q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Местная хроника.

Пожар.

Сегодня, в 3 часа ночи, в Рощинском саду сгорел театр пожарного общества, последние годы в театре спектаклей не было. Театр не застрахован. Нашлись враги и у общества. Предполагается поджог.

 

Крестьянский митинг.

В д. Антоновке, в воскресенье  11 июня , был крестьянский митинг. Оратор с<оциалист>-р<еволюционер> говорил о Государственной Думе и о трудовой группе. Вынесена и послана резолюция на имя трудовой группы.

 

К заметке «О растрате казенных денег».

По поводу помещенной в №11 нашей газеты заметки под таким названием, в редакцию поступило от г. Ажинова письмо, сущность которого исчерпывается заключительной фразой – «Настоящим моим опровержением удостоверяю, что мною никакой растраты казенных денег не произведено, почему я и до сих пор состою и<справляющим> д<олжность> секретаря Брянского Уездного Полицейского Управления». Не помещая полностью письма г. Ажинова, в виду содержащихся в нем резких выражений, редакция с своей стороны предлагает г. Ажинову доказать ложность печатно предъявленных к нему тяжких обвинений чем-либо более веским, чем «настоящее опровержение».

Хорошим средством для восстановления попранной чести редакция считает привлечение редактора к ответственности за клевету в печати, чему, разумеется, должно предшествовать опровержение таких фактов, что прошение г. Ажинова об отставке, упоминавшееся в сообщении «Бр<янского> Гол<оса>», записано по реестру 2-го стола за №2550, что деньги внесены г. Ажиновым и разосланы приставам лишь  13 июня , т. е. уже после напечатания сообщения о растрате и т. п.

 

Хроника рабочего движения.

В редакцию доставлено следующее:

Воззвание рабочих к населению города Орла.

Братья-сограждане!

Злые люди (присвоившие себе совершенно неподходящее им имя «истинно русских» людей) стараются опять натолкнуть наш темный несчастный русский народ на новые еврейские погромы. Такие проповедники братоубийства, к сожалению, и у нас в Орле усиленно принялись за свое вредное дело смущение малосведущих, темных людей. Темный наш люд знает только одно, что ему невыносимо плохо живется, но не понимает, отчего живется ему так плохо. А эти «истинно русские» злодеи, проповедники погромов, говорят темному народу, что плохо ему живется от евреев, что во всех его бедах евреи виноваты. И наш несчастный забитый, темный народ сплошь и рядом верить таким лживым речам и идет громить евреев, не щадя ни стариков, ни женщин, ни малолетних детей. За что? Только за то, что они евреи. Кончается погром. Много убитых и раненых, много искалеченных на всю жизнь остается после него, много еврейской бедноты доводится им до полного нищенства. Ну а те, кто громил? Полегчало ли от погрома хотя бы им? Нет, они по прежнему остаются бедными, забитыми, обиженными судьбой и людьми. Только лишнее пятно остается на их совести – это невинно пролитая братская кровь, это невинно загубленные братские жизни.

Кому же нужны, кому полезны эти еврейские погромы? Они нужны только тем, кому тепло живется при старых порядках, кому тепло живется в то время, как народ томится в горе, бесправии и нищете; нужны и полезны эти погромы только богатеям и полиции. Эти люди боятся, как бы крестьяне не сумели добиться земли, рабочие восьмичасового рабочего дня, весь народ большей правды и воли. Ведь, если земля перейдет к крестьянам, то помещики останутся без земли; если рабочие добьются восьмичасового рабочего дня, то уменьшатся барыши капиталистов; если народ добьется большей справедливости и воли, то у полиции не будет такой власти и значения, и служба в полиции станет менее доходной. Как же помещикам, капиталистам и полиции желать народу победы в его борьбе за эту лучшую долю? Ведь, борясь за лучшую для себя долю, трудящийся народ тем самым борется против капиталистов, помещиков и полиции. Поэтому-то полиция и богатеи (а из них то именно и выходят самые главные «истинно русские» люди, самые главные подстрекатели к погромам) и стараются затемнить народный разум сказками о том, что во всех бедствиях народа именно евреи виноваты, и тем стараются ослабить силы народа. Богатеи и полиция знают, что, самое главное, это одурманит народ, скрыть от народа настоящие причины народных бедствий; если же удается так его одурманить, то тогда с ним управиться будет совсем легко.

Сограждане! Мы, рабочие города Орла, считаем своим нравственным долгом обратиться к вам с братским увещанием не верить клеветническим сказкам, что во всех ваших и наших бедствиях виноваты евреи. Еврейский бедняк так же угнетен и порабощен, как и мы с вами; он терпит нужду и горе ничуть не менее нашего; он нам брат и товарищ по общему горю и по общим врагам. Что же касается богачей-евреев, то чем богачи-русские лучше их? Разве русский богач откажется взять последний грош у нищего? Конечно, нет. Тогда причем же тут еврейство? Разве евреи порасхитили себе всю землю, согнав крестьян на куриные наделы? Не православные ли русские помещики? Разве все это евреи трудом своих полуголодных рабочих наживают миллионы на фабриках и заводах, на железных дорогах и в магазинах? Нет ли здесь православных русских Дракиных, Колупаевых и Разуваевых, разве евреи довели русский народ до бессмысленной, несчастной и вредной войны из-за ненужной нам Манчжурии, разве евреи раскрадывают казенные деньги, разве евреи и без войны, и во время войны раскрадывают солдатский провиант? Не православное ли русское начальство делает это?

Правда, среди евреев много дурных людей. Но, ведь, дурных людей много среди всякого народа. Среди всякого народа, какой они ни будь, дурных людей больше, чем хороших. Так разве можно за отдельных злодеев казнить весь народ?

«Истинно русские» проповедники погромов в своей дикой травли евреев не стесняются даже ссылаться на то, что бить евреев дело богоугодное, что этому учит православная вера. Не верьте этой бессовестной басне: православная вера учит совсем другому. Она учит, что все люди браться, все люди ближние друг другу, все люди равны перед Богом. Апостол Павел говорит: «В церкви Христовой несть эллин, ни иудей», т. е. для Бога нет никакой разницы между греком («эллином») и иудеем, нет никой разницы между отдельными народами. Вот чему учит православная вера.

Братья сограждане! Остерегайтесь злых советчиков, толкающих вас на еврейские погромы, берегитесь взять на душу страшный неотмолимый грех, берегитесь пролить неповинную кровь.

Как мы были бы счастливы, если бы наше братское увещание оказало на вас хорошее действие!

Если же среди вас все-таки окажутся охотники устроить еврейский погром, то пусть они помнят, что тогда мы выступим против них. На всякое насилие с их стороны над беззащитными мы принуждены будем ответить силою.

Братья-товарищи! Ради всего святого, что только есть на свете, не доводите нас до такой тяжелой для нас крайности.

Приглашаем других товарищей-рабочих присоединять свои голоса к этому воззванию».

 

Областной отдел.

с. Любохна, Брянского уезда.

В пятницу  9 июня  в любохонское волостное правление, около 7 часов утра, в присутствии двух волостных писарей и сторожа, вошли 5 человек неизвестных, вооруженных револьверами и, скомандовав писарям стать в один угол, направили на них дула револьверов и попросили указать, где хранятся у них паспортные бланки. Дрожа от страха, один из писарей указал им на шкаф, в котором были бланки. Но так как ключ от этого шкафа был у старшего писаря, который в это время отсутствовал, то злоумышленники, вынув из под полы имевшийся при них топор, взломали шкаф и забрав около 400 бланков, вышли из волостного правления и скрылись в ближайшем лесу. Погоня конных стражников, находящихся на ст. Любохна, ни привела ни к чему.

 

Село Любыш, Жиздринского уезда.

Еще в октябре крестьяне здесь громили лавочника Будек (крестьяне называют его Будекиным). Погром выл вызван «полезною» деятельностью самого Будек, как в области экономичной, так и в политической: экономические предприятия этого героя заключались в том, что после урожая он скупал у крестьян хлеб за бесценок (он, как паук опутал крестьян своими сетями), а продавал этот же хлеб крестьянам глубокой осенью втридорога; политическая деятельность его заключалась в том, что он доносил становому приставу о малейших проявлениях «крамолы» и «вольнодумства».

Озлобленные деятельностью сего мужа крестьяне в октябре стали его громить и за это 40 человек из них поплатились: у них отобрали паспорта и не выдают им до суда (в сентябре) , так что крестьяне не могут отправиться куда-либо на заработки и вынуждены сидеть дома и голодать, если не найдут работы где-либо по близости.

Озлобление крестьян против Будек и пристава очень сильное. Возможно, что над Будек произведут насилие.

Они не видят того, что не в Будек дело. Будек – это один из многих , многих совершенно подобных ему людей. Устранять Будек будет другой; он так же будет угнетать крестьян и доносить на них. Все зло заключается в том, что Будек и становые приставы имеют власть, могут по своей прихоти распоряжаться крестьянами. Значит, нужно бороться не против Будек и станового, а против тех порядков, которые дают им власть.

Вас.

Газета "Брянский голос" №15 от 30 (17) июня 1906 г.
Брянский голос. – 1906. – 30 (17) июн. (№15)