q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Брянцы привыкли видеть свой город в строительных лесах, под сенью стрельчатых башенных кранов. И не диво — с тех пор, мак Брянск был очищен от вражеских полчищ, он фактически создавался заново. Новостройки появлялись то тут, то там, казалось бы, в самых неожиданных местах. Начиналось с появления нового дома — кончалось возникновением целого квартала, микрорайона. Иногда такая неожиданность радовала, случалось, и раздражала. Но вот брянцам предоставилась возможность заглянуть не в щелочки забора, ограждающего стройку, а в самые планы застройки города.

Знаменательно, что первая выставка творчества брянских зодчих состоялась вскоре после принятия партией и правительством постановлений, повышающих роль архитектуры в создании материальной среды социалистического общества. В конце минувшей недели о выставочном зале собрались вместе, и это тоже знаменательно по времени и по существу, члены двух творческих союзов — архитекторы и художники Брянска. Обсуждались проблемы развития в нашем городе декоративно-монументальных искусств.

Признано, в частности, что вид наших улиц, площадей и города в целом страдает из-за отсутствия, единого тематического плана декоративно-монументальных работ и оттого также, что главный архитектор города самоустранился от общего руководства ими. Принята рекомендация горисполкому ввести должности главного художника города с полномочиями заместителя главного архитектора.

В воскресенье выставка закрылась. Проблемы, как видим, остаются. Вероятно, остались еще без ответа, а возможно, возникли после знакомства с выставкой и новые вопросы, волнующие брянцев. Публикуя сегодня рассказ с выставки и размышления одного из наших читателей, навеянные ею, редакция предлагает желающим продолжить на страницах газеты разговор с том, каким быть Брянску.

 

Выставка работ брянских архитекторов — безусловно значительное событие и в жизни города. и в деятельности его созидателей. Не часто брянцам приоткрывают будущее их родного города, а так широко, как на нынешней выставке, это сделано вообще впервые. Внимательный посетитель, познакомившись с основными проектами, получил сведения о важных переменах в архитектурной планировке.

Новым, в частности, является то, что кварталы города значительно укрупняются. Включение в эти укрупненные кварталы наряду с обычными многоэтажными высотных домов, умело расположенных по сложному рельефу, заметно разнообразит город, оживляет его силуэт. За счет возросшей этажности намного увеличится расстояние между домами, что улучшит санитарное состояние кварталов. Свободное расположение домов позволило проектировщикам создать наиболее выгодное и равномерное освещение в течение дня всех квартир.

Значительно расширяют ваши представления о размерах и тенденциях новой застройки, выполненные с большим мастерством макеты. Правда, они же и вызывают некоторую досаду зрителей: взят слишком мелкий масштаб. Важные детали архитектурных решений благоустройства кварталов и микрорайонов не могли быть поэтому показаны достаточно наглядно, а условными обозначениями и пояснениями макеты (да и проекты тоже) снабжены недостаточно — на многих даже не было названий улиц. Трудно, например, уяснить и то, в каком количестве и насколько удобно расположены в новых кварталах культурно-бытовые и другие обслуживающие строения.

По тому, как посетители строят догадки, где и какую именно территорию охватит спроектированный участок застройки, видно, что не худо было бы иметь на выставке и общую схему застройки города. Тем более, что обслуживающие сооружения предназначаются для двух, трех, а иногда и для большего количества кварталов, которые представлены на выставке разрозненно. Персональный пенсионер Михаил Федорович Самарин, отмечая этот недостаток, высказал и такое предложение: о принципах перепланировки кварталов Бежицкого района сами бежичане мало что знают. Между тем, считает он, было бы неплохо там провести обсуждение планов новых кварталов Бежицкого района, в частности плана микрорайона № 3, разработанного архитектором Ю. И. Тарабриным. Он даже берется обеспечить явку бежичан на такое собрание, предлагает помощь в сборе предложений и замечаний.

Рисунок, сделанный архитектором Ю. Тарабриным для "Брянского рабочего", дает представление о проектируемой застройке на пересечении улиц III Интернационала и XXII съезда КПСС.

Рисунок, сделанный архитектором Ю. Тарабриным для «Брянского рабочего», дает представление о проектируемой застройке на пересечении улиц III Интернационала и XXII съезда КПСС.

Можно, конечно, сказать: вот сделано доброе дело, так нет же — мало, хочется большего. Что ж, действительно хочется большего, как большего следовало ожидать и от этой первой в Брянске подобной выставки. Именно потому, что она первая, и на устроителях ее лежала обязанность как-то отразить достижения (а может, и какие ошибки?) в местном нашем градостроении предшествующих лет. Все же прошло 25 лет, и каких лет!

Это были годы, когда Брянск фактически создавался заново, когда на застройке сказывались и многие послевоенные трудности.

Вспомним, по решению партии и правительства Брянск был включен в число старых русских городов, подлежащих восстановлению и застройке в первую очередь. И работа эта осуществлялась под специальным наблюдением Государственного комитета по делам архитектуры Совета Министров РСФСР, по генплану, разработанному московским институтом «Гипрогор». Разве не интересно, не важно было бы показать эту работу пошире сейчас, в канун 100-летия со дня рождения В. И. Ленина? Выставка-то и посвящена этому знаменательному юбилею. К сожалению, именно это — участие архитекторов в восстановлении и застройке Брянска и других городов и рабочих поселков области — почти не отражено.

Подобным же образом не мотивировано на выставке отсутствие экспонатов, отражающих важнейшие моменты в планировании нынешней застройки Брянска. Например, не были показаны в развертках проектируемые западная и южная стороны пл. Партизан, а также главная площадь города — имени Ленина, набережная Десны. А их следовало бы представить на обсуждение и просмотр, и даже не в одном варианте.

Рассматривая силуэты жилых домов на макетах и планах кварталов, нельзя не задать вопрос: а каким будет внутренний вид квартир в новых домах, что нового предлагается архитекторами в планировке н отделке квартир? Из перечней серий и номеров типовых проектов домов рядовой посетитель выставки узнал мало что.

Если бы проекты таких ответственных планов и сооружений чаще выставлялись на суд общественности, вероятно, во многом можно было бы избежать той скуки и однообразия, которые допущены за последние десять лет при застройке основных городских магистралей, микрорайонов и новых кварталов. Кстати, после подобного обнародования архитектурных решений труднее было бы и нарушать их. Выставка как раз и наводит на размышления: почему так хорошо разработанные планы при их осуществления в натуре нарушаются не в лучшую, а чаще всего в худшую сторону?

Проверка показывает, что большинство этих нарушений случается или по вине авторов проектов, допустивших неточность в чертежах (и пришлось поэтому уточнять не на бумаге уже. а в процессе строительства), или по вине застройщиков.

За примером далеко ходить не надо. На улице Горького, почти рядом с тем местом, где были выставлены работы архитекторов, недавно построен пятиэтажный жилой дом с соблюдением всех норм и санитарных разрывов. А в нынешнем году ликероводочный завод, нарушая все противопожарные и санитарные нормы в шести метрах от главного фасада этого дома соорудил здание цеха. От жителей десятков квартир заслонено солнце.  Зато подъезды к этому же заводу на 5 протяжении 150—200 метров со стороны улицы Луначарского со дня существования завода не планировались и твердого покрытия не имеют. На эту улицу через отверстия, прорубленные в стенах цехов, сбрасываются нечистоты. И это в центре города! А беспорядочное нагромождение домов в том же Советском районе — в кварталах по улице Фокина от проспекта Ленина до Октябрьской улицы, — насколько оно вяжется с планированием застройки?

Мне кажется, что подобное происходит еще и оттого, что у нас чрезвычайно слаб  авторский надзор архитекторов за осущветвлением их проектов. Точнее будет сказать, что такого надзора в вовсе нет.

Особую тревогу вызывает озеленение. Природные условия сложились так, что все четыре района города выгодно разделены обширными заливаемыми поймами, удачно омываются Десной и ее притоками. Не требуется особо ломать голову над созданием оздоровительных зон города. К сожалению, эти природные зоны озеленяются, видимо, без должного участия и надзора архитекторов — беспланово. Посадки — в запущенном состоянии, а иногда и уничтожаются. Пять лет назад в пойме, между Советским и Володарским районами, вдоль железнодорожной ветки были высажены молодые дубки, и сразу же после их посадки почти две трети площади стали отводить выпас. Эти посадки буквально корова языком слизала.

В парке им. Толстого в Советском районе сохранились многолетние ценные деревья. Как-то ребята из кружка резьбы по дереву Дворца пионеров предложили дирекции парка из деревьев, подлежащих сносу, сделать деревянные скульптуры на темы народных сказок. Скульптуры эти и места их расположения были в то время согласованы с главным городским архитектором и выполнены бесплатно, как подарок парку. В небольшом количестве они вносили разнообразие. Но с тех пор в парке безжалостно и без всякого порядка стали вырубаться многолетние деревья под видом засохших, и недолговечные деревянные скульптуры (зачастую и малохудожественные) множатся, да к тому же и не бесплатно для городского бюджета.

Макет планировки застройки микрорайона "Городище". Фото Н. Романова

Макет планировки застройки микрорайона «Городище». Фото Н. Романова

Трудно переоценить значение для города девственного зеленого массива – рощи «Соловьи» с вековыми деревьями и ореховыми рощами. Лет десять назад по заданию горисполкома был разработан проект приспособления этой зеленой зоны под общегородской парк и пляж.

Этот проект, автором которого является архитектор В. Н. Городков, экспонировался на выставке Многое из того, что им предлагается, уже осуществляется в натуре и не может не радовать брянцев: плавательный бассейн, Курган Бессмертия. подвесной мост через Десну. Но тревогу вновь вызывает слишком вольное обращение с главной ценностью этого парка. Почти весь зеленый массив, расположенный на раввине в верхней  его части, до самых обрывов и спусков оврага исключен из плана парка для многоэтажной застройки под предлогом того, что деревья в этой части не представляют ценности. На выставке планы кварталов и макеты застройки зеленых зон так и представлены — как свободные от зелени. Тем временем южнее Кургана Бессмертия в осуществление этого плана уже валят 15—20-летние деревья. Пока еще не поздно, следовало бы приостановить уничтожение леса в черте города и пересмотреть план преобразования его в парк с учетом максимального сохранения деревьев.

Такие мыли и замечания вызывает первая выставка творчества брянских архитекторов. В заключение хотелось бы пожелать Брянскому отделению Союза архитекторов успеха в продолжении доброго начинания. Хорошо бы такие выставки сделать регулярными, например, ежегодными. И, может быть, уже теперь провести районные выставки с тем, чтобы шире познакомить население с экспонатами уже закрывшейся выставки.

К. МОГУТ, пенсионер, бывший нач. отдела по делам строительства и архитектуры Брянского облисполкома.

Брянский рабочий. – 1969.  – 16 дек. С. 2.


error: Копирование запрещено!