q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Город зажигает огни. Па фасадах магазинов и кафе, аптек и гостиниц, Домов культуры и вокзалов ярко вспыхивают газосветные щиты и рекламы. Переливаясь всеми цветами радуги, они делают его еще более уютным и привлекательным. Мы часто обращаем внимание на такие нарядные рекламы, как, например, на магазине «Изумруд». Однако немногие из нас знают, что такой уличный наряд изготавливается в областном центре.

…Цех газосветной рекламы. Безукоризненная чистота, обилие свежего воздуха, работающие — в белоснежных халатах и шапочках. Их немного. всего шесть человек. Двое мужчин и четыре женщины.

Вот колдует у горелки, над которой приплясывает малиновый язычок пламени, один из опытнейших мастеров-стеклодувов М. А. Маркин.

14 лет отдал Матвей Антонович любимому делу. Стекло в его руках гнется податливо, легко, словно алюминиевая проволока. Подует в стеклянную трубку — и на ее конце вырастает тонкий, почти прозрачный шар. Потребуется — трубка начинает растягиваться, словно резиновый жгут.

Рядом с Маркиным трудится его бывшая ученица, ныне мастер — стеклодув Галина Туликова. Через стеклянную перегородку видно, как в соседней комнате работают стеклодувы С. А. Колпеева и И. Г. Волков. У вакуумной установки ведут откачку воздуха из деталей А. А. Маркина и Н. И. Васютина. Идет сложный процесс рождения вечернего наряда для улиц города.

Обыкновенная стеклянная трубка. Внутри она покрыта люминофорным порошком, делающим предметы видимыми в темноте. Такие трубки-заготовки поступают в цех газосветной рекламы из Москвы. Берет стеклодув трубку и начинает нагревать в пламени горелки до тех пор, пока стекло не становится вязким. И затем уже заготовка, наложенная на изготовленный художником шаблон, изгибается в букву.

Припаяв с двух сторон электроды, мастер припаивает к ней еще одну тоненькую трубочку, через которую из буквы будет откачиваться воздух с помощью вакуумной установки. Вместо воздуха в букву запускается порция аргона или неона. В зависимости от того, какой цвет хочет получить заказчик. В арсенале стеклодува четырнадцать цветов: красный, синий, желтый, зеленый, малиновый, розовый. оранжевый…

«Заточив» газ в букву, стеклодув удаляет маленькую трубочку и запаивает входное отверстие. Затем готовая деталь помещается на тренировочный стенд, где в течение четырех часов она подвергается тщательному испытанию.

Пройдя испытания на надежность, буквы путешествуют туда, где они будут радовать глаз.

Брянский рекламно-художественный комбинат — предприятие сравнительно молодое. В январе будущего года ему исполнится шесть лет. За эти годы мастера волшебного огня изготовили для города около двухсот тридцати газосветных установок.

Пока у брянских стеклодувов четыре города — заказчика — Брянск, Клинцы, Новозыбков, Дятьково. До трех тысяч погонных метров трубок в месяц уходит на то. чтобы их украсить.

С нового года заказы на изготовление газосветных реклам будут приниматься от всех районных центров Брянской области.

Б. СОКОЛОВ.

 

Брянский рабочий. – 1974. – 8 ноя. С. 4


error: Копирование запрещено!