q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

А. Д. Вяльцева сделала первые свои шаги по сцене в Киеве, у опереточного антрепренера Сетова.

Сетов приехал в Киев на весь зимний сезон и ставил классические оперетты в городском театре.

В один прекрасный день в театр пришла молодая, плохо, но чисто одетая девушка (это была Вяльцева) и обратилась к антрепренеру с просьбой, нельзя ли ее принять в труппу. Она ссылалась на хороший, «как говорят другие», голос и на громадное желание служить искусству. Сетов попросил что-нибудь спеть молодую девушку. А. Д., закрывшись платком, покраснела и заявила, что при всей труппе она петь отказывается, и попросила антрепренера пройти с ней в зал, где никого нет.

Сетов исполнил желание начинающей и был поражен голосом и уменьем владеть им. Опереточная труппа была полна, но он предложил А. Д. поступить к нему в балетную труппу на 25 руб. в месяц.

***

Танцевать А. Д. не умела и об этом заявила. Сетов сам стал учить А. Д. танцам, что ей долго не удавалось. На этой почве происходило много курьезов.

В первый свой выход, — рассказывают, А. Д. до такой степени растерялась, что вначале долго стояла на одном месте, а затем, немного оправившись, стала танцевать, но не то, что следует.

Поднялись хохот и шиканье. Это обстоятельство до такой степени подействовало на артистку, что она хотела сейчас же бросить сцену. Но товарищи и антрепренер сумели ее уговорить.

Вскоре Сетов перевел. А. Д. в опереточную труппу, но и здесь, в силу первых волнений, артистка терпела много неудач. То забудет, что нужно петь, то запоет не в такт. Сколько слез пролила А. Д. из-а таких неудач!

А. Д. прослужила у Сетова полтора года и до такой степени сдружилась с ним, что не допускала мысли о разлуке; называла же Сетова не иначе, как «крестный отец».

Однажды какой-то солидный в то время антрепренер, услышав пение Вяльцевой, предложил её перейти к нему в труппу на жалованье 75 руб., но А. Д. предпочла жалованье 30 руб., чем расстаться с Сетовым. Последний же благословил ее и уговорил перейти.

***

Во время своих первых долгих и скучных скитаний по провинции А. Д. в одном из городов на улице увидела 8-летнюю девочку-нищую, сироту. Ей так стало жаль сиротку, что она взяла ее к себе на воспитание и долго с ней странствовала. Потом же для дальнейшего воспитания передавал девочку в хорошие руки. Воспитанница, заболев в гимназии, скоро умерла.

***

После скитаний по провинции А. Д. попала в Петербург и поступила в нынешний Малый театр, бывший в то время опереточным. Антрепренером был Пальма.

Артистка у него служила вначале на вторых ролях. В Петербурге она познакомилась с известным опереточным артистом, ныне уже покойным, Давыдовым. Он принял в молодом таланте живое участие и предложил заниматься с А. Д., которая охотно согласилась, и Давыдов вскоре выучил ее петь первый романс «Захочу, полюблю».

Первый раз «Захочу, полюблю» А. Д. спела в Малом же театре в «Цыганских песнях в лицах» с таким громадным успехом, что публика буквально неистовствовала.

Вяльцевское «Захочу, полюблю» буквально гремело в то время. А. Д. не верила своему успеху. С этого времени Пальм стал давать А. Д. роли героинь. Отсюда и началась блестящая карьера артистки.

***

Рассказывают, что у А. Д. было очень много поклонников и ежедневно она получала приглашения «поужинать» в каком-нибудь из загородных ресторанов. Эти приглашения до такой степени надоели артистке, что она раз навсегда решила с ними покончить.

Выйдя из уборной к приглашавшим ее, она так отчитала их, что молодежь не знала, куда деться. Более артистка не получала приглашений, кроме как от своих близких.

За такой поступок с приглашателями многие артистки сердились на А. Д., так как с приглашениями к ним стали обращаться реже.

***

А. Д. очень любила «откапывать» таланты. С этой целью она посещала любительские спектакли и провинциальные театры. Если в каком-либо артисте она замечала огонек, то принимала в нем большое участие.

Раз в одном провинциальном городе она «откопала» начинающего оперного певца С., 19-ти лет, с замечательным басом, который, к сожалению, страшно пил. Некоторое время А. Д. занималась с ним, уговаривая его бросить пить, и, в конце концов, устроила его в хорошую труппу, к известному режиссеру.

Теперь артист С. пользуется большой популярностью в провинции.

Многие начинающие артисты и артистки обязаны А. Д.

***

А. Д. очень любила русскую провинцию и удивлялась, как другие артистки почти все время проводят за границей, никогда не собравшись посетить свои русские города.

А. Д. имела свой вагон, в котором путешествовала со штатом прислуги, со своим неизменным аккомпаниатором г. Таскиным и секретарем. В вагоне же была маленькая кухня, людская, зал, где стояло пианино, гостиная и несколько купе.

Администрация железнодорожных станция, где останавливалась А. Д. бывала очень предупредительная: вагон подавался всегда как можно ближе к карете. Из городов к приезду певицы являлась встречать на станцию почти вся молодежь. Артистку буквально засыпали живыми цветами.

Из театра до кареты А. Д. нередко несли на руках, засыпанную цветами и подарками. До вокзала за каретой следовала громадная толпа.

Артистка с площадки вагона кидала в толпу цветы; толпа отвечала тем же.

***

Ежедневно А. Д. Получала тысячи писем, сотни просителей являлись к ней на квартиру.

Вначале артистка помогала почти всем, но, убедившись, что являются к ней за помощью попрошайки, она стала осторожнее.

Приходивших просителей она подробно допрашивала, на что нужны деньги. Когда ей говорили, она тогда посылала купить требуемое и дарила просителям.

В своих поездках по провинции А. Д. очень много помогала крестьянам. Были два случая, когда она строила чуть ли не целые деревни, уничтоженные пожаром, причём денег никому не давала, а посылала своего секретаря купить материал для построек.

Около города Трубчевска, где родилась артистка, в деревушке сгорела церковь. А. Д. выстроила новую. На этой церкви выгравировано на медной доске: «Дар А. Д. Вяльцевой».

В своем громадном имении в Виленской губернии, на берегу реки Западной Двины, А. Д. много сделала добра для крестьян, — построили церковь и справила многим крестьянам целые хозяйства.

Не раз она спасала артистов, оставленных на произвол судьбы в далекой провинции антрепренерами.

Этим скромным служителям искусства А. Д. покупала билеты и отправляла их по домам.

***

Когда А. Д. стала известной артисткой, то много толков в обществе возбуждало ее происхождение. А. Д. почему-то в то время уклонялась от разговоров о прошлом своем и на расспросы даже довольно близких людей отвечала шутками.

На одном из вечеров, где присутствовала и А. Д., несколько дам, совершенно незнакомым с ее биографией, высказали догадку, что она бесспорно «из хорошей семьи». Услышав эти суждения, А. Д. спросила, почему они так думают. Ей сказали:

— Такие руки могут принадлежать только истой аристократке.

Тогда А. Д. едва ли не впервые рассказала о своем происхождении.

— Нет, княгиня, – эти руки принадлежат простой крестьянке Орловской губернии. Много и очень много поработано этими руками по крестьянству. Ухаживали они и за скотом, и пололи в огородах, и жали хлеб, и что-чего только не делали.

Раннее утро. 1913. 20 февраля (7 февраля). №31


error: Копирование запрещено!