q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Писатель В. Динабургский не впервые рассказывает в печати о брянском парке-музее деревянных скульптур. Сейчас он — директор этого парка — планирует построить большой павильон, где разместится постоянная выставка-продажа произведений народных умельцев.

Обращение газеты к этому эксперименту вызвано не только желанием показать то новое, что появилось в парке за последние годы, но и возможностью сравнить опыт Брянска с аналогичными примерами работы резчиков других городов нашей страны и социалистической Чехословакии.

С. ПАВЛОВА, директор «Школы мастеров».

Поиском народных умельцев я занимаюсь много лет. Пришел в городской парк директорствовать после двадцатилетней службы в армии, увидел сухие вершины столетних вязов, и пришла ко мне мысль: резать из умерших деревьев скульптуры прямо на корню. Начал я выискивать и выспрашивать, где такие умельцы, способные даровать погибшему дереву вторую жизнь, работают. Оказалось, на Брянском заводе дорожных машин есть модельщики — Виктор Михайлов и Игорь Жданов. Пригласил их в парк. Дело было зимой. Побродили заснеженными аллеями, выбрали дерево помощнее. Долго судили-рядили, что резать? Остановились на старике-сказочнике. С него и началась сказка брянского парка, появилась здесь первая деревянная скульптура.

Пришел ко мне вскоре руководитель кружка резьбы по дереву при местном Дворце пионеров К. Могут и говорит: «А почему бы и нам не попытаться?» И вот ребята под началом педагога взялись за дело, да так всю зиму и протюкали молоточками, как дятлы, а к началу лета предстали перед посетителями парка Емеля с Щукой, стройная Деснянка и Лесной музыкант… С тех пор прошло лет пятнадцать. Те ребята уже разъехались по другим городам. Но имена в памяти сохранились: Володя Ершов, Саша Ковалев, Юра Нечаенко, Ярослав Стокласска, Виктор Денисюк. Их скульптуры жили долго. Но дерево уязвимо, где грибок, где древоточец, и все стихии против него. Постепенно творения резчиков разрушались. Только фотографии сохранили их образ да память старожилов.

Но не исчезли из парка ни Емеля, ни Деснянка, ни Лесной музыкант. Пришли новые умельцы и возродили их по-своему. Так парк наш постепенно превращался в музей деревянных скульптур. Дело ответственное, новое.

Борис Зубарев — юрист по образованию. Его резцу принадлежат «Рождение», «Скоморох», «Природа взывает о помощи». Николай Бабкин и Валерий Сафронов оставили парку скульптуру «Мудрость». Их работа — «Змеерук» — выполнена по мотивам моей сказки. К «Змееруку» приложил руку и Валерий Херувимов, о котором речь впереди.

Вот уже несколько умельцев значатся при Брянском парке-музее. Но, повторяю, дерево недолговечно, сколько-то лет простоит скульптура, если она на корню срублена, и начинает гибнуть. И тогда мы избрали другой путь — из брянского леса привозили дубы и устанавливали на бетонной основе с надежной гидроизоляцией. На долю Вячеслава Орлова, старшего реставратора парка, и Валерия Херувимова выпало воссоздание «Емели» и «Деснянки», Затем Вячеслав Орлов стал работать над образом князя Романа Брянского, личности весьма примечательной, а Валерий Херувимов создал Козьму Пруткова — одну из самых наших популярных скульптур.

Обо всем этом, а также об истории каждой скульптуры рассказывают экскурсоводы многочисленным туристам, которых в нашем парке-музее бывает более 50 тысяч в год. Они приезжают из разных мест нашей страны и из-за рубежа.

В. ДИНАБУРГСКИЙ, заслуженный работник культуры РСФСР. БРЯНСК.

КОММЕНТИРУЕТ КОНСУЛЬТАНТ

Чудеса парка скульптур поистине удивительны — произошло преображение мертвого материала в живую человеческую мысль. Авторы получили огромное удовольствие от своей работы, и их восторг передастся зрителям. Хорошим, интересным делом заняты эти люди, вот композиция В. Херувимова и В. Орлова «Емеля и Щука» — простота и ясность мысли, тактичное применение орнаментальной резьбы, точно найденные масштаб и пропорции делают ее одной из самых примечательных в коллекции парка.

Серьезный, плодотворный ход нашел В. Орлов, работая над образом Князя Романа. Один ему маленький упрек — иногда он слишком увлекается резьбой в ущерб цельности скульптуры. А тема им выбрана замечательная — тема вековой истории края, она могла бы стать ведущей для всей коллекции произведений брянского парна. Чудеса поражают, пока они уникальны. Если на небольшом сравнительно расстоянии друг от друга вы встречаете сразу тридцать персонажей из сказок, это перестает быть чудом.

Любая пространственная композиция требует специального архитектурного решения. В идеале парковый ансамбль, пронизанный единой темой, планируется сразу и целиком, как это сделано, скажем, в литовском городе Таураге, о котором подробно писала «Советская культура». По особому архитектурному сценарию разрабатывались и такие уникальные собрания резной скульптуры из цельных стволов, как «Дорога Чюрлениса» и мемориал в Аблинге.

А вот наши словацкие друзья пошли иным путем. В огромном тенистом парке курорта Пьештяни они каждый год проводят симпозиум скульпторов, работающих в дереве. Сухие деревья там тоже используются.

Я не предлагаю созывать в Брянске международные симпозиумы художников. Но, опираясь на имеющиеся традиции, горисполком вполне мог бы пригласить в парк резчиков со всей Брянской области, устроить между ними творческое соревнование и лучшие работы отобрать для украшения города.

Хочу подчеркнуть, что работа над парковой скульптурой — не только личное дело художника, народного умельца. Это большое общественное, общегражданское дело. Когда об этом забывают, возникают ситуации, подобные той, с которой мне пришлось столкнуться в Евпатории. В приморском парке на ветвях сидела выкрашенная масляной краской «под натуру» русалка, а под ней, тоже крашеный, посинелый Балда и прочие персонажи пушкинских сказок, собранные в одном месте по странной прихоти людей без вкуса и юмора.

Тысячи гуляющих проходят по паркам. Для детей это, как правило, вообще первая в жизни встреча со скульптурой. И потому и украшению парков, бульваров, скверов надо подходить строго, не эксплуатировать доверчивость зрителя.

М. СМИРНОВ, заслуженный художник РСФСР

 

Советская культура. – 1980. – 13 июня (№48) С. 8.


error: Копирование запрещено!