Плавание по мукам
(Рассказ пассажира).
Итак, я плыву в Трубчевск…
Друзья и знакомые, узнав о том, что я решил ехать пароходом, почему-то пришли в ужас, стали настойчиво упрашивать меня отказаться от этой, по их мнению, безумной затеи.
Но я турист, люблю путешествия и меня всегда радовало объявление о том, что «поездка на пароходе – лучший отдых». Я был тверд в своем намерении и с восходом солнца был уже на пароходной пристани гор. Брянска.
С этого момента и начинаются мои мытарства, мое «плавание по мукам», то бишь, по Десне…
В грязном помещении пристани, где нет ни диванов, ни стульев, где со стен отстала штукатурка, я простоял около двух часов, томительно ожидая, когда начнется посадка.
Скучно было в этом сарае, носящем громкое название «Зал ожиданий». Нет здесь ни киоска, где можно было купить газету или журнал, не было буфета, в котором можно получить хотя бы стакан чаю.
Но вот началась долгожданная посадка. По узкой, именуемой сходнями, доске заходим на палубу парохода «Перемога».
С билетом в руке спускаюсь в какую-то темную конуру с черной надписью на дверях «II класс».
Перед входом удивительно безграмотное объявление: «За переход с билетом третьего класса во второй обнаружившего будет оштрафовоно. Пом. командира (подпись)».
В конуре – деревянные, решетчатые лавки, маленький столик, подслеповатое окно. Тщетно пытаемся закрыть дверь. Напрасные старания.
Протяжный свисток. Пароход отчалил.
Ровно через пять минут, выглянув в окно, мы увидели, как «Перемога», не дойдя до Черного моста, начала вытанцовывать на одном месте какой-то непонятный танец.
Через десять минут мы снова у пристани. Оказывается, у моста работает землечерпалка. Она загородила путь и пассажирский пароход, курсирующий, как говорится в объявлении пароходной пристани, по «старому расписанию», вернулся обратно в Брянск.
Проходит еще 10 минут. Снова – свистки и мы во второй раз отчаливаем от пристани.
10 часов утра. Время завтрака. Поднимаюсь на палубу. Шагаю между ящиками, мешками, между скамейками, на которых мирно спят пассажиры III класса.
Ищу каюту с надписью «буфет». Напрасно. Буфета на пароходе нет.
Один из матросов любезно разъясняет:
— Нам буфета не разрешили. На пароходе ничем не торгуют.
Но вот и пристань Выгоничи.
На пустынном берегу, километров на 8 от станции Выгоничи, под открытым небом на лугу, кутаясь в шали, пальто и тулупы стоят несколько пассажиров-колхозников из окрестных деревень.
Прямо к берегу подчаливает пароход. Снова опускают доску. И люди заходят (идут словно эквилибристы по проволоке в цирке) на палубу. Свисток и пароход отчалил.
Узнаем: ожидая парохода, пассажиры простояли на открытом ветре около двух часов. Укрыться от холодного ветра негде.
И так на всех пристанях до самого Трубчевска.
***
Граждане-пассажиры! Если вздумаете, в силу необходимости, плыть по линии Брянск – Трубчевск, обязательно захватывайте с собой: тулуп, чайник, примус, продукты, грелку.
Колхозникам, садящимся на промежуточных пристанях, настоятельно рекомендуем брать также что-либо вроде деревянной будки.
Все пригодится. Вечно будете меня благодарить… ибо, как говорится, не всякий бюрократ из Днепровского госпароходства хочет проявлять заботу о пассажире.
Словом, плыть по Десне – пока еще безумная идея.
Л. ИВАНОВ.