q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Святочные гадания в Брянске

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 230.

Гадания Святочные производятся Брянскою молодежью различно, занимаются же этим почти исключительно девицы. Так, ходят слушать, что говорят в доме: если про богатство, то гадающий будет жить богато, и наоборот, речь о бедности предвещает скудость. Если беседа идет о замужестве, то выйдет и замуж или женится. Частое повторение утвердительного «да» — задуманное сбудется, наличие отрицательного означает противное. На новый год (собственно под 1 января) выметаются все комнаты, сор берут в фартук и идут так по улице, затем у встречного спрашивают или, каковым по поверию, будут звать жениха (или невесту).

Под Крещение выносят на улицу дёжу и ставят ее подальше от калитки, после чего гадающие поочередно идут к квашне задом, и кто попадает в нее и сядет, той выйти замуж.

В этот день, 6 января, смотрят – распустились ли почки на вишневой ветке, поставленной у себя в воде 9 декабря (празднование зачатие Св. Анны и иконы Богоматери «Нечаянная радость»). Берут охапки (берéми) и считают их парами: четное число означает, что будет «пара» (выйдет замуж).

Приносят кур в комнату и ставят на полу зеркало, сыпят крупу, наливают в блюдечко воды и кладут на пол кольцо, и назначают себе каждая курицу. И вот чья курица клювнет в кольцо – той (девице) непременно выйти замуж; чья курица смотрит в зеркало – той девице будет форсун[*] (щеголь), чья будет много есть крупы – той выйдет обжора, чья будет пить – пьяница.

Берут большое блюдо, кладут в него кольцо и наливают туда воды, затем накрывают блюдо и поют песни, в то же время вода рукою в блюде: на чей палец наденется кольцо – той выйти замуж. Затем с этим блюдом и ложкою идут на улицу, и над вереею каждая из гадающих поочередно выплескивают ложкою воды из блюда и после стучит ложкою по верее, приговаривая: «Узлай, узлай, котелёк, где мой миленький живет?» — и слушают: где залает собака, в той стороне замужем быть.

В полночь ходят к церкви и тут что кому послышится: или пенье из брачного ритуала, или пенье панихидное.

Наливают в блюдце воды и кладут поперек девять лучинок, затем это ставят на ночь над изголовьем кровати, загадывая, что кто суженый – тот-де переведет через мост приснится. Или кладут несколько березовых веточек также в изголовье, приговаривая: кто мой суженный меня проведет через реку.

Надевают на одну ногу чулок, загадывая, что-де суженный снимет его.

Гребень кладут под подушку с мыслью, что жених расчешет волосы.

Кладут под подушку четыре карточных короля: какой-де из них приснится, такого цвета будет и жених (вероятно цвет, собственно масть игральных карт излагает тут цвет волос субъекта, по какой именно – не знаем).

Пишут на лоскутах бумаги несколько мужских имен и кладут [их] на ночь на икону, а наутро берут одну из бумажек, и написанное там имя есть-де имя суженого.

[*]Форсит или форствун, выражение «форсовство»: «Мода, форсовство, стремление не встать от «купца», очень тяжело отзывается на нашего крестьянина, благодаря отхожим промыслам усвоившего далеко не деревенские привычки и потребности» — Владимирские Губернские ведомости: 1902, 45).

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 230.
Брянские пословицы, игры, святочные гадания и пр., собранные Тихановым. [не ранее 1902 г.]
error: Копирование запрещено!