q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

Письма Н. А. Лебедева к П. Н. Тиханову

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.
Ф. 777. Оп. 1. Д. 679. Л. 1-10. 1899 г. и б/д. Брянск.

6 писем Николая Андреевича Лебедева (1858-1933 гг.) к Павлу Никитичу Тиханову относятся к 1899 г. и составляют лишь часть переписки. Все они касаются вопросов, связанных с частным заказом архитектору по перестройке дома Павла Никитича на ул. Лубянке, и носят только деловой характер. Знакомство корреспондентов состоялось не позднее сентября 1895 г., когда Тиханов привлекал Н.А.Лебедева в качестве эксперта, оценивавшего ремонтные работы в доме краеведа[1]. Но их пришлось временно отложить из-за ссоры хозяина дома с подрядчиком с претензией на медленное выполнение реконструкции. Спустя 4 года Павел Никитич заказал проект известному архитектору Брянского арсенала стоимостью в 1000 рублей. В переписке двух деятелей Брянщины видна некоторая напряженность, связанная с финансовой стороной. Павел Никитич Тиханов не имел постоянного заработка и испытывал нужду в деньгах[2]. Будучи правителем дел Черниговской губернской ученой архивной комиссии, организации, финансируемой земством. В ГУАК работали энтузиасты своего дела, порой и вовсе не получавшие жалования. Председателем Черниговской убернской ученой архивной комиссии, организации, финансируемой земством. В ГУАК работали энтузиасты своего дела, порой и вовсе не получавшие жалования. Председателем Черниговской Губернской ученой архивной комиссии в 1896-1904 гг. был Г.А. Милорадович, который из своих сбережений доплачивал Тиханову 100 рублей сверх оклада в 800 рублей в год [3]. Скорее всего у краеведа были и другие заработки, но их также не хватало для строительства дома. Первые полгода работы по перестройке здания шли в нормальном режиме без финансовых затруднений заказчика, затем историк оттягивал все дальше выплаты архитектору. Естественно, как руководителя проекта, Н.А.Лебедева это обстоятельство не устраивало. На это он указывает в письме от 10 октября 1899 г.: «Что же, Павел Никитич, не высылаете мне талоны (банковские чеки – К.Г.), дело может стать. <…> Во всяком случае, немедленно мне высылайте талон на остальные 400 рублей, чтобы не было задержки. Если Вы на этих днях не вышлите, то я отказываюсь от надзора и прекращаю работы»[4]. При катастрофической нехватки денежных средств Тиханов занялся скрупулезным подсчетом всех затрат, осуществляемых Лебедевым, который заявил следующее: «В остальном прошу приехать и проверить, швырять же Вашими деньгами не хотел и не буду»[5]. Неизвестно, чем закончились отношения автора и адресата писем, переписка на этом обрывается.

Примечательно, что в строках корреспондента постоянно фигурирует одна из сестер Тиханова, которая активно вмешивается в ход строительства дома. По свидетельству Н.А.Лебедева, она вместе с братом составляла проект и следила за исполнением в то время, когда историк находился на постоянном месте жительства в Чернигове.

Письма Н.А. Лебедева являются уникальным источником, не только раскрывающим черты характера корреспондентов, но и содержащим уникальный план дома Тиханова, выполненный рукой архитектора [6].

 

[1] ОР РНБ. Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л.6. Тиханов Павел Никитич. Протокол заседания Брянского городского суда по обвинению П.Н.Тиханова в насильственных действиях против крестьянина А.Волкова и апелляция П.Н.Тиханова в Брянский уездных съезд по этому делу. 5-20 сентября 1895 г. Брянск
[2] ОР РНБ. Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 1-2. Прошение председателю Черниговской губернской архивной комиссии гр. Г.А.Милорадовичу об увольнении Тиханова с должности секретаря. 1 марта 1899 г.
[3] Державний архiв Чернiгiвський области. Ф. 127. Оп. 1. Спр. 9046. Арк. 25-30зв. Л.4
[4] ОР РНБ. Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 679. Л. 1. Лебедев Н.А. Письмо к Тиханову. 10 октября 1899 г.. Брянск.
[5] Там же. Л. 2.
[6] Там же. Л. 1.

ПИСЬМА Н.А.ЛЕБЕДЕВА К П.Н.ТИХАНОВУ

№1

Многоуважаемый Павел Никитич!

Я послал Вам письмо на масляной [неделе], но оно верно не попало к Вам. Сегодня приходила Ваша сестра и дала мне точный адрес; кстати, пришли знакомые плотники, которые в прошлом году перестраивали мой дом; народ работящий и не пьющий, им можно поручить дело.

Я уже показывал им, что нужно делать. Общим советом решили устроить так:

Планировка дома Тиханова на Лубянке. Рисунок арх. Лебедева. 1899 г.

Планировка дома Тиханова на Лубянке. Рисунок арх. Лебедева. 1899 г.

Как Вы находите такое расположение? Обойдется это приблизительно в 1000 руб. Не знаю, что Вы думаете сделать с Вашим домом уже выстроенным? Устроить ли под квартиру мировую, как проектировала Ваша сестра: вверху квартира, внизу камера? В стоимость постройки входит: каменные, печные, кровельные и малярные, исключая отделки старого дома, оценить которую затрудняюсь, потому что не знаю в чем она состоит.

Готовый к услугам Н.Лебедев.

Брянск, 3-го марта 1899 г.

 

№2

Работы с Вашим домом, Павел Никитич, идут своим порядком. Забор починен, кухня на этой неделе будет подведена под крышу. Нужно покупать железо и крыть, что самое главное. Придется прикупить и лесу, который ужасно стал дорог и негде его взять. Прошу Вас, выпишите еще талон на двести рублей, предстоит уплатить рабочим, а у меня осталось не больше 50 рублей. Железо же будет стоить свыше 100.

Готовый к услугам Н.Лебедев.

6 октября 1899 г.

№3

Что же, Павел Никитич, не высылаете мне талоны, дело может стать.

Теперь могу Вам привести весь расход по постройке Вашего дома более вероятно, так как сейчас только выяснились главные расходы.

Приведу их подробно.

<…>

Так как Вы ассигновали 500, то, чтобы не сделать перерасход, не будем делать печные работы, что и составит с глиною и кирпичом  100р. Лучше же закончить сейчас. Во всяком случае немедленно мне высылайте талон на остальные 400 рублей, чтобы не было задержки. Если Вы на этих днях не вышлите, то я отказываюсь от надзора и прекращаю работы.

С совершенным почтением Н.Лебедев.

г.Брянск, 10 октября 1899 г.

№4

г.Брянск
16-го Окт. 1899 г. 

Не знаю, с чего Вы взяли, Павел Никитич, что постановка кухни с пристройками будет стоить 300-400 р.

Еще раньше в письме я Вам писал, что постройки Ваши будут строить около 1000 р. И это не было преувеличением, если принять во внимание стоимость рабочих и материалов, которые со временем Вашей жизни в Брянске страшно поднялись. У Вас заготовлены были дубки, которые пошли в дело, доски шт. 30 и бревна наполовину сгнившие, их даже не хватило на надрубку стен кухни и столовой.

Где же лес на балки, стропила, косяки, накат…

Железа одного постелить рублей 30-ти, а я предполагал 25, что составляет 100 руб.

Досок на пол и накат это же пойдет немало. А пакли, стеклоприборы что-нибудь стоит. Из ничего «ничего» не выйдет.

Что же касается платы в 175 рублей, это, может быть, не много передал. Говорю «может быть», потому что не было исхода. Другая артель просила 200 и с тем ушла. 175 взяли те, которые к Вам приходили. Когда же я задал вопрос: почему раньше просили 150-ти? Ответили: «мы просили 150 только за постановку кухни и столовой и исправление забора. В нашу работу не входит ни передняя, ни коридор, ни кладовая при кухне»… А тут Ваша сестра подгоняет, что не приступаю. Другого исхода не было или совсем оставлять постройку или передать 25-ть р., кои я и принимаю на свой кошт. В остальном прошу приехать и проверить, швырять же Вашими деньгами не хотел и не буду.

Русскую печь в кухне велю сложить, чтобы было где готовить, а остальное оставлю на Ваше усмотрение.

Готовый у слугам Н.Лебедев

№5

23 октября 1899 г.*
От Архитектора Брянского арсенала Николая Андреевича Лебедева

г.Брянск Орловской губ. Арсенал
Н.А.Лебедев

Я проспал, когда Вы уехали, Павел Никитич. Жалею, что плотник мне толком не передал время, когда Вы [приедете]. Поспешил дать [Вам] 7 р., а отдал Вашей сестре.

Готовый к услугам Н.Лебедев

№6

Странный Вы человек, Павел Никитич. В последний Ваш ко мне приход, я просил оставить деньги в Брянске на ремонт Вашего дома и только при этом условии обещался руководить работами. Вы действительно оставили деньги, но только брать их нельзя. Между тем деньги нужны ежечасно. Требуется для перекладки печи глина, песок, кирпич —  нужны деньги.

Как же могу я заставить привозить материалы, становить рабочих, когда нет в кармане ни копейки.

Если они лежат в банке, от этого мне не легче. Нужно каждый день Вам писать, а это невозможно.

Вышлите хоть 100 рублей и я приступлю к работам. Будут выходные, напишу, и Вы вышлите еще. При таких условиях еще (неразборчиво), а то, как хотите, ничего не выйдет.

Готовый к услугам Н.Лебедев

*Открытое письмо 

Опубликовано: Гришин К.П. П.Н.Тиханов и деятели Брянского края (по материалам переписки) / III Тихановские чтения : Матер. науч.-практ. конф. : 26 ноября 2008 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф.И. Тютчева. — Брянск, 2009. С. 20-45
error: Копирование запрещено!