q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

Брянский Свенский монастырь: 1288–1888

Брянский Свенский монастырь: 1288–1888. – Брянск, 1888

Краткий исторический очерк Свенского монастыря составлен исключительно на основании сочинения настоятеля сей обители, покойного о. архимандрита Иерофея, и издается по случаю празднования шестисотлетия явления Свенской иконы Богоматери.

СВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

1288 – 1888

Свенский монастырь, одна из древнейших русских обителей, находится в четырех верстах от Брянска (Орловской губернии), и расположен на возвышенном месте при реке Десне, на правом ее берегу, против речки Свини или Свени, впадающей в Сейм.

О начале сего монастыря повествуется следующее:

В лето 6796 (1288) благоверный великий князь черниговский Роман Михайлович, будучи в своей отчине, во граде Брянске, по Божию изволению ослеп очами, и услышав о чудесах и исцелении, бываемых от чудотворного образа Пресвятая Богородицы Печерския и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего во оный Печерский монастырь с милостынею и прошениям об отпуске тоя чудотворныя иконы к нему во град Брянск, для испрошения от нея исцеления; почему архимандрита печерский, сотворив совет с братиею, оный чудотворный образ отпустили в Брянск на ладиях рекою Десною, по чину — со священником. Сим образом пловущим им, ста ладия на едином месте среди реки Десны; и егда послании рекоша: обляжем нощь сию в Свине реце, ладия пойде, и приставите к брегу одесную страну—пребыша нощь ту. Егда же на утрие воставше поидоша на ладию помолитися Пресвятей Богородице, оныя (святыя иконы) не обретоша. Того ради, приехавше за Десную (Десну?) реку, против реки Свини, поидоша по горам, и обретше Пресвятыя Богородицы образ стоять на дубе велицем, между ветвями, послаша вестника к великому князю Роману Михайловичу исповедати чудо, бывшее от иконы Пресвятыя Богородицы, и тако великий князь, услышав от вестника таковое чудо, собра весь священнический лик, и поидоша пеши, идеже стояше Пресвятыя Богородицы чудотворный образ. Приходящим же им близ места того, великий князь Роман Михайлович воздохну из глубины сердца своего со слезами, и рече: О, пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, очима узрети свет и Твой чудотворный образ: елико и дале узрю с места сего на все четыре стороны —толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила место; и в той же час увиде мало стезю пред собою, и повеле на том месте поставити крест, кой и доныне там стоить. Потом от того места поидоша к древу, на нем же стояше чудотворная икона; и великий князь возопи велим гласом: О, Пресвятая Владычице, Госпоже, Дево Богородице, услыши глас молитвы моея, и дай ми прозрети очима моима! И в той час, прозрев великий князь Роман Михайлович яснее прежняго, повеле освященному причту сняти со древа чудотворный Пресвятыя Богородицы образ, и целовав оный, нача молебен пети. По отпетии же онаго, нача сам князь своими руками, со всеми при том бывшими, на храм Божий Пречистой Богородице древа рубити, и совершив храм вскоре во имя Пресвятая Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, и освятив, повеле служити собором божественную литургию, и отправив вся по ряду, огради монастырь и игумена постави, дал довольно злата и серебра как на создание монастыря, так и на содержание братии.

Предание гласит, что чудотворная Свенская икона Божией Матери писана преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев.

Икона сия изображается так: На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно возседит Пресвятая Дева Матерь Божия, коей правая стопа утверждается на особом малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленах Пресвятыя Девы при персях возседит Предвечный Младенец, Господь наш Иисус Христос, и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит божественного Своего Сына обеими руками по месту Его опоясания. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны преподобный Феодосий, а по левую сторону преподобный Антоний, печерские чудотворцы, оба со свитками в руках. На свитке у преподобного Антония написано: «Молю убо вы чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием,  его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшнаго (на) хвалу и славословие Тебе». Иногда, впрочем, помещают и другой текст на свитках. Преподобный Антоний изображен в полной монашеской схиме, а преподобный Феодосий — в мантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.

Мерою святая чудотворная Свенская икона в вышину пятнадцать с половиною, а в ширину девять с половиною вершков.

Как ни важно было отшествие чудотворной иконы Царицы небесной для обители Киевопечерской, как ни велико было лишение этой святыни для подвижников печерских, — святые иноки эти великодушно покорились Промыслу Господню, который видимо прославлял их самих, подавая им силы и крепость на многотрудном спасительном их пути. Чудотворная Свенская икона Матери Господней возле Брянска возсияла как солнце по благодати Божией, отцы печерские Антоний и Феодосий и здесь явились начальниками и наставниками богоугодного иноческого жития, и обрели себе здесь новых послушных чад духовных в новой обители. Можем верить, что и печерские иноки радовались распространению славы Божией из их славной обители, радовались, что их смиренное иноческое житие обрело себе усердных подражателей. Семьдесят подвижников, немедленно собравшихся под покров Матери Господней в новую Свенскую обитель, при самом первоначальном основании ее; благословение всей брянской страны к святыни чудотворной иконы; беспредельная благодарность великого князя Романа Михайловича за благодатное исцеление его от слепоты; приношения в новую обитель злата и серебра и пространных владений — все это свидетельствует о милостивом благоволении Царицы небесной к здешнему святому месту, угодному для вселения славы Божией.

Таким образом святая чудотворная Печерская икона Божией Матери с 1288 года пребывает и благоговейно чествуется и доселе в Брянском Свенском Успенском монастыре, и, по имени сей обители, именуется чудотворною Свенскою иконой.

В соборной монастырской Успенской церкви сейобраз Божией Матери занимает первое место в иконостасе, по левую сторону царских врат, а в теплой церкви устроено для него особое место.

С чудотворной иконы Божией Матери в Свенском монастыре есть список, очень древний, действительно современный явлению сей иконы. На этом списке, в свитке, держимом преподобным Феодосием, при конце молитвы написано: «Окладывана в лето s сотное ч шестое благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия в 26 день, на память Иоанна Богослова».

Сия святая икона украшена золотою ризой, тою самою, которая прежде была на чудотворном образе, и устроена в 7178 (1670) году при игумене сей обители Никодиме. При этой же ризе находятся жемчужная украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном Васильевичем, при отпуске ее из Москвы.

Явление чудотворной Печерской иконы Божией. Матери 3 мая в Свенске, с первого дня привлекало к сему прославленному месту многое множество богомольцев, а день храмоваго праздника обители, устроенной в память Успения Пресвятыя Богородицы, 15 августа, до такой степени стал замечателен по большому стечению народа, что обратил на себя внимание не только купечества, но и иностранцев, содействовавших открытию и развитию некогда знаменитой Свенской ярмарки.

С течением времени Свенский монастырь возвышался и в значении иерархическом. Со дня основания Свенской обители в 1288 году, в ней постоянно были начальниками игумены, а в 1680 году находим, что Свенская обитель была уже возведена на степень архимандрии.

Высокое мнение о Свенской обители имели благочестивые цари наши.

Неизвестно в каком именно году поднята была в Москву чудотворная Свенская икона, но Грозный ведал о Свенской обители еще в 1560 году. По кончине царицы Анастасии Романовны в 1561 году, он прислал сорок рублей денег в Свенский монастырь и велел поминать ее три раза в год, и делать большие кормы братии октября во второй день, на память св. муч. Киприана и Иустины, октября в 28-й день, на память преподобной матери нашей Анастасии Римляныни, и 7-го августа. А в следующем 1562 году, по брате своем, Юрии Васильевиче, государь прислал двадцать рублей. Да в том же году пожаловал государь царь и великий князь Иоанн Васильевич в дом Пречистыя Богородицы, по князе Дмитрии Вишневецком, вотчину в Белевском уезде, в Домогажской волости, в Друцком стану, сельцо Студени-ково, да шесть деревень. В 1565 году прислал царь по князе Василии Михайловиче Глинском (в иночестве Прокопии) пятьдесят рублей и столько же по князе Александре Трубецком (во иноцех Авраамии) в 1567 году.

Грозный государь не забывал дома Пречистыя Богородицы и в других важных случаях своей жизни . Так, в 1570 году пожаловал двадцать рублей по царице своей, великой княгине Марии; а в 1582 году прислал с Владимиром Загряжским сто рублей по сыне своем, царевиче, князе Иоанне Иоанновиче.

Когда же угодно было Грозному поднять Свенскую чудотворную икону Божией Матери в царствующий град Москву, то по челобитью старца Иосифа Неелова пожаловал государь царь по царевиче Иоанне Иоанновиче в дом Пречистыя колокол благовестный большой в двести пудов весом, а по опальным пожаловал много разных богатых икон и дёнег; в другой раз, тоже по царевиче Иоанне Иоанновиче, пожаловал восемьдесят рублей и колокол весом в сорок пудов.

Отпуская чудотворную Свенскую икону Божией Матери из Москвы обратно в обитель, «приложил благочестивый государь царь к чудотворному образу Пресвятыя Богородицы корону золоту с каменьем и жемчюги, да цату золоту с каменьем и жемчюги, да к Спасову образу цату-жь золоту с каменьем и жемчюги, да к чудотворцем ко Антонию и Феодосию две цаты золоты с каменьем и жемчюги»; и прислал с старцем Иосифом «сто рублей в монастырь, да семь рублей братии на поручную милостыню»’.

Кажется еще до поднятия чудотворной иконы в Москву, Грозный царь благоволил указать строить каменныя церкви в Свенской обители. И построено было две церкви: соборная Успения Пресвятыя Богородицы с приделом Усекновения честныя главы Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, и другая теплая во имя преподобных отец наших Антония и Феодосия, чудотворцев печерских, и украшены великолепными резными иконостасами. По всему вероятию, и каменная колокольня построена в то же время.

Обе эти церкви впоследствии потерпели много от разорений неприятельских. В 1583 году, на день Сретения Господня, литовские люди пришли безвестно к городу Брянску, и как Брянск, так и монастырское строение, образа, книги, ризы, сосуды и всякую казну, и жалованные грамоты, и всякие крепости монастырские отчинные сожгли. Монахи из монастыря бежали в лес, и взяли с собою чудотворный образ Пречистыя Богородицы Печерския. После этого придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, разоренный литовским воеводою Пацем, стоял без починки: «в нем ничего не было, и все было пусто».

Вероятно Свенский монастырь потерпел и в 1607 году, когда самозванец стоял с своими скопищами под Брянском.

В 1664 году января в 9-й день приходили под Брянск крымские ратные люди и стояли в дому Пречистыя Богородицы, и в конец разорили монастырь и церкви пожгли. Вследствие этого игумен Варнава с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы благоволил дозволить освятить теплую церковь преподобных отец Антония и Феодосия печерских и дать антиминс.

В это время состояние Свенского монастыря было таково:

Каменные постройки, как мы уже знаем, начались в обители но повелению царя Иоанна Васильевича, и прежде прочих построена соборная церковь Успения Пресвятыя Богородицы. При передаче обители в ведение Киево-печерской Лавры в 1681 году, эта церковь была в полуразрушенном состоянии. Из описи, составленной в этом году казначеем Киево-печерского монастыря, иеромонахом Иоанном Максимовичем, видно, что церковь эта была с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, который (придел) разорен от Паца, и ныне в нем пусто и ничего нет». На главном же престоле в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы продолжалось священнослужение, и храм этот был довольно украшен. Иконостас в нем был резной, вызолоченный сусальным золотом и серебром, «малороссийского мастерства». Кроме чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы, который был украшен возможным в то время благолепием, были и другие иконы, обложенные и украшенные «окладами серебряными, позлащенными, с венцами и дорогими камнями», как то: местный образ Успения Пресвятыя Богородицы, образ Живоначальныя Троицы, образ Воскресения Христова, на котором «оклад, венцы и поля серебреные, вызолоченные». На аналогии —образ Успения Пресвятыя Богородицы, на котором тоже оклады серебряные, басменные вызолоченные. Пред этим образом стоял подсвечник, оправленный в серебро, с семью серебряными яблоками. Образ Пресвятыя Богородицы, список с Печерской-Свенской чудотворной иконы, с окладами и венцами серебряными, басменными, «старинными» вызолоченными, с цатами, с камнями дорогими, яхонтами, с пеленами, шитыми золотом и серебром. Много было и других икон в этом храме, украшенных серебряными окладами и венцами. Пред царскими дверями висело паникадило медное, невеликое, старинное; да против обоих клиросов висело по одному паникадилу, медному, не великому-жь. Эти три паникадила пожертвованы в 1641 году князем Алексеем Ивановичем Воротынским. Да у соборной же церкви три паперти деревянные, у западных дверей покрыты дубовою чешуею, а у северных и южных дверей покрыты тесом; а фронтоны украшены иконным’ писанием. На церкви Успенской было пять глав, покрытых белым железом; а церковь была крыта тесом.

Другая церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, каменная же с трапезою, а в трапезе печь изразчатая, зеленая; да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом; а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было.

Третья церковь каменная на святых воротах, Сретения Господа нашего Иисуса Христа. В церкви «царския двери, травы медныя, литыя, прибиты по слюде». В церкви было немало святых икон в серебряных, золоченных окладах с венцами и другими украшениями. Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайловичу шедший из Брянска с освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божией Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю, и где в память этой милости Господней поставлен был крест.

На святых воротах с приходу в монастырь написаны деисусы, стоящие со Апостолы и с Преподобными. На малых воротах тоже были иконные украшения снаружи и внутри.

Колокольня была каменная-жь, на которой глава и кровля обгорелые. На колокольне было девять колоколов больших и малых, а десятый колокол, в 200 пудов, висел на земле на козлах; были и часы большие боевые, железные, без перечасья.

В монастыре было пятнадцать келий, в том числе архимандричья келья с двумя комнатками, пред нею сени о двух жильях; в сенях чулан; в кельях две печи изразчатые зеленые, да пять окончин стекольчатых, в олове. Да братских и с больницею четырнадцать келий с комнатками и чуланами, и с сенями, и с вышками; а в сенях и в вышках чуланы-жь; и во всех кельях печи изразчатыя зеленыя; окончины стеклянныя в олове и в дереве. Поварня деревянная, что ествы варят, а пред нею изба ветха. Другая изба, что пиво и квас варят.

Около монастыря ограда деревянная; половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столбами.

Так описывают официальные документы состояние Свенского монастыря в 1681 году.

Собственно сведения о состоянии Свенской обители, также о ризнице и библиотеке начинаются со времени царя и великого князя Иоанна Васильевича, но тогдашние записи сохранились только в списках. В 1742 году построена четвертая церковь каменная над западными ярмарочными воротами монастырскими, во имя Преображения Господня, об одной главе. В церкви иконостас гладкий, весь золоченый на полимент, и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаил Медведев.

В 1744 году Императрица Елисавета Петровна, путешествовавшая в Малороссию, посетила Свенскую обитель, и, от монарших щедрот пожаловала шесть тысяч рублей золотом на построение новой соборной монастырской церкви вместо старой, полуразрушенной Литвою, стоявшей на крутом косогоре, и оттого и вследствие огромности еще более повредившейся. Эти всемилостивейше пожалованный деньги, по состоявшемуся 3 апреля 1748 года именному Ее Величества указу, из государственной статс-конторы принял лично наместник Свенской обители, иеромонах Лука.

Настоящая соборно-монастырская Успения Пресвятыя Богородицы церковь заложена на высоком, ровном и безопасном месте, среди монастыря. План и фасад, а также и модель храма составлены знаменитым архитектором, италиянцем графом Растрелли.

В 1749 году 3 мая свенские иноки послали прошение в Киево-печерскую Лавру с донесением, что все материалы к начатию строения соборной церкви приготовлены, и просили у архимандрита Лавры благословения начать строение храма.

Работы по постройке этой церкви производились с усердием и быстро; устроены громадные кирпичные за-воды возле монастыря, известь добывали здесь же, из мелу, который составляете подпочву по всему течению реки Десны с правой стороны. Архитектором — производителем работ был некто Иван Битнер.

К сожалению, местный попечитель, наместник иеромонах Лука, взят был в Лавру, а вновь прибывший на его место в Свенскую обитель наместником иеромонах Гервасий, по совету с брянским гражданином Тихоном Чамовым, признал, что внутренние столбы храма, возведенные уже на десять аршин в вышину, на которых должны быть связаны своды и стоять громадного размера пять куполов— очень толсты, и что поэтому иконостас старой церкви не может быть к ним пристроен. В этом убеждений, наместник Гервасий, в противность плану, распорядился обрубить столбы, и сделать их тоньше на два аршина, также сделал изменение и в западном преддверии, к которому пристроил особые всходы на хоры, по подобию лаврской соборной церкви. Гервасий предполагал пристроить еще два алтаря —один для ризницы, другой для пономарни, и изменил орнаменты. Но построение храма в таком .измененном виде было приостановлено.

Вслед засим, бывший свенский наместник, иеромонах Лука, избранный в настоятели Киевопечерской Лавры, посетил Свенскую обитель на пути в С.-Петербург для посвящения в сан архимандрита, взял с собою план, фасад и модель церкви и самого архитектора для представления обо всем в «канцелярию от строений» и для обсуждения в С.-Петербурге с опытными людьми, как впредь поступать в строений церкви. В канцелярии от строений присуждено: столбы обсеченные разобрать, Таким образом возведена церковь неизменно по плану и фасаду графа Растрелли.

Но затем, при постройке этой величественной церкви, в видах экономии распорядились некоторые годные предметы из старого разобранного собора употребить в новый храм. Посему старые железные двери западные, северные и южные навешены к дверям нового собора. Эти железные затворы гораздо ниже пролетов, показанных в фасаде новой церкви, вследствие чего по мере старых железных затворов дверные пролеты в верхней части заложены кирпичом с написанием на этих местах икон.

Таким образом продолжавшаяся в течение десяти лет постройка соборной Успенской церкви, с Божиею помощью, кончена, и на освящение этого храма с двумя приделами 16 декабря 1758 года выдана от Святейшего Правительствующего Синода благословенная грамота. Святые антиминсы приказано получить из Московской Синодальной Конторы. К освящению этого величественнейшаго храма, по приглашению архимандрита Луки, прибыл в Свенскую обитель из Москвы преосвященный Тимофей, митрополит московский, так как он первый возымел попечение строить сию церковь, в бытность свою архймандритом Киевопечерской Лавры. Прибыл из Киева и сам архимандрит Лука со свитою из соборных старцев, с духовником, перводиаконом, диаконами, певчими и с прочею прислугой, всего более пятидесяти человек. Праздник был торжественный.

Церковь эта с пятью куполами; длина ее от горнего места до западной двери пятьдесят два с четвертью аршина, а от северной двери до южной ширина сорок два с половиною аршина, в высоту от свода главнаго купола до пола пятьдесят девять аршин.

Иконостас в этом храме, по величине своей, можно сказать—единственный в мире.

Ризница обители в настоящее время незамечательна. Хотя и есть несколько древних облачений с шитыми оплечьями, унизанными жемчугом, крестами и святыми изображениями, но ризы эти, по ветхости, негодны «к употреблению». Особенного замечания достойна, по древности, большая плащаница. В описи 1681 года о ней сказано: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром, по той же камке вышиты кругом слова: Не рыдай мене мати; подложена кутнею зеленою». Несмотря на то, что плащаница обыкновенно не часто употребляется и хранится в особом ящике за стеклом, камка, на которой шиты образа, давно уже обветшала и уничтожена; а шитые образа с нее срезаны и пришиты к новому голубому штофу; но и этот штоф, от давности, пришел в ветхость. Кайма древняя со словами: «Не рыдай мене мати»—также уничтожена, и вместо нее пришита другая кайма, тоже давнего изделия, с золотым шитьем на ней тропаря: «Благообразный Иосиф».

Впрочем, в обители есть несколько серебряных вещей интересных по своему достоинству: Евангелие с раззолоченными внутри бордюрами, в сребропозлащенном окладе, с разными большими дорогими камнями, сооруженное в обитель «от Иоанна Максимовича, наместника бывшего в Свенской обители року 7191 (1683)». Два Евангелия огромного размера, в серебряных окладах, стоящие ради благолепия на престоле в Успенском соборе; по тяжести своей, они не могут быть употребляемы при священнослужении. Много есть святых крестов. Особенное внимание благоговейный христианин может обратить на святой крест серебряный, с таковым же подножием, с литым на кресте изображением пречистыя плоти Христа Спасителя и херувимов. Этот крест стоит также на успенском святом престоле между вышеписанными двумя Евангелиями; вышиною он в два аршина, в ширину четырнадцать вершков; весу в нем, без железного стержня, чистого серебра тридцать шесть фунтов; устроен этот снятый крест иждивением монаха Манассии, келаря сея обители (12 ноября 1733 года). Есть кресты ручные со святыми мощами и другою святыней, и проч.

Относительно библиотеки можно сказать, что в ней есть довольно назидательных и душеполезных книг. Древнейшия рукописныя сокровища обители истреблены и татарами, и Литвою, и поляками. Так, на одном синодике, писанном в лист, есть надпись: «В лето 7172 (1664) дал сей синодик в дом Пречистыя Богородицы Феодор Горододелец да Зиновий Маркович. Феодор дал бумаги, а Зиновий сделал по разорении Паца».

В монастырской хронике, или кратком описании достопримечательностей Свенскаго монастыря, между прочим сказано: Император Петр I изволил пребывать многие месяцы в оном монастыре. Почему нарочно для пребывания его была устроена особая каменная келья, в коей на одной стороне поставлен был иконостас со святыми образами. Во время-жь пребывания сего Государя дано знать, что гетман Мазепа изменил. Посему изволил он, государь, отправиться к Полтаве, и получа над врагами победу —обратно заезжал и служил молебен.

В этой келье теперь иконостаса нет, но есть старинный портрет Петра I, который, по общему признанно, оставлен здесь государем на память его пребывания. Впоследствии келья эта называлась «келарскою». Стоит она возле собора на южной стороне. В 1791 году каменная келарская келья окружена новыми каменными стенами, и на них в 1792 году игуменом Модестом построены деревянные игуменские кельи. Ныне келий сих нет и домик Великого Преобразователя в последнее время реставрирован.

Из монастырских строений можно упомянуть о каменном одноэтажном корпусе, в котором жительствует братия. Корпус этот состоит из двух отделений, каждое в три кельи с большою прихожей, с шестью отдельными кладовыми внутри корпуса и с погребом. По преданию, этот корпус, во время владения монастыря вотчинами, служил для помещения монастырского казначейства и канцелярии. Судя по архитектуре, начало этого строения можно отнести к 1749—1759 годам, то есть ко времени строения соборной Успенской церкви, потому что архитектура и все орнаменты в этом корпусе одного стиля с церковными украшениями. Есть еще две каменные кельи, устроенные по обеим сторонам Преображенской церкви, также одноэтажные. Начало их постройки, нужно полагать, давнее, потому что эти кельи хотя и соединены с Преображенской церковью, устроенною в 1742 году, но в целом с нею не связаны. В двух южных башнях каменной ограды устроены братские кельи, а средняя северная башня обращена в кузницу.

На месте явления Свенской иконы Божией Матери устроена часовня. В ней стоит список с чудотворной иконы, в серебряной ризе. Поводом к постройке этой часовни было благодатное побуждение одному благочестивому человеку.

Под Сретенскою церковью, между воротами святыми и экономическими, в углублении устроена часовня, в которой написан темничный образ Христа Спасителя, сидящего в страдальческом виде, связанным, с терновым венцом на главе. К этому святому образу усердно притекают христолюбы.

Вне монастыря, около полуверсты расстоянием от него, в селе Супоневе, у Брянско-Трубчевской дороги, есть еще часовня, со святыми иконами внутри оной, каменная и крытая железом. О времени построения ее сведений не имеется.

В 1864 году устроен странноприимный дом или монастырская гостиница, деревянная, на каменном нижнем этаже. Останавливающиеся в этой гостинице довольствуются от обители хлебом, квасом, трапезною пищей по возможности и прислугою, а в зимнее время отоплением и освещением безвозмездно. Этот странноприимный. дом устроен от обители с помощию Брянских граждан-благотворителей.

При самом основании Свенской обители правление в ней учреждено было игуменское. Продолжалось ли оно постоянно до 1561 года — об этом сведений в обители не сохранилось. С 1561 года как бы непрерывно продолжалось строительство игуменское до 1679 года. После этого управляли обителью настоятели — архимандриты очень недолго.

С переходом Свенскаго монастыря в ведение Киево-печерской Лавры, обитель Свенская стала получать от Лавры наместников-иеромонахов; а с 1764 года и Лавра возводила своих свенских наместников в сан игуменский, потому что вследствие учреждения духовных штатов, Свенский Усненский монастырь хотя и оставлен приписным к Киево-печерской Лавре, однако возведен, по штату, в третий класс с настоятельством игуменским.

В 1847 году Брянские граждане просили епархиального преосвященного архиепископа Смарагда учредить архимандрию в Свенском третьеклассном монастыре, как состоящем вблизи уездного города, знаменитом древностью и особенно чудотворною Печерскою Свенскою иконою Божией Матери, и возвести в сан архимандрита сея же обители настоятеля игумена Смарагда, во уважение долголетнего его служения в этой обители и трудов, им понесенных. Ходатайство это, одобренное епархиальным начальством и представленное Святейшему Правительствующему Синоду, милостиво уважено, и игумен Смарагд возведен в сан архимандрита. По смерти его настоятелем монастыря был архимандрит иероѳей, переведенный сюда из мценской Петропавловской обители (29 февраля 1860 года), и затем по кончине его ныне состоит начальником Свенскаго монастыря о. архимандрит Авраамий.

 

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

Первый крестный ход, самый торжественный, бывает 11 августа, в память избавления Брянска и всей здешней страны заступлением Царицы небесной в 1812 году от нашествия французов [и] с ними двадесяти язык. Этот крестный ход учрежден в 1814 году и совершается следующим образом: 10 августа, с самого утра, благочестивые граждане брянские стекаются в обитель Свенскуио к празднеству подятия чудотворной Свенской Божией Матери, а к трем часам пополудни являются почетнейшия лица и старейшие граждане, и начинается в обители сборный звон с переводом во все колокола. В четыре часа пополудни монастырский настоятель с своим духовенством и с духовными ассистентами от градского духовенства облачается в священныя одежды, исходит из алтаря со святым крестом и становится пред чудотворною иконой, и бывает обычное начало молебного пения: «Трисвятое», «Отче наш», псалом 142: «Господи услыши молитву мою», «Бог Господь, и явися нам»; и поют тропари: «Е Богородице прилежно»… В это время два старшие иеромонаха подемлют с места святую чудотворную Свенскую икону Божией Матери на руки, и бывает исхождение к святым монастырским воротам с пением тропарей. До выходе из святых ворот, вне монастыря, духовенство становится по чину, настоятель лицом к городу, а святая чудотворная икона ликом к обители, и бывает сугубая ектения, с возгласом: «Яко милостив». Затем чудотворная икона поставляется в устроенный для нее ковчег, бывает отпуст, и настоятель передает честный крест иеромонаху, шествующему с крестным ходом, а сам настоятель отправляется на встречу Царицы небесной в город. Все городское духовенство с хоругвями и с многочисленным сонмом благоговейного народа из собора к сретению чудотворной иконы Божией Матери исходить за город, к зданию госпиталя, и здесь с настоятелем Свенскаго монастыря ожидает пришествия крестнаго хода с чудотворною иконой. При встрече иконы крестный ход останавливается; бывает ектения и чтение Евангелия (от Луки зач. 4), и так шествие направляется в Брянский городской собор при колокольном звоне во всех церквах. По входе в соборный храм, тотчас начинается всенощное бдение в честь Божией Матери.

На утро 11 числа августа, в семь часов, совершается в соборе божественная литургия настоятелем Свенской обители соборне, и по отпусте начинается, по чиноположению, крестный ход вокруг всего города, в сопровождении всего городского духовенства, при многочисленном стечении народа. По возвращении крестного хода в собор бывает отпуст и икона пребывает в соборе во удовлетворение желающих приложиться к чудотворной святыне. В три часа пополудни того же 1 1 числа в соборе бывает звон к сбору, и по собрании духовенства, тем же чином, какой был совершаем при выходе из монастыря, подъемлется святая чудотворная икона Божией Матери и паки с тем же усердием бесчисленного народа и крестный ход со всем городским духовенством шествует до места сретения чудотворнаго образа. Здесь бывает сугубая ектения, отпуст и возглашается многолетие. Затем по осенении народа честным крестом, святую чудотворную икону относят в обитель. Настоятель встречает Свенскую Богоматерь вне монастыря во святых воротах, по чину, и наконец в соборно-монастырской церкви бывает многолетие, в том же порядке, как совершается оно при выходе из города.

Второй крестный ход установлен в 1804 году, и совершается 15 августа из Брянскаго городского собора после ранних литургий, при стечении народа, и является в половине десятого часа утра в Свенскую обитель, пред начатием поздней литургий. На встречу сего крестного хода настоятель обители с братиею, в облачениях, с кадилами и со свещами, при звоне во все колокола, исходит из монастыря, и вне святых монастырских ворот кадит грядущую из города святыню, духовенство и народ: и тако бывает шествие в монастырскую соборную церковь, и начинается поздняя божественная литургия. По окончании литургий бывает молебное пение Божией Матери, при еси Бог наш», осенение крестом и окропление святою водой. То же повторяется и на восточной стороне собора. Потом шествие крестнаго хода направляется к месту явления чудотворной иконы Божией Матери, в часовню. Здесь читается настоятелем молитва Божией Матери пред Ея чудотворною иконой: настоятель подъемлет на свои руки чудотворный образ, осеняет им народ на три стороны, и окропляет святою водой. Из часовни крестный ход направляется к монастырским святым воротам, и по выходе из оных, вне монастыря, бывает сугубая ектения с возгласом: «Яко милостив и человеколюбец», потом настоятель кадит святыя иконы, духовенство и народ, и по отпусте крестный ход при пении клира возвращается в Брянск, а монастырское духовенство оканчивает крестное обхождение соборно-монастырской церкви, и на северной ее стороне бывает малая ектения с возгласом: «Яко Тя хвалят вси силы небесныя», потом осенение крестом и окропление святою водой. По входе в собор западными дверями, настоятель среди церкви читаёт молитву: «Владыко многомилостиве», и бывает отпуст, окропление святою водой храма и целование креста.

Бывает еще внутренний монастырский крестный ход 3 числа мая, в день явления и храмового праздника чудотворной Свенской иконы Божией Матери, и по случаю перенесения чудотворной иконы в монастырский Успенский собор, в котором с сего дня начинается летнее священнослужение. Исшествие сего крестного хода бывает тем же порядком, как оно совершается в день Успения Пресвятая Богородицы после поздней литургии, но третьего мая нисхождение из теплой церкви направляется прямо в часовню явления чудотворной Свенской иконы Божией Матери: здесь читается молитва Пресвятой Богородице пред Ея чудотворною иконой с коленопреклонением; потом совершается осенение поднятием иконы и окропление святою водой. Отсюда крестный ход направляется вокруг соборно — монастырской Успенской церкви, во время которого совершается сугубая ектения у западных дверей с осенением крестом и окроплением святою водой; малыя ектении бывают с осенением и окроплением на южной, восточной и северной сторонах собора. По входе в соборный храм, певчие поют акафистныя стихиры Божией Матери: «Совет предвечный», настоятель кадит святый алтарь, иконостас и всю церковь, предходящу иеродиакону со свещею, а старейший иеромонах, следуя за настоятелем, окропляет всю церковь святою водой, для предуготовления сего святого храма к священнослужению в нем в летнее время. По окончании каждения и окропления, настоятель читает среди церкви молитву: «Владыко многомилоствве», потом бывает отпуст и целование креста и святой чудотворной иконы.

Перенесение Свенской иконы Божией Матери из холодной в теплую церковь к зиме совершается со звоном, малым крестным ходом из холодна го собора прямо в теплую церковь около половины октября месяца, именно в неделю Святых Отец седьмого вселенского собора, и оканчивается пением стихир, каждением и окроплением церкви и молитвою, как это совершается 3 мая, при переходе в холодный собор.

Вы также можете ознакомиться с другим дополненным изданием этой работы
error: Копирование запрещено!