q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

В конце прошлого века здесь было старое купеческое кладбище с одноглавой церковкой. Во времена Пролеткульта церковь превратили в некое подобие клуба, кладбище забросили, а потом город поглотил и пустырь и церковь с облупленными стенами, обступив их домами и домишками, а деревья, росшие здесь, вымахали в огромные, в два-три обхвата, вязы, сосны, ели. И никто из жителей Брянска не удивился, узнав, что на этом месте закладывается парк. Тем более, что к тому времени бывшая городская окраина стала центром большого промышленного города. А что же лучше, чем кусочек живой природы, волей случая застрявший здесь, сможет украсить лицо города? Но, наверное, так бы и остался этот малютка-парк заурядным городским садом с гипсовыми дискоболами и оленями, не начнись в эту пору в Европе так называемое «усыхание ильмовых» – древесная болезнь, пришедшая откуда-то из Голландии и не оставившая вниманием столетние вязы брянского парка. В разгаре лета высоченные деревья вдруг начинали желтеть, терять листву, обнажаться, сбрасывая кору, и в несколько месяцев цветущее дерево превращалось в сухостой. А сухостой, известное дело, под топор и в печку… Так и поступали здесь до поры, пока не пришла в голову директора парка В. Д. Динабургского замечательная мысль: не рубить деревья, а здесь же, на корню, резать из высохших вязов… деревянные скульптуры. Так родился всемирно известный ныне Брянский музей деревянных скульптур – городской парк имени Алексея Константиновича Толстого.

Две реки текут по городу, питая зеленый покров древнего Брянска. И люди, живущие здесь, прекрасно умеют пользоваться полученным от природы богатством. Молодежь, комсомольцы Брянска – непременные участники субботников и воскресников по озеленению. Сейчас здесь создается «полоса отчуждения» между городом и железной дорогой, окружающей его, и ребята отлично работают на этом объекте. Главная достопримечательность Брянска – «Курган Бессмертия» – тоже дело их рук. Да и парку помогают ребята. Ведь они, пожалуй, самые частые гости здесь…

…Было довольно рано – день только начинался, и парк был совершенно пуст. Лишь несколько дворничих возились по соседству, сгребая в кучи опавшую, прелую листву. Сурово «посмотрел» на меня А. К. Толстой, чей бюст украшает парк, а чуть поодаль, между деревьев, я увидел сказочного дракона, наклонившегося над дорожкой. Рядом в окружении нескольких березок стояла гордость парка – «Брянская мадонна». Я подошел к ней ближе и поразился: Мать и Дитя в каком-то живительном спокойствии приникли друг к другу. Поразился выражению лица мадонны, не просто ласковому, а будто впитавшему в себя нежность всех матерей мира. И я понял, как много значит материал – дерево. Ни мрамор, ни гипс не могли бы передать эту теплоту человеческого чувства, ожить под руками резчика. На постаменте были имена авторов: В. Михайлов, И. Жданов.

Сейчас в парке 22 скульптуры. Модельщики Виктор Михайлов и Игорь Жданов здесь начинали, работают они и сейчас. Три работы принадлежат ребятам из кружка резчиков городского Дворца пионеров – «Емеля», «Лель» и «Деснянка». Кстати, «Емеля» приобрел уже поистине мировую известность: недавно его фотографию напечатал один из журналов… Индии! (Европу и Америку брянские мастера покорили давно.) С 1960 года, когда была создана первая работа – говорящий «Сказочник», – коллектив парка увеличился. Здесь стали работать Борис Зубарев и Вячеслав Орлов. Они отдают любимому делу все свое свободное время.

Брянские резчики в своем творчестве идут от традиций древнего искусства, но деревянная скульптура парка – плод иx собственного, самостоятельного мышления, порой принимающего самые неожиданные, смелые формы. «Двое», «Сорок первый», «Акула и Пересвет», «Непобежденные», «Эолова арфа», «Материнство», да и все остальные работы умельцев парка – произведения искусства в самом высоком значении этого слова. И поистине неправдоподобным кажется тот факт, что каждые год-полтора на одной из аллей парка или просто между деревьями возникает новое, удивительной красоты и гармоничности творение резчиков, всегда поражающее оригинальностью замысла и тонкостью исполнения. Гармония в дереве…

Однажды на глаза мне попался рекламный буклет известной фирмы, производящей фотооборудование. Брошюрка была богато иллюстрирована и посвящалась лесу, дереву. Она так и называлась: «Дерево, кто ты?».

Попав в парк брянских резчиков, я сразу вспомнил название этой брошюрки. Наверное, небольшой коллектив парка знает ответ на этот вопрос, ответ, подсказанный им самой природой их лесного края.

Смена. — 1976. — сент. (№1173). С. 31, 36