q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

К СЪЕЗДУ УЧАЩИХ.

Вчера открылся съезд учащих в земских школах Брянского уезда.

Из аналогичного съезда прошлого года нельзя было не заметить того интереса, с каким отнеслись к съезду впервые съехавшиеся из уезда учителя и учительницы. Во всем наблюдалось искренность и желание поработать с пользой для дела, и если первый съезд не дал больших практических результатов на местах, то все же он сколько-нибудь подготовил учительскую массу к более или менее объединительной работе, дал толчок к совместной периодической деятельности на почве народных интересов. Дальнейшее зависит от самих участников съезда: собрания можно использовать с целью полезной и можно превратить их в простую формальность. Последнего больше всего надо бояться. Лучше меньше слов и больше дела. В первую очередь, по всей вероятности, съезд займется обсуждением вопросов чисто практических. На первом съезде мне помнится, был поднят весьма важный вопрос в жизни сельской школы – исключение из программы обучения славянского языка. На самом деле, что дает славянский язык деревенскому подростку, идущему в училище с одной лишь целью – научиться немного читать, писать и считать, без чего, в последнее время и в деревне стало жить скверно. Славянский язык если и воспринимается такими учениками в школе, то выйдя из нее, они в первый же год его забывают.

Между прочим, время на изучение славянского языка затрачивается не мало. Вместо славянского языка более полезно бы ввести предмет хотя бы из области сельского хозяйства или общеобразовательный. Пусть съезд, как не имеющий окончательно решающего голоса, не достигнет, в конце концов, упразднения отжившего предмета, но одно постановление об этому уже важно само по себе: с ним обязаны считаться, как с голосом, раздавшимся с места, с голосом тех, кто ближе всех связан с сельским учащимся населением.

Обсуждая вопросы о школе, участникам съезда не надо забыть и про себя также. Ведь чем развитее учитель, тем продуктивнее его труд.

Недостатков наших в этом отношении нельзя замалчивать. Мы часто лишены возможности приобрести нужную книгу для пополнения своих знаний. Если в съезде и «зарядится» — как выразился председатель съезда – кто-либо из учащих знанием, то заряд этот все же будет весьма ничтожным и скоровыпаливающим. Не мешало бы поговорить об устройстве какой-либо передвижной библиотеки для учащих, каковой могли бы пользоваться все разбросанные по уголкам провинции труженики на ниве народной и могли бы найти в ней интересующую их литературу. По примеру коллег других местностей, не лишне было бы поговорить также об организации периодических экскурсий с научной целью. Все это внесло бы большой плюс в дело народного образования в деревне и послужило бы лучшим культивирующим средством вообще.

Быв<ший> учитель.

МЕСТНАЯ ХРОНИКА.

«Болото».

В Привокзальной слободе Риго-Орловской жел<езной> дороги часть Карачевской улицы – от Николаевской до магазина «Парижский шик» — после дождей все да превращается в болото, по которому плавают гуси, утки и со всей развязанностью барахтаются любители грязи – свиньи.

Надвигается глубокая осень и привокзальное болото еще более разрастется, между тем для упорядочения этой улицы, но ничего не предпринимается. Каково же будет детишкам бедноты ходить в школы, когда здесь и взрослому-то грозит потопление.

 

В казённой мужской гимназии.

Приёмные экзамены во второй и третий классы вновь открывающейся брянской казённой мужской гимназии,  9, 10 и 11 сентября 

 

В городском сквере.

Ещё не наступило время закрытия городских скверов – мест развлечения части городской публики, а между тем обстановка их уже отказывается служить. Третьего дня в сквере, что у женской гимназии, около будки для продажи вод на скамейке сидели три гимназистки и с ними женщина. Неожиданно для них спинка скамейки обломилась и все восседающие на скамье оказались по ту ее сторону, вперив в землю собственными затылками.

 

Открытие учительского съезда.

Вчера в помещении приходского училища по Комарёвской улице состоялось торжественное открытие съезда учителей и учительниц уездных школ. Съезд является вторым по счёту. После совершения богослужения священником Успенской церкви о. Николаем и произнесения им приветственной речи председательствующим на съезде инспектором народных училищ С. А. Бакулиным был объявлен съезд открытым. Были избраны секретари, выработана программа занятий съезда и распределение самых работ. С сегодняшнего дня съезд займется обсуждениями вопросов по существу. Съезд продолжится недолго.

 

Несостоявшийся бенефис.

Назначенный на воскресенье бенефис капельмейстера Дорогобужского полка И. Ф. Шорфа не состоялся по случаю болезни бенефицианта. Бенефис переносится на среду, а в случае не поправления здоровья Шорфа до среды – на воскресенье.

 

Найденный труп.

На перегоне Брянск-Болва Риго-Орловской жел<езной> дор<оги> на бровке найден труп крестьянина Василия Богомилова. По определению врача смерть последовала от кровоизлияния в мозг.

 

Кража.

На лесопильном заводе Баженовой из запертой квартиры Мишина через окно похищена принадлежащая Мишину шуба. В краже подозревается скрывшийся крестьянин Дегтярев.

 

Пожар.

В ночь на  4-е сентября  в доме Могилевцевых по Московской улице в дровяном сарае, занимаемом Розенбергом от неизвестной причины возник пожар. Пожар не причинил никакого убытка и прекращен домашними средствами.

ПО ПРОВИНЦИИ.

С. Дятьково. Школьные дела. К удивлению обывателей школьный кризис в наступающем учебном году не вызвал «особенно» тяжелых последствий…

Предполагалось, что человек сто детей школьного возраста не поступит в училище за недостатком мест; но сверх ожидания, были приняты почти все.

Школьный кризис у нас подготовляется уже в течение многих лет.

 

Давно было выяснено, что имеющееся у нас министерское училище не может удовлетворять населению на 1-13 тысяч человек (кроме министерского у нас есть земское и церковно-приходское училища, но с малым количеством учеников).

Коллектив учеников в министерском училище увеличивался с каждым годом: — 5 лет назад в нем было 350 детей, в 1909 г. – 500, в 1910 г. – 600 человек (говорят, что Дятьковское училище по количеству учеников теперь первое у губернии). Население не обращает внимание на ненормальное переполнение училища, не видит, или не хочет видеть, что такое явление не может продолжаться, так как увеличивать комплект учеников, против этого года будет уже никак нельзя.

У нас обыкновенно оканчивают учение 25-40 человек в год, а поступает «новичков» 125-150 человек.

Куда же денутся 100-125 детей, которых в будущем году не примут в школу?..

В прошлом году в «Орловском вестнике» писали, что с некоторыми классами Дятьковсого министерского училища начали заниматься по вечерам. В нынешнем году вечерами будет заниматься почти половина учеников.

Весьма понятно, насколько ненормальные вечерние занятия с 8-12 летними детьми.

Кроме того, что можно сказать вообще, против вечерних занятий, укажем на некоторые местные условия, при которых они ведутся в Дятькове!

Во-первых, классы освещаются слишком плохо. От висячих керосиновых ламп ложатся по всему классу тени и мешают детям и писать и читать…

Далее, вечерние занятия устраиваются, конечно, в тех комнатах, в которых другие отделения занимаются днем.

При примитивном устройстве вентиляции, это, безусловно, является не гигиеничным.

Введение вечерних занятий при всех своих дефектах отсрочило школьный кризис только на два года.

А обыватель «сладко дремлет» и всю заботу о детях возложил на учителей.

В 1909 году учителя организовали вечерние занятия, чем сделали все для них возможное для отсрочки кризиса; больше сделать они ничего не могут.

Населению необходимо теперь же искать выхода из действительно печального положения.

Единственным выходом, конечно, является постройка второго училища.

У Дятьковского общества есть средства, завещанные И. С. Мальцовым на образование, и теперь вполне своевременно воспользоваться ими.

Главное, необходимы энергия и доброе желание, и тогда будут и сила и средства.

(«О<рловский> В<естник>»)

 

Карачев. Директором мужской гимназии в текущем году рассылается родителям иного характера циркуляр, чем рассылавшийся раньше. В последнем говорилось о строгом соблюдении, с малейшими подробностями, в роде таких, где и на каком месте должны быть пришиты пуговицы, установленной формы одежды. Настоящий начинается очень симпатичным призывом семьи сплотиться со школой. «Принимая на себя заботы об обучении детей», — говорится в циркуляре, — «школа в то же время принимает на себя насколько это в ее силах, и заботы о духовном и нравственном их воспитании. Но ни обучение, ни тем более стремление к правильному духовному и нравственному воспитанию детей не дадут удовлетворительных результатов, если школа не придет на помощь семье. Только при полном взаимном доверии и единодушных усилиях семьи и школы воспитание и обучение могут быть поставлены на должную высоту, а семье и школе обеспечено успешное выполнение той великой обязанности, которая лежит на них. Педагогичес<кий> совет гимназии, заботясь о том, чтобы все усилия с его стороны, направленные к разумному обучению детей и развитию в них работоспособности и сознания долга, дали желанные результаты, обращается к гг. родителям и заступающих их место с просьбой оказать посильное содействие школе. Для того, чтобы содействие могло быть осуществлено, необходимо, чтобы все требования школы были известны родителям и чтобы семья, с своей стороны, внушила детям уважение к этим требованиям, как вытекающим из основных задач школы. Школа, не умеющая поддерживать в детях уважения и любви к семье, и семья, не умеющая внушить детям уважения и доверия к школе, вместо взаимной поддержки, вносит тяжелый разлад в детскую душу. Первое требование школы – это доверчивое отношение к ней со стороны родителей и правдивое – со стороны учащихся. Исправить духовные недостатки и помочь правильному умственному развитию детей можно лишь в том случае, если они не будут скрывать ни от семьи, ни от школы своих неудач, сомнений и причин тех или других поступков».

Далее говорится, что так как успешность обучения зависит от состояния здоровья ученика, должно быть обращено внимание на правильное распределение занятий, время отдыха и сна, словом, чтобы не получалось переутомления, и тут же говорится, что к сожалению, карачев<ская> гимн<азия>, помещающаяся в здании, далеко не соответствующем нормальным требованиям школьной гигиены, лишена в настоящее время возможности правильно разрешить вопрос о физическом воспитании учащихся в школе.

Теперь посмотрим, в чем же заключается призыв семьи к дружной работе на пользу подрастающего поколения?

После всех этих введений мы читаем, что на обязанности родителей учеников лежит: 1) следить, чтобы ученик в точности исполнял все правила, подробно изложенные, в выдаваемых всем ученикам балльниках; 2) наблюдать за исполнением учеником религиозных обязанностей и за помещением в воскресные и праздничные дни и накануне их церковных служб, 3) родители призываются чаще посещать гимназию, чтобы получать сведения об успехах и поведения детей и с педагогическим персоналом обсудить меры содействия. Педагогический совет просит внимательно следить за правильной записью уроков в дневнике, которые и должны быть подписываемы два раза в неделю, а балльники 2 раза в месяц, 4) следить за аккуратным посещением учениками учебного заведения, за своевременным уходом и возвращением, 5) наблюдать, чтобы были все учебные пособия и вне дома были в форме, 6) следить за правильным распределением времени занятий, отдыха и сна, и посвящением части свободного времени ежедневно систематическому чтению книг, имеющихся в ученической библиотеке. Для этого пед<агогический> сов<ет> выработал для каждого класса список книг, который и напечатан в дневниках, 7) в случае нужды в репетиторстве, родители приглашаются обращаться к гимназическому начальству за рекомендацией ученика-репетитора.

Вот и все, чем мы хотим сблизить семью и школу. Только ли, спрашивается, действительно, нужно для сближения…

(«О<рловский> В<естник>»)

ТЕАТР И ЗРЕЛИЩА.

В воскресенье  5 сентября  в помещении Брянского продовольственного интендантского заведения любителями драматического искусства была поставлена комедия «Жена с того света» в 3-х действиях – соч. Лисенко-Коныч и шутка «Одиннадцатая казнь Египетская» в 1-м дейст<вии> — соч. Рутковского. Ка комедия, так и шутка прошли плохо. Роли были распределены несообразно с силами, так что ни на одной из них нельзя остановиться. Большинство публики во время действий разговаривали, другие блаженно позевывали, а некоторые просто «клевали».

———

Имевшая состояться в минувшую субботу в Бежице опера «Кармен» не состоялась за отъездом аккомпаниатора. Пришлось возвратить публике деньги. По этим обстоятельствам опера не может продолжать игру и в загородному саду и, пожалуй, выедет из Брянска.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Подписка на газету "Брянский листок" 2 год издания. Редакция и контора - Брянск, Московская улица, дом Юдина
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Рекламное объявление из газеты "Брянский листок" 1910 г.
Брянский листок. – 1910. – 20 сен. (7 сен.) (№39)


error: Копирование запрещено!