Пятидесятнице.

9 Св. ап. Иакова Алфеева; прп. Петра и Афанасия.

10 Св. мч. Евлампия, препод. Феофила исповедника.

11 Св. ап. Филиппа; мчц. Зинаиды. Воспоминание 7го вселен. Собора.

12 Св. Космы, еп. Маюмского. Мартина, Тараха и Прова.

13 Мч. Карпа, Вениамина, прп. Никиты исповедника.

14 Св. мч. Назария, прп. Параскевы; Николы Святоши.

По случаю изменившейся погоды базары были несколько тихи. Много было яблок: цена 50 – 1 р. за меру. Капуста 45 к. пуд: подвоз ее идет из Карачева и Трубчевского уезда. Сено требуется, а подвоз пустой, цена 20 – 27 к. пуд. Картофель 30 к. мера. Свекла 25 к. мера. Конопляное семя ссыпают по 70 к. пуд. Овес 40 – 47 к. пуд. Мука ржаная 53 – 57 к. пуд.

error: Копирование запрещено!