q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Прежде чем положительно или отрицательно решить вопрос, нужно ли в Брянске строить комбинированный музей, необходимо ознакомиться с современный положением брянских музеев и твердо уяснить себе те основные задачи, которые стоят перед музеями вообще в реконструктивный период народного хозяйства и культурной революции.

Чего требует от музеев переходный период нашей эпохи? Того, чего он требует от печати, театра, радио, кино и вообще от всякой культурно и политико-просветительной организации.

Музеи, играющие в настоящее время немалую роль в просветительной работе в СССР, должны еще больше усилить и углубить свою деятельность, они должны стать не только действительными помощниками коммунистической партии и советской власти в деле экономического переустройства страны, но и являться передовыми отрядами культурной революции. В экспозиции своих научных коллекций музеи должны показать мощный расцвет современной техники и промышленности, со всею яркостью отразить небывалый размах социалистического строительства и достижения социалистического переустройства народного хозяйства на основе общественных форм труда и применения новейших достижений науки и техники, популяризировать выполнение пятилетнего плана и всю изумительную картину победы человека над природою, вселять в трудящихся бодрость на дальнейшую борьбу за лучшее будущее, внедрять в их сознание веру в положительный результат борьбы и звать их к активному участию в той колоссальной работе, которую поставила перед собою наша страна.

Вот те основные требования, которые предъявляет музеям наше время.

Могут ли наши брянские музеи, территориально оторванные друг от друга, занимающие необорудованные и абсолютно неприспособленные для методических и научно-исследовательских работ помещения с ничтожной по размерам, а часто и совсем негодной экспозиционной площадью, успешно выполнить все эти требования?

Возьмем для примера хотя бы наш антирелигиозный музей и посмотрим, в каком положении он находится и каковы условия работы.

Во-первых, помещается он где-то на задворках, хотя и недалеко большой и шумной улицы города, совсем скрыт от публики, что в значительной мере снижает его посещаемость. Само помещение, занимаемое этим музеем, мрачное, сырое, зимою холодное до того, что нередко реомюр показывает 6° и даже 9° ниже нуля. Промерзшие за зиму стены, весною оттаивают и покрываются потоками воды. Это очень вредно отражается на экспонатах и на музейном инвентаре.

Во-вторых, как общая, так и экспозиционная площадь музея не только не удовлетворяет потребностям работы по своим размерам, но совершенно непригодна для какой бы то ни было экспозиции: расположенные на такой площади экспонаты теряются, не производят должного эффекта, желаемого воздействия В музее нет ни запасных комнат, ни кладовой, ни архивного хранилища, ни даже отдельной рабочей комнаты, где свободный от дежурства работник мог бы спокойно заняться той или иной работой. А ведь, для выполнения стоящих перед музеем задач ему необходимо в своих стенах развернуть исторические, естественнонаучные, экономические и др. отделы и подотделы, без которых антирелигиозная пропаганда и воспитание масс через музей в духе материалистического миропонимания не мыслима.

Но может быть, другие музеи Брянска находятся в лучших условиях? Нисколько! Все они в большей или меньшей степени имеют одни и те же недостатки: все та же голодная площадь, вся также неприспособленность помещений, все то же отсутствие даже сколько-нибудь сносных условий научно-исследовательской и методической работы.

Но, допустим, что в целях изжития всех этих недостатков, мы перебросим наши музеи в лучшие помещения или даже выстроим для них совершенно новые вполне отвечающие их работе, здания и создадим для них совершенно нормальные условия работы. Что получится? Имея один и те же цели и задачи, пользуясь одним и тем лее методом работы, наши музеи будут создавать и развертывать у себя одни и те же отделы и подотделы и экспонировать их принуждены будут почти одними и теми же экспонатами. Ведь, не может же музей революции не отразить в своей экспозиции контрреволюционную деятельность церкви, равно как и антирелигиозный музей не разоблачать политическую и эксплуатационную роль религии и ее служителей. Краеведческому музею «по штату положено» изучить быт, обычаи, традиции и проч., население края, то же самое входит и в задачу других музеев. В конце концов, желая устранить препятствия, стоящие на пути теперешней работы музеев, путем переброски их в лучшие помещения пли постройки для них новых зданий, мы достигнем лишь того, что наш город «обогатится» несколькими почти однотипными музеями, взаимно обесценивающими роль и значение друг друга, а экскурсии по-прежнему будут бегать из музея в музей, по-прежнему будут получать вместо основных знаний, полных впечатлений, один лить обрывки.

Выход из этого положения мы видим лишь в коренной реорганизации музеев на основе комплексной экспозиции, которая является наиболее отвечающей задачам нынешнего музейного строительства на базе диалектического материализма, ибо дает, полную возможность увязать отдельные элементы в стройное целое. А эта реорганизация музеев может быть осуществлена лишь при условии создания комбинированного музея, лишь в том случае, если все наши музеи будут объединены в одном здании и притом в здании, отвечающем всем требованиям музейной работы.

Н. Першин.

Брянский рабочий. – 1930. – 16 авг. (№190)


error: Копирование запрещено!