Брянску – троллейбус
Иной скептик, прочитав заголовок, скажет:
— Брянску — троллейбус? Старая песня! Сколько лет слышим о нем… Разговоры, пока одни разговоры…
Нет, ответим мы, уже не одни разговоры. Вы, конечно, заметили, как раздался вширь асфальт на улицах Фокина, Красноармейской и некоторых других магистралях города? Видели, как реконструируется улица Бежицкая в Городище? Как строится новый железобетонный мост через Десну у вокзала? Как начался намыв дамбы в Нижнем Судке? Так вот, все это — элементы благоустройства областного центра вообще и подготовка к пуску троллейбуса в частности.
А есть работы, которые имеют к троллейбусу еще более непосредственное отношение. Прежде всего это строительство троллейбусного депо.
Оно ведется в районе областной сельскохозяйственной выставки, на площадке за новым хлебозаводом. Здесь уже выросли стены просторного корпуса депо и примыкающих к нему ремонтных мастерских. Издали может показаться, что здание совсем готово. Мы даже предугадываем возражение некоторых читателей:
— Почему вы пишете: «ведется строительство»? Ведь здание это уже многие месяцы выглядит так, и ничего в нем не прибавляется!
Тут мы спорить не станем. Напротив. наша бригада как раз и заинтересовалась этой бросающейся в глаза неподвижностью стройки.
В ДЕСЯТЫЙ РАЗ…
Вблизи здание депо не кажется готовым. Вблизи это всего-навсего коробка без крыши. И то не вполне коробка: некоторые стены стоят особняком, не связаны между собой. А есть большая стена, так до конца и не выложенная.
Правда, в одном месте между стенами вдруг замечаешь уже смонтированные два котла, два электромотора, конденсационный бак. Но прикрыто все это лишь… небом да солидным слоем ржавчины…
Мы ходили вокруг этих стен и недоумевали: отчего же стройка мертва? Не считая сторожа да нескольких рабочих — дорожников, территория вокруг была пустынна, безлюдна.
Может быть, строительство депо законсервировано? Или строители уже полностью исчерпали отпущенные на этот год средства и делать им тут пока больше нечего?
Ни то, ни другое. Член нашей рейдовой бригады, инженер горкомхоза, дает справку: УНР-668, генеральный подрядчик, еще не освоил более 300 тысяч рублей. Повторяется прошлогодняя история: тогда УНР не использовало всех отпущенных средств, и часть их так и пропала. Но в прошлом году строители ссылались на объективные причины: поздно поступила техническая документация, зима прервала работы. А сейчас?
Находим на соседней стройке мастера третьего участка УНР-668 тов. Меримского и задаем ему этот вопрос.
— А что там делать? — вопросом на вопрос отвечает мастер.
— Как что? Ведь даже кладка стен депо не закончена. 15 бытовой части корпуса, имеющей крышу, можно настилать полы.
— Ну, это пустяки, — говорит тов. Меримский. – Другое дело — перекрытия! Что верно, то верно: самое нужное и неотложное сейчас — это накрыть здание. В декабре уже ожидается поступление оборудования для депо, и его надо будет устанавливать. Кроме того, оставить здание без крыши на зиму значит, загубить многое из того, что уже сделано. Строители и сами сознают это. За чем же остановка?
— За сборным железобетоном. Мы никак не получим девяти- и двенадцатиметровые прогоны, опорные подушки для них, плиты ПКЖ.
— Верно, — подтвердил слова мастера начальник УНР-668 тов. Сидоров. — Да что железобетон! Вы видели: там, где должны быть ворота депо, надо сложить каменные столбы. А мы их не кладем — нет вкладных металлических обойм. Все лето не можем «выбить» эти небольшие простые изделия с комбината «Стройдеталь».
Наш разговор с начальником УНР проходил в кабинете главного инженера треста № 15 тов. Герасюто.
— Дадим эти детали, — сказал главный инженер. — В ноябре дадим.
Тов. Сидоров вздохнул:
— Управляющий трестом тов. Бабин обещает в ноябре и железобетон для перекрытия. Обещает уже, наверное, в десятый раз…
Нам стало понятно: руководители треста проявляют мало интереса к этой стройке. Она не пусковая, стало быть, рассуждают они, можно не торопиться. Но, заключая договор с заказчиком, строители брали на себя определенные обязательства вне зависимости от того, пусковой или не пусковой объект троллейбусное депо. Обязательства надо выполнять.
ПУСТЯКИ?
Дурной пример заразителен. Руководители УНР-668 и его третьего участка, по всему видать, считают своим долгом поддержать тон, заданный вышестоящими товарищами. Мы уже говорили о том, что не завершена кладка стен, что в бытовой части здания можно настилать полы. Тут строителям нельзя ссылаться на железобетон. Вероятно, поэтому они ссылаются на …«незначительность» этих работ.
Известно, что грунты в Брянске малонадежные и при строительстве требуют к себе внимания и внимания. Не случайно проектное задание предусматривало: как только будут подготовлены фундаменты депо, немедленно сделать отмостку. Только так и можно предохранить фундаменты от проникновения поверхностных вод, способных наделать немало бед.
Но вот готовы не только фундаменты, а и стены. Стены немаленькие — до восьми метров высотой. И напомним, некоторые из них не связаны между собой, ничем не подпираются. Если вода проникнет в фундамент такой стены… Между тем нигде и следов отмостки не обнаружишь.
— Целый год «долбим» нашего подрядчика: «Отмостка, отмостка, отмостка», — говорит директор строящегося троллейбуса тов. Сидоров. — Ничего не помогает!
Примерно такого же результата добилась и паша бригада. При упоминании об отмостке мастер тов. Меримскнй горестно заметил:
— Причем же здесь мы? Никак не заставим выполнить эту работу нашего субподрядчика — УНР-345.
— Мы должны выполнять? — удивился инженер Брянского участка этого УНР тов. Григорьев. — Впервые слышу! Мы обязаны только заасфальтировать отмостку, а основная работа — генподрядчика.
— Вот тебе и раз! — воскликнул начальник УНР-668 тов. Сидоров. — Устройство отмостки испокон веков было делом субподрядчика!
…Мы опасаемся, что, когда эти высокие договаривающиеся стороны придут к соглашению, уже будет поздно.
«ДЕНЬГИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ»…
Депо — не единственный объект строящегося троллейбуса. Па Петровской горе, напротив пожарной части, возводится первая тяговая подстанция.
Начальник УНР-668 тов. Сидоров считает эту стройку даже более важной и срочной, нежели депо. Мы с ним спорить не стали, мы просто пошли на место будущей подстанции.
Пришли — и онемели от изумления: «более важная» стройка была еще более мертва, чем депо. Совершенно мертва, ни одной живой души нигде не было. А между тем и подстанция пока представляет собой лишь кирпичную коробку без крыши.
Выяснилось, что в таком состоянии стройка пребывает с самой весны. Вот так важный и срочный объект!
— Тут нашей вины нет, — объяснил начальник УНР. — В титульном списке было предусмотрено на подстанцию в этом году использовать 50 тысяч рублей, мы почти все и использовали. Осталось каких-нибудь две тысячи, за эти деньги крыши не сделаешь.
Слов нет, заказчика есть в чем упрекнуть. Он, действительно, плохо рассчитал: выделенных средств было явно недостаточно для того, чтобы не только выложить стены, но и накрыть их. Директор строящегося троллейбуса тов. Сидоров мог исправить упущение в ходе работ, он этого не сделал.
Все это так. Поможет ли УНР-668 умывать руки? Ни в коем случае. Строители должны быть не меньше заказчика заинтересованы в разумном использовании средств, в ускорении работ. Они должны были подсказать, что перекрытие из монолитного железобетона, предусмотренное для тяговой подстанции, можно сделать без задержки, нужно лишь перераспределить ассигнования. Однако руководители УПР-668 остались и здесь верны себе — их безучастность бросается в глаза.
Да и не простая это безучастность. Чего стоит, скажем, такая деталь: в сумму освоенных по подстанции средств входят и установка оконных проемов в недостроенную коробку и устройство части ограды. Это делалось в то время, когда, повторяем, вокруг стен нет отмостки…
Нет, холодно относятся строители к брянскому троллейбусу!
По такое отношение никак не устраивает трудящихся областного центра. Сейчас появляются возможности ускорения строительства троллейбусного транспорта в Брянске. Можно говорить о том, чтобы уже в конце будущего года открыть сообщение первой очереди — от вокзала до Красноармейской и оттуда — по улице Фокина до улицы 3-го Июля. Правда, решение этой задачи потребует немалого напряжения, больших усилий. И, конечно, не в последнюю очередь — от строителей.
Город ждет от них этих усилий.
Рейдовая бригада «Брянского рабочего»: Г. ЛУКЬЯНОВ – рабочих завода дорожных машин, А. СНАЧЕВ – рабочий фабрики имени Сталина, Ю. ПУПКО – инженер горкомхоза, С. ШЕРМАН – корреспондент «Брянского рабочего».