q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Это произошло вечером гастрономе № 3, что на улице Институтской в Бежицком районе. Мы стояли в очереди у кассы. Кассир разговаривала с продавцом и чеков не выбивала. Покупатели попросили продавца отойти от кассы, не мешать кассиру работать и не задерживать очередь. В ответ на это требование продавец ответила… нецензурной бранью. Мы хотели узнать фамилию хулиганки, но никто из работников магазина не называл ее…

Д. АНДРИЯШКИН, В. КРЫЛОВ. В. ШЛЯНЦЕВ. Е. ПОГОРЕЛЬЦЕВА. В. ТОЛКАЧЕВ — покупатели.

 

Получив это письмо, я разыскал его авторов. Д. И. Андрияшкин—сварщик, В. К, Крылов — сверловщик, В. Т, Шлянцев — токарь, все трое работают в объединении БМЗ, В. И. Толкачев — работник объединения БАЗ, Е. И. Погорельцева заведует областным отделом судебно-бухгалтерской экспертизы. Все они — почтенные, уважаемые в своих коллективах люди. Живут в разных концах района, прежде знакомы не были. Все они с гневом и возмущением рассказывают о том, что произошло в магазине № 3.

Поговорив с покупателями, убедившись в их полной объективности, я пошел в гастроном. Это одно из крупнейших торговых предприятий в районе. В нем работают около восьмидесяти человек.

— Наш магазин, — убеждала меня его директор Любовь Петровна Удалых, — борется за высокую культуру обслуживания покупателей. О культуре торговли мы говорим каждый день на планерках, организуем лекции об этике молодого продавца. Даже товарищеский суд рассматривал дело об обвешивании покупателей. У нас продавцы не курят, не пьют, не ругаются.

— А происшествие тринадцатого ноября?—спрашиваю.

Любовь Петровна понимает, что начисто отрицать его и обелять виновных нельзя. Поэтому признает его, называет фамилии работниц, причастных к этому происшествию, но всячески стремится смягчить его, придать ему характер досадного недоразумения.

— Конечно, — говорит она, — ив нашем коллективе еще бывают неблаговидные поступки отдельных работников, но мы воспитываем таких людей, помогаем преодолевать недостатки. Галя Алпатова, обругавшая покупателей, как раз относится к таким. Имела замечания за нетактичное обращение с покупателями. В октябре прошлого года имела выговор за обвес покупателей, ее полностью лишили дополнительной оплаты. В октябре по собственному желанию ушла от нас, а через две недели вернулась и попросила снова взять ее на работу. Мы взяли. Есть за нею грехи, но чтобы она вот так обругала покупателей, как написано в письме, — этого не может быть. Мне доложили, что она сказала лишь «пошли к черту». Конечно, тоже грубо, недопустимо, но не так же, как пишут. Мы накажем ее.

Беседы с директором и другими работниками магазина, анализы и сопоставления фактов дают основание указать причину, в результате которой случилось ЧП. Она заключается в том, что в магазине распространены мещанские нравы не выносить сор из избы, не предавать гласности недостатки, все улаживать келейно. Во время бесед директор магазина то и дело повторяла: «А нельзя ли обойтись без газеты? Мы сами уладим все, перед покупателями извинимся, виновных накажем». Вместо того чтобы сразу, пока не остыли страсти, что называется, по горячим следам, провести собрание коллектива, дать острую, принципиальную оценку поведению Алпатовой и других работников, строжайше наказать виновных, Л. П. Удалых на две недели командировала Алпатову в деревню в надежде на то, что за это время страсти улягутся, острота происшествия сгладится, а там… и совсем все забудется.

Круговая порука, взаимное покрывательство, безответственность за свои поступки — причина того, что работники магазина, с которыми пришлось беседовать, всячески старались выгородить, обелить Алпатову.

— Галя сказала: «Пошли вы к чертовой матери», —- утверждает старший продавец Елизавета Николаевна Мачулина. — Именно так, я сама слышала. Я и фамилию Гали им сказала.

В тон старшему продавцу вторит и ученица Люба Бодачева.

Оригинальную позицию заняла кассир Галина Ивановна Павлюкова, которая была ближе всех к покупателем и не могла не видеть того, что происходит у нее на глазах.

— Когда покупатели зашумели, — объясняла она, — Галя отошла от кассы, и я не слышала, что она говорила.

— А почему Вы не назвали фамилию Гали, когда Вас покупатели попросили об этом?

— Я в тот момент забыла ее фамилию и потому не могла сказать…

Она ничего «не слышала»: и как Алпатова обругала покупателей, и как покупатели просили книгу жалоб, и как продавцы (было и такое!) угрожали им вызвать милицию.

Но наиболее рьяно защищает и выгораживает Алпатову старший продавец Галина Григорьевна Васильева.

— Эта компания, — безответственно утверждает она, —сама виновата. Покупательница толкнула Алпатову, обозвала ее деревенской лотошницей, вот Галя и ответила ей.

— Вы при том присутствовали, все это видели и слышали? — спрашиваю.

— Я не присутствовала, не видела и не слышала. Мне сама Галя говорила, я ей верю…

И это говорит не только старший продавец, но еще и председатель месткома профсоюза.

Поскольку коллеги горою стали на защиту грубиянки Алпатовой, не будет же она опровергать их. Она, чувствуя эту защиту, не только отрицает все, что утверждают покупатели, но стремится доказать, что они-де оскорбили ее, потому сами виноваты.

Получается, таким образом, вот что. Работники магазина уже раз оскорбили покупателей, стоявших в очереди. Теперь они, отрицая очевидные факты, хотят сделать покупателей клеветниками и еще раз оскорбить их. Не слишком ли многого они хотят?

Надо надеяться, что горторг, его партийная организация заинтересуются положением дел в магазине и наведут там такой порядок, при котором будут исключены происшествия, подобные тому, о котором здесь рассказано.

И. Жалдак

 

Брянский рабочий. – 1976. – 9 дек. (№290). С. 4.


error: Копирование запрещено!