Новоселье художественного
Фото И. Мелещенко. Открытие художественного музея в Брянске. 1985 г.
Позавчера в Брянске состоялось открытие нового помещения областного Художественного музея, который переехал на улицу Емлютина.
Одновременно состоялось открытие областной выставки изобразительного искусства, посвященной 1000-летию Брянска. Торжества по случаю этих двух событий открыла начальник управления культуры Л. П. Сорокина. В них принял участие первый секретарь обкома КПСС А. Ф. Войстроченко, председатель облисполкома И. Я. Поручиков, первый секретарь Брянского городского комитета партии А. Е. Курасов, другие партийные советские работники творческая интеллигенция города, представители общественности.
Просторное, светлое помещение, в котором экспозиция развернулась на двух этажах, вместило более двухсот работ живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. Все они объединены единой темой – наш древний город, его тысячелетняя история, его настоящее и будущее. Среди авторов произведений имена как известных художников, так и молодых, но уже уверенно заявляющих о себе. Новое помещение музея – возможность для всех них выходить на массового зрителя. Это и открывшаяся возможность пропаганды изобразительного искусства. Две тысячи квадратных метров – такая полезная площадь нового музея – в пять раз больше того, чем обладал он до сих пор. Если учесть, что прежнее помещение оставлено за художниками – в нем могут теперь располагаться выставочный зал Союза художников РСФСР, то можно сказать, какой большой подарок преподнес город творческой интеллигенции.
— В канун тысячелетия, — сказал в своем выступлении на открытии музея и выставки первый секретарь обкома КПСС А. Ф. Войстроченко – Брянск получил много обнов. Введены в строй высотная гостиница, фонтаны, детские площадки во всех районах, преображаются улицы и проспекты, появляются новые магазины, на пороге новоселья историко-краеведческий музей… Во всем этом есть огромный вклад коллектива строителей СМУ-4 «Брянскгорпромстроя», которому мы говорим сегодня от всего сердца спасибо. Хорошо потрудился коллектив и на строительстве Художественного музея. Залом больших возможностей хочется назвать это помещение и пожелать, чтобы открывающиеся возможности были использованы лучшим образом в будущем для эстетического воспитания трудящихся, молодежи.
С чувством благодарности к партийным, советским органам, проявляющим заботу о развитии города, об укреплении материальной базы культуры и искусства, говорили заслуженный художник РСФСР Ю. А. Махотин, прораб СМУ-4 М. У. Ковалев, директор брянской школы №2 К. А. Емельянова.
В канун открытия музея мы обратились к его директору Людмиле Захаровне Удаловой с просьбой рассказать, что из себя представляют сегодня фонды музея, как они пополняются и как планируется использовать их в будущем.
— Более четырех тысяч экспонатов – вот чем мы располагаем. Это немало, если вспомнить, что еще лет десять назад их было в десять раз меньше. В нашем собрании большое место занимают произведения советского изобразительного искусства, картины известных, в том числе и брянских художников.
До войны в Брянске имелась великолепная коллекция русских мастеров, безвозвратно утерянная в годы оккупации. Поставив задачу воссоздания раздела русского искусства, мы обратились к ведущим музеям страны. Откликнулись Русский музей, Саратовский им. Радищева, Тульский художественный.
В штате музея работает художник-реставратор, картины из запасников постоянно обновляются. При подготовке к новоселью отреставрированы картина наших земляков академиков С. П. и А. П. Ткачевых «Пишущий боец», эскиз к картине «Между боями».
В истории музея наступает новый этап становления. Предстоит огромная научно-организационная работа по систематизации коллекций, научному обоснованию постоянно действующих экспозиций, показу коллекций. Перед сотрудниками стоит задача пропаганды не только изобразительного искусства, но и показа его в синтезе с другими искусствами, что отвечает духу времени.
На втором этаже нового здания располагается лекционно-концертный зал. План его работы составляется именно с учетом последних требований.
А. Госпорьян, Л. Викторова