q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

(Рассказ пассажира).

Итак, я плыву в Трубчевск…

Друзья и знакомые, узнав о том, что я решил ехать пароходом, почему-то пришли в ужас, стали настойчиво упрашивать меня отказаться от этой, по их мнению, безумной затеи.

Но я турист, люблю путешествия и меня всегда радовало объявление о том, что «поездка на пароходе – лучший отдых». Я был тверд в своем намерении и с восходом солнца был уже на пароходной пристани гор. Брянска.

С этого момента и начинаются мои мытарства, мое «плавание по мукам», то бишь, по Десне…

В грязном помещении пристани, где нет ни диванов, ни стульев, где со стен отстала штукатурка, я простоял около двух часов, томительно ожидая, когда начнется посадка.

Скучно было в этом сарае, носящем громкое название «Зал ожиданий». Нет здесь ни киоска, где можно было купить газету или журнал, не было буфета, в котором можно получить хотя бы стакан чаю.

Но вот началась долгожданная посадка. По узкой, именуемой сходнями, доске заходим на палубу парохода «Перемога».

С билетом в руке спускаюсь в какую-то темную конуру с черной надписью на дверях «II класс».

Перед входом удивительно безграмотное объявление: «За переход с билетом третьего класса во второй обнаружившего будет оштрафовоно. Пом. командира (подпись)».

В конуре – деревянные, решетчатые лавки, маленький столик, подслеповатое окно. Тщетно пытаемся закрыть дверь. Напрасные старания.

Протяжный свисток. Пароход отчалил.

Ровно через пять минут, выглянув в окно, мы увидели, как «Перемога», не дойдя до Черного моста, начала вытанцовывать на одном месте какой-то непонятный танец.

Через десять минут мы снова у пристани. Оказывается, у моста работает землечерпалка. Она загородила путь и пассажирский пароход, курсирующий, как говорится в объявлении пароходной пристани, по «старому расписанию», вернулся обратно в Брянск.

Проходит еще 10 минут. Снова – свистки и мы во второй раз отчаливаем от пристани.

10 часов утра. Время завтрака. Поднимаюсь на палубу. Шагаю между ящиками, мешками, между скамейками, на которых мирно спят пассажиры III класса.

Ищу каюту с надписью «буфет». Напрасно. Буфета на пароходе нет.

Один из матросов любезно разъясняет:

— Нам буфета не разрешили. На пароходе ничем не торгуют.

Но вот и пристань Выгоничи.

На пустынном берегу, километров на 8 от станции Выгоничи, под открытым небом на лугу, кутаясь в шали, пальто и тулупы стоят несколько пассажиров-колхозников из окрестных деревень.

Прямо к берегу подчаливает пароход. Снова опускают доску. И люди заходят (идут словно эквилибристы по проволоке в цирке) на палубу. Свисток и пароход отчалил.

Узнаем: ожидая парохода, пассажиры простояли на открытом ветре около двух часов. Укрыться от холодного ветра негде.

И так на всех пристанях до самого Трубчевска.

***

Граждане-пассажиры! Если вздумаете, в силу необходимости, плыть по линии Брянск – Трубчевск, обязательно захватывайте с собой: тулуп, чайник, примус, продукты, грелку.

Колхозникам, садящимся на промежуточных пристанях, настоятельно рекомендуем брать также что-либо вроде деревянной будки.

Все пригодится. Вечно будете меня благодарить… ибо, как говорится, не всякий бюрократ из Днепровского госпароходства хочет проявлять заботу о пассажире.

Словом, плыть по Десне – пока еще безумная идея.

Л. ИВАНОВ.

 

Брянский рабочий. – 1936. – 18 апр. (№80)