q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ШКОЛЬНЫЕ УНТЕРЫ.

В 1906 г. в очередном брянском земском собрании гласных г. Лагода был поднят вопрос о введении в школе начал религиозно-нравственного воспитания.

Вопрос этот и в настоящее время иногда мелькает в газетных страницах и, по-видимому, теперь становится, так сказать, модным.

Между тем, как три-четыре года тому назад ему не уделяли такого внимания и, думается, что в то время этот вопрос приносил не мало затруднения тем, кому приходилось так или иначе работать над ним.

В таком именно затруднении была, надо полагать, и земская управа, который собранием, между прочим, было поручено разработать этот вопрос и свои соображения предоставить на рассмотрение в следующую сессию земского собрания.

Но как бы то ни было, а вопрос, возбужденный г. Лагода, был некоторым образом разработан, и сам инициатор пришел на помощь весьма интересным сообщением, которое, как представляющее нечто редкое, мы считаем необходимым поместить почти полностью.

«Прожив 30 лет почти безвыездно в деревне в занятиях по сельскому хозяйству и при постоянном общении с деревенским людом, он, под давлением пережитых событий последних лет, пришел к заключению, что наши деревенские школы, не дающие крестьянским детям никакого воспитания, ни прикладных знаний, ни обучения ремеслам и мастерствам, столь необходимых в их крестьянском быту, не приносят им пользы, а потому в крестьянской среде не пользуются симпатией и доверием. Крестьяне относятся к ним равнодушно и зачастую даже враждебно. По сему я пришел к убеждению в неотложной необходимости введения в школы специальной системы воспитания и обучения в вышеозначенном направлении.

Итак, для осуществления задуманного дела, считаю необходимым увеличить число лет школьного преподавания с 4-х на 8 лет единовременным устройством вечерних классных занятий для обучения ремеслам и мастерствам, по соображению с местными условиями и возрастом учащихся и т. д. под руководством сперва одного специалиста, а затем, по мере надобности, и нескольких. Считаю нужным обратить внимание, что время вечерних занятий ремеслами нахожу единственным средством по осуществлению на деле начал воспитания, как способ, дающий возможность на личности учащихся для надзора.

Обучение ремеслам и мастерствам должно обязательно производиться при неотлучном надзоре специально приспособленного воспитателя, выбранного из среды отставных унтер-офицеров, грамотного, трезвого, отменной военной выправки, искушенного в трудах по обучению новобранцев военной выправке.

Такой воспитатель, снабженный тщательно во всех необходимых подробностях, выработанных инструкцией по всем приемам осуществления дела воспитания, на мой взгляд, по всем данным, будет вполне соответствовать своему назначению.

Считаю уместным представить образчик рода содержания подобной инструкции. Так, например, по делу приучения учащихся к опрятности: настойчиво приучать детей – к опрятности, выработанной европейской культурой по ферме и существу своему, не имеющей ничего общего с приемами по такой части вкоренившейся невозбранно вековой практикой в плоть и кровь населения и представляющей, несомненно, пережиток обычаев каменного периода, доисторических времен. Отучать детей от мерзкой привычки и обычая высмаркивать содержимое носов пальцами с утиранием затем тех и других полами полушубков, кафтанов, а руками, заменяя все это приучением учащихся к употреблению носового платка, для чего считал бы возможным, в особенности на первое время, вооружить аудиторию носовыми платками на счет земских средств, как поощрительную премию.

Русский человек, придумав незаменимую паровую баню и полки, почил навеки от трудов таких и далее в этом направлении не пошел.

Приложив особые старания к отучению детей от более мерзкого обычая, нами освященного веками, перенятого ими от взрослых, отправлять свои нужды где попало без разбора, устилая своими продуктами полы и сидения отхожих и других мест, произведением затем дальнейше манипуляции обнаженными пальцами рук с обтиранием их затем о стены помещения и о другие поверхности, в чем можно удостовериться при обозрении таких злачных мест, где угодно на обширном пространстве нашего отечества. Справедливы в том отношении культурные соседи наши, когда называют их варварскою нацией.

За означением и других предметов того же рода в инструкции должен быть означен перечень видов воспитания более серьезного рода, так, например: заботы по прекращению привычек воровства друг у друга учебных принадлежностей, каковое воровство в нежелательном размере стало практиковаться в школах за последнее время. Искоренять грубое между собою и другими обращение и отучать от привычки употребления бранных слов при всяком случае и т. п.

Для воспитания детей в религиозно-нравственном направлении, как самом верном в таком деле, предложил бы пригласить лицо из местного духовенства или монашествующего, имеющего призвание и любовь к делу проповеди слова Божьего, для наставления нравственных правил жизни и собеседования по толкованию святых истин евангелия и т. п., по возможности, ежедневно в назначенный час при занятиях вечерних классов.

Если, по обсуждению, оказалось было что, для большого успеха по обучению ремеслам и мастерствам, понадобилось бы прибегнуть к некоторому сокращению утренних или дневных часов преподавания научных предметов, то, на мой взгляд, дело преподавания не потерпело бы ничего от этого, в виду увеличения срока обучения, а дало бы возможность введения в существующую программу преподавания некоторых дополнительных предметов, знание которых необходимо в применении к быту населения, так, наприм<ер>, по прикладным наукам, основ механики, гидравлики, гидростатики, счетоводству, географии и т. п., конечно, в доступном популярном изложении.

На этом я закончу дальнейшее изложение мер введения у нас религиозно-нравственного воспитания, предлагая все вышеизложенное сообщение на совместное подробное обсуждение с участием одного или нескольких специалистов учебного дела, все это, конечно, на случай признания моего труда подлежащим серьезному обсуждению. Прибавлю только, что, если нам удалось бы осуществить пока дело, согласно моим предположениям, на первое время, хотя бы по одному училищу такого типа на каждую волость, то и это составило бы великое приобретение для всего уезда в смысле влияния такого преподавания на окружающее население. Не отрицаю, что предлагаемая мною перестановка потребует относительно значительной затраты – первоначальной и последующей. Но принимая во внимание, что не далее, как в последнем очередном зем<ском> собр<ании>, управа не остановилась пред вопросом затраты единовременно 35000 руб. на устройство новой больницы, убежден, что затратить деньги на такое важное дело, как целесообразное воспитание народа, за страх и совесть, Сам Бог повелевает».

Этим и заканчивается столь редкостное послание. Проекту школ Лагодовского типа в 1907 г. в земском собрании не решено осуществиться, да и весь вопрос о введении религиозно-нравственного воспитания в школе прошел как-то незаметно скомкано и, в конце концов, после послания куда следовало двух-трёх бумажек, совсем сошёл со сцены.

Но зато в последнее время, как мы видим, приходится встречать немало нечто похожее на идею Лагоды.

Введение в настоящее время в сельских школах под руководством унтер-офицеров обучения военному строю, хотя не имеет такого прямого указания в проекте Лагоды, но можно свободно сказать, что это, очевидно, было предусмотрено и, думается, что при других условиях инициатор не замедлил бы дать столь же небезынтересные разъяснения, дополнения и проч. В общем оказался бы «полезным человеком».

Рцы.

МЕСТНАЯ ХРОНИКА.

В учебных заведениях.

По имеющимся пока сведениям, из окончивших курс брянского технического училища в 1910 году поступили в высшие учебные заведения следующие лица: в Императорское техническое училище: Антропов, Карманов, Комаров А., Комаров Д., Трунов и выдержал экзамен в Импер<аторское> техн<ическое> училище, но не принят – Нигин. В Императорский политехнический институт: Надеждин, Снежков, Столпников и Михайлов. В Императорский лесной институт: Голосов, Петров и выдержал в Горный и Лесной институты – Волкович. В технологический институт Императора Александра III-го: Дьяконов. В Императорскую сельскохозяйственную академию: Фесютин. В Московский коммерческий институт: Быковцев, Грепов, Младковский и Шеликин.

Как передают, в техническом училище учителем музыки приглашается капельмейстер Дорогобужского полка И. Ф. Шорф, на место занимаемого эту должность капельмейстера Каширского полка г. Михальского.

На место законоучителя в техническом училище протоиерея Попова, ныне уехавшего в Москву, — назначается о. Лев – священник Воскресенской церкви.

 

Анкета по народному образованию.

Московская губернская земская управа через брянскую уездную управу рассылает учащим народных школ 3-х годичного типа листы с вопросами относительно условий педагогической деятельности учащих, результатов учения, сказывающихся в жизни лиц, окончивших школы, о сумме знаний учеников через 3-5 лет после окончания школы, об условиях поступления учащих в средние и специальные учебные заведения и проч.

Поступившие ответы в виде общей сводки, рисующей современную постановку дела начального образования, будут представлены на рассмотрение общеземского съезда по народному образованию, созываемого в Москве в мае 1911 года.

 

Внезапная смерть.

Около станции Выгоничи, находясь на рыбной ловле, внезапно скончался  8 сентября  артиллерийский генерал Апполинарий Алексеевич Кушлянский на руках своего старшего сына Константина, юнкера Михайловского артиллерийского училища. Тело покойного было задержано там, в ожидании разрешения г-на Орловского губернатора на перевозку в Брянск. Вчера тело было доставлено в город; похороны состоятся сегодня. Покойный, во время службы в Брянском арсенале, был любим и уважаем сослуживцами и слыл за очень честного и дельного служака, обладавшего солидной научной технической подготовкой. Покойному было 64 года от рождения.

 

Бесплатный отпуск лесокультурного материала.

По примеру прошлый лет, курско-орловское управление государственных имуществ будет нынешнею осенью производить бесплатный отпуск лесокультурного материала крестьянам, крестьянским обществам, церковным причтам, сельским школам и другим учебным заведениям, казенным ведомствам, земским и общественным учреждениям. Кроме того лесокультурными питомниками будет отпускаться бесплатно лесокультурный материал на нужды укрепления и облесения оврагов всем владельцам песчаных площадей и оврагов в следующих размерах: шелюга без ограничения в количестве, материал же других пород в одни руки и для одного и того же года не свыше 100 руб. для крестьянских обществ, 50 рублей для правительственных и общественных учреждений и 25 руб. для частных владельцев.

Желающие получить лесокультурный материал должны обращаться: 1) в г. Ельце, к заведующему Елецким лесокультурным питомником и 2) на ст. Брянск Р<иго>-О<рловской> ж<елезной> д<ороги>, к заведующему Свенским лесничеством и к заведующему питомниками в верховьях р. Оки.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН.

Ночная картинка.

С натуры.

Ночь. Не слышно звуков,
Звезды не мигают,
По небу проворно
Тучки пробегают.

Завернувшись в шубу,
Бросив кнут ременный,
На пролетке дремлет
«Ванька» полусонный.

Всё давно умолкло,
Всё уж почивает,
Лишь дородный «Ванька»
Изредка чихает.

Вдруг он повернулся,
Кнут схватил рукою,
И помчалась лошадь,
Что есть сил – стрелою.

В даль стремглав несётся,
Пыль столбом вздымает,
А куда несётся…
«Ванька» сам не знает.

От ударов звуки
Громко раздаются
И на сердце как-то
Грустно отдаются.

Круг большой объехав,
К месту возвратился
И опять в дремоту
Сладко погрузился.

Тишина… ни звука,
Вновь всё замирает,
Лишь одна лошадка
Тяжело вздыхает.

Сверчок.

 

ДАМЫ

(На мотив из «Гейши»).

Наконец, пришёл осенний к нам сезон,
И принёс с собой хлопот не мало он:
Носим новые мы шляпки,
И заказываем тряпки,
И берём портних, модисток мы в полон!

Мы, дамы, мы, дамы
Моду чтим всегда мы,
Для мужей страшней нет драмы
По счетам платить!

Мы с отсталостью воюем, как с врагом,
Шляпки носим мы теперь уж «пирогом»,
Из Парижа мода эта
К нам явилась после лета,
Так что шляпка превратилась в целый дом.

Мы, дамы, мы, дамы,
Моду чтим всегда мы,
Лучше нет для нас рекламы,
Как «по моде» жить!

Р. У.

ПО ПРОВИНЦИИ.

Теменичи. То же «деятели». На днях в Теменичах Елисеевской вол<ости> образовалась «комиссия покровительства нуждающимся», членами которой состоит священник Рождественский и помещик Завадский. Председатель комиссии – Анна Васильевна Вязмитина – проживающая у г. Завадского.

Деятельность означенной комиссии выражается в определении учителей и учительниц в церковно-приходские школы по Брянскому уезду.

Сейчас в производстве находится дело об удалении учителя села Елисеевич- Щербова.

Щербов был уволен благодаря тому, что на его место надо было поместить покровительствуемую г<оспо>жой Вязмитиной – Размахову.

На протесты учителя председательницей комиссии была положена резолюция: «помещик и священник что хотят, то сделают».

Подобной самоуверенности председательницы удивляться, конечно, не приходится.

Г<оспо>жа Вязмитина хотя и не природная помещица, (она бывшая торговка печёнкой), но все же, находясь с давних пор под покровом г. Завадского, приобрела «влияние», и ни одно семейное или общественное дело не обходится без её участия – и всюду, где появится г<оспо>жа Вязмитина, происходит какое-либо недоразумение; однажды даже коромыслом попало бедняге учителю.

Характерно ещё то, что г. Вязмитина не только не получила какого-либо образования, но и, говоря откровенно, не может даже правильно выражаться и, несмотря на это, находит возможным вмешиваться в дела учения, в дела ей абсолютно неведомые.

Пора бы положить конец подобным печальным явлениям. Ведь, право же, некрасиво, когда берутся:

«Сапоги точить пирожник,
А пироги печи сапожник».

Местный.

ТЕАТР И ЗРЕЛИЩА.

В воскресенье  5 сентября  в помещении Брянского продовольственного интендантского заведения любителями драматического искусства была поставлена комедия «Жена с того света» в 3-х действиях – соч. Лисенко-Коныч и шутка «Одиннадцатая казнь Египетская» в 1-м дейст<вии> — соч. Рутковского. Ка комедия, так и шутка прошли плохо. Роли были распределены несообразно с силами, так что ни на одной из них нельзя остановиться. Большинство публики во время действий разговаривали, другие блаженно позевывали, а некоторые просто «клевали».

———

Имевшая состояться в минувшую субботу в Бежице опера «Кармен» не состоялась за отъездом аккомпаниатора. Пришлось возвратить публике деньги. По этим обстоятельствам опера не может продолжать игру и в загородному саду и, пожалуй, выедет из Брянска.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Подписка на газету "Брянский листок" 2 год издания. Редакция и контора - Брянск, Московская улица, дом Юдина
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Новая книга "Около жизни" Н. Ларикова
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Брянский листок. – 1910. – 24 сен. (11 сен.) (№41)


error: Копирование запрещено!