q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Я был в Брянске, когда стояла жаркая погода. Автобусы один за другим везли людей купаться. В Белые Берега. Мимо леса. Мимо памятника. Когда у дороги на десятом километре от города появляется солдат за рулем военной машины, люди в автобусе замолкают. Тогда — слово водителю. И он сигналит, сигналит, сигналит. Трасса здесь очень оживленная. Поэтому тишины у памятника не бывает. Даже ночью.

Раздавшийся сзади сигнал заставил меня обернуться. Грузовик был с местным номером. Я хотел «проголосовать», но он остановился сам.

Из кабины вышел пожилой человек, прищурился от солнца и снял кепку. Он стоял седой и строгий. Я просто не мог в этот момент подойти к нему, спросить что-то…

Он отошел к своей машине. Закурил.

— Вот цветы положили, — сказал он мне, — вчера проезжал — не было.

Мы разговорились. Зовут его Евгений Федорович Бочаров. 1914 года рождения. За рулем с 79-го. В войну был шофером железнодорожного батальона.

— Я все места вокруг знаю. Воевал на Брянщине. Здесь был домик лесника. Так. Значит, один полевой госпиталь был в Хацуне. Другой — на речке Коренек. Мы туда продукты и медикаменты подвозили. А потом по специальному заданию снабжали партизан…

Бочаров не договорил. Раздались протяжные автомобильные гудки. Мы обернулись. Бежевый «Москвич» стоял у обочины и сигналил. Потом из него вышел мужчина и направился к нам.

— Хороший памятник соорудили, молодцы, — произнес он, поздоровавшись. Познакомились. Капитан запаса бывший авиатор Анатолий Владимирович Шева- рев, участник войны. Как и Е. Ф. Бочаров, сказал, что никогда не проезжает этого места без салюта, без того, чтобы отдать честь гранитному солдату, сжимающему гранитный руль…

Постояли, поговорили. Водители поехали дальше, а мимо меня проносились ЗИЛы, МАЗы, «волги», «москвичи», «жигули», «запорожцы». То и дело над лесом раздавались гудки — высокие и низкие, минорные и мажорные, они сливались в один торжественный аккорд.

К нему присоединились сигналы целой колонны учебных автомобилей. Это прибыли курсанты Брянского автомотоклуба ДОСААФ. По установившейся доброй традиции у памятника на десятом километре будущим воинам-водителям вручаются «права», даются напутствия свято выполнять долг, так, как выполняли его люди старших поколений — герои фронтовых дорог, в чью честь и воздвигнут этот монумент.

Торжественный момент вручения водительских удостоверений выпускникам клуба и запечатлел фотообъектив.

А. ШУМСКИЙ, г. Брянск

За рулем. 1974. №3. С. 4