В Брянской городской управе 7го декабря 1896 года назначен торг, а 11го переторжка, на отдачу в арендное содержание двух плавучих чрез реку Десну мостов, сроком с 1го февраля 1897го по 1е февраля 1900го года: первого на соединительном пути из города к станции железной дороги, а второго между городом и Зарецкою слободою.
Кондиции на отдачу мостов открыты в городской управе ежедневно, от 10 до 2х часов дня, кроме праздничных дней.
Член управы Михаил Добычин.
За секретаря П. Афанасьев.
ХРОНИКА
В пятницу, 6го сего декабря, по случаю высокоторжественного дня Тезоименитства Его Величества Государя Императора, во всех брянских церквах отслужено было Господу Богу молебствие и войскам сделан парад, днем город расцветился флагами, а вечером зажжена была иллюминация.
—
В ночь на 3е декабря в привокзальной Никольской церкви случился пожар, причем обгорел внутри купол. Огонь вскоре был потушен.
—
С целью исследования местных говоров, профессор петербургская университета А. И. Соболевский обратился чрез «Калужский Вестник» с просьбою ответить на несколько вопросов. Так как программа эта вполне подходяща и к Брянскому уезду, то почтенный ученый выразил желание перепечатать ее в нашей газете, что мы делаем весьма охотно. Вот эти вопросы:
- Как произносить а, о, е, ѣ без ударения в словах: хорошо, часовой, махонькой, жена, несу, нести, лепешка, в городе, на дороге, идете, идите?
- Как произноситьуи в, правильно или смешивая между собою, в словах овца, дров, кровь, все, влететь, у меня, устал, ушел, и не слышно ли иногда очень краткого у, не составляющего слога?
- Как произносить буквуг, как латинскоеg, или как латинское h, или в одних словах так, а в других иначе? Какой звук слышится в конце слов: порог, дорог, берег?
- Как произносить буквыди т в словах: дед, делить, тепло, без всякого свистящего оттенка, или близко к дз, ц!
- Как произносить конечные слоги в словах: Васька, чайку, курочка, матушка, наверху?
- Как произносить буквуц, и не смешивают ли ее с буквойч?
- Как образуются формы род. и дат. пад. ед. ч. мужск. и женск. р. от местоименийони тот и прилагательных слепой, большой?
- Как образуются формы род., дат. и вин. пад. ед. ч. местоимений личных и возвратного?
- Как образуются формы дат., твор. и предл. пад. мн. ч. от словсени, лошадь? Формы дат. и пред. ед. ч. от слов:нога, рука, coxa?
- Какое окончание имеют формы 3го л. ед. и множ. чисел?
- Какое окончание имеют формы возвратного залога (ся, са, си, сы)?
- Как звучит местоимениечто?
Эти и всякие другие сведения о языке жителей Брянска или его уезда, какие покажутся читателям интересными, покорнейше просим доставить нам по адресу: Петербург, университет.
При ответах надо указывать волость, приход, село или деревню, откуда берется говор.
—
С вечера понедельника погода круто изменилась: поднялся сильный ветер, бушевавший целые сутки, затем в ночь на 4е декабря пошел дождь и вместе крупа. По снегу образовался толстый серен (наст), который покрылся затем выпавшим снегом.
—
Интересную характеристику Карачева делает местный корреспондент «Орловского Вестника» после своего трехлетнего отсутствия из названного города. «На карачевской станции встретил кое-кого из обывателей; вижу, руки потирают и удачными делами хвастают, а дела-то больше разбойничьи: бедного человека притеснить, надуть кого, стянуть где что лежит плохо, из-за угла если не дубиной, то сплетней или иной пакостью пустить в ближнего», и т. п. Далее. «Из рассказов приятелей явствовало, что у нас (в Карачеве) крупные общественные деятели появились, а ораторы словно грибы после дождя повыросли. Иные Демосфену не уступят. Благотворительность, о которой прежде понятия не имели, если не считать раздачу нищим грошей по субботам — распустилась пышным цветком, и уж плоды приносить стала в виде резиновых галош», и проч.
—
До чего доходит провинциальное остроумие, может служить следующий факт, сообщаемый из Ельца корреспондентом «Калужского Вестника». «18го ноября у нас, читаем в этой газете —на некоторых главных улицах Ельца, на стенах больших зданий неизвестными лицами была расклеена довольно интересная карикатура, ярко иллюстрирующая нравы наших «Тит Титычей». Карикатура была следующего содержания: На листе бумаги цветным карандашом изображены были два человека, очень похожие на местных купцов, стоящие друг перед другом в оборонительной позе и обеими руками тянущие бумагу, на которой крупными буквами было написано: «Прикащичий вопрос». Над каждой изображенной фигурой надписаны были фамилии наших купцов — гласных. В отдалении стоит группа гласных — купцов. Место действия по-видимому происходит в думе. На заднем плане рисунка дорога, по которой путь гласных купцов из думы направлен прямо в кабак. Рисунок был выписан довольно хорошо и удачно. Долгое время большая масса народа, преимущественно из купцов, с большим любопытством рассматривала редкую карикатуру».
—
Два года тому назад, бывшая попечительница жиздринской прогимназии, озабоченная устройством подобающего помещения для детей иногородних родителей, вынужденных оставлять своих детей на частных квартирах, устроила нечто вроде интерната. В этом интернате девочка за пять рублей в месяц получает хорошую пищу, квартиру и репетирование уроков. Интернат этот получил полное одобрение попечителя округа и вызвал сочувствие уездного земства и города. В нынешнем году, в видах расширения и упрочения интерната, жиздринская городская дума ассигновала две тысячи рублей на устройство специального помещения для интерната, а последнее уездное земское собрание прибавило от себя еще тысячу рублей на тот же предмет и ассигновало по сто рублей в год на хозяйственные нужды интерната. Постройка интерната, как сообщает местная газета, начнется с весны пристройкой к существующему зданию прогимназии второго этажа, который даст возможность расширить и классное помещение, год от году становящееся недостаточным.
—
В Калуге недавно в помещении городской думы состоялось чтение с туманными картинами для учеников воскресной школы. Детей собралось весьма много, и они, по сообщению Вестника — с удовольствием и радостными лицами прослушали переложение «Тараса Бульбы» приспособленное для детского понимания.
—
В одном из последних нумеров «Калужских Губернских Ведомостей» помещена публикация «о пропавших лошадях», причем оказывается, что за время с конца августа текущего года по ноябрь — сведено у крестьян 116 лошадей, стоящих по оценке около 5.500 р. За тот же период найдено 9 лошадей, стоящих 238 рублей.
—
Людям, увлекающимся ложным учением гр. Толстого, нелишне будет прислушаться к авторитетному голосу о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). К чему оно приводит, это учение, задается он вопросом, и отвечает:
«Приводит к безбожно, неверию, к безнравственности, к попранию всех законов Божьих и суда и воздаяния по делам. Если нет жизни вечной и муки вечной – то живи каждый только для себя, угождай своим собственным страстям, своей плоти: ешь, пей, веселись, наслаждайся всем, чем можешь и как можешь. Вот чему учить новая ересь. Учить, что воскресения не будет, Суда страшного не будет, о котором так ясно говорит Господь Иисус Христос; жизни вечной не будет. А посему новое безбожное учение Толстого ведет к безнравственности. И полная безнравственность царит в жизни многих слушающих и читающих учение Толстого: гордость, самомнение, презрение и непочтение к родителям, оставление молитвы, презрительное отношение ко всем религиозным обязанностям, распутство, обман, воровство, неверность мужей и жен, оставление семейного очага, супружеского ложа, оставление детей на произвол судьбы, убийство, самоубийство», и проч.
—
С 1го декабря начала выходит в Петербурге новая большая газета «Народ», направление и задачи которой так выражены ее фельетонистом:
…«Народом» зовемся, народу по крайнему разумению нашему служить будем, русскому народу, идущему по своему историческому пути, сильному своими основоположными, от века ему данными, с ним растущими и развивающимися заветами. Мы — просто русские люди, без иноземных кличек; без желания пересадить из-за моря то, что нам не годится, и отречься от своего лишь потому, что оно кое-кому может не нравиться. Мы верим, что Россия останется самобытной Россией, но будет расти и развиваться, сохраняя в себе то, чем она сильна, и отметая от себя лишь то, что случайно к ней попало и ей не нужно».
Приветствуем новый орган печати и желаем ему успеха.
ПАМЯТНИК БРЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Не так давно, благодаря любезности А. Б. Петрищева, мы познакомились с одним весьма любопытным памятником, касающимся местной бытовой жизни. Это «Книшка отъгаворная Егора Зайцова».
Книжка представляет собою небольшую тетрадь, в осьмую долю листа простой бумаги, нисана она, как значится на заголовке — в 1857м году, и содержит в себе разного рода заговоры, отговоры, рецепты против различных болезней, и проч.
«Мы знали собственника тетрадки, сообщает нам А. Б. Петрищев: это был мастеровой на одном из Мальцовских заводов, старик, довольно крепкий с виду, и как говорят в Брянске — имел в носу (?—был колдун). Ныне он умер».
Титул на тетрадке писан на манер печатного шрифта, и находится под дугообразной узорной заставкой, с середины которой возвышается украшение, по сторонам коего две звездки.
Отговоры и заговоры начинаются с оборота второго листа и идут до фаса 16го. Далее, с оборота сего последнего до л. 42а — разные записи частного характера, сделанные карандашом, и наконец отсюда до л. 44а — еще четыре средства; на л. 45а последняя запись чернилами и криптографией. Прочия страницы с карандашными записями из домашнего обихода.
Все заголовки в Отговорной книжке сделаны навыворот, таким же способом занесено средство «как скот заводить», рядом с чем мы поместили транскрипцию в обыкновенном чтении.
Справедливо мнение, что «простой народ наш по языку и быту своему также важен для нас, как летописи и грамоты»*. Памятник ближайшего к нам времени, Отговорная книжка Зайцова тем именно и драгоценна, что дает нам понятие о живучести изстаринного быта, раскрывая вместе и внутреннюю, духовную сторону человека.
Передаем все содержание тетрадки в ее орфографии, где между прочим сказалось местное произношение.
КНИШКА ОТГАВОРНАЯ
- ЫНИВАДАГ ДО ЪРОВАГДО(Одгавор од гадавины).
На мори на кияни на вострави буяни стаять часть ракитавай куст. в том частам ракитавом кусту лижит змей шкурапей. о змей шкурапей собири (bis) своих всех змей змиевича** межных и подрубежных, калодных, паткалодных, махавых и лисавых, змию шкуранею; змию пириярью, литучих и палзучих шиливых, печвых и запечных. а ни сабирешь ты всех змей змиевичах (sic) межных, подрубежных, калодных, паткалодных, мохавых и лисавых, змию шкуранею, змию пириярью, литучих и палзучи(х) шиливых, печных и запечных, то пойду я к Михайли и к Гавриилу. напушу грознава грому, грознаю тучу, громом пабъю, моланьей сажгу. о раб Христов человек ни ходи к самому Христу и к Михайли и к Гавриилу, от Гавриила к гарганки (sic), ни пускай на мине грознава грому, грознаю тучу, ни бе(й) мине громом, ни жги маланьей, я раб Христов человек, выташи жала русава. Как вода чиста и непорочна, так чтобы раб чисть и непорочен (был) о(т) змиинай лютости и ненависти.
- ЪРОВАГАЗ ИИМЗ(Загавор змии).
Сонце, небо, земля, ключ, запри змию к сырой зимли.
- ЙОНРУДО ИКАБОС(Собаки одурной).
Во имя О(т)ца и Сына и Светаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.. 3жды.
Помени Господи царя Давыда и кротость всю его — 3жды. и укротил царь Давыт серце и укроти лукавы, так укроти Господи всякия скорби и болезни рабу твоему имрак. избави Господи и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. о Михаила Архангел вышних сил воеводе, помилуй и защити от всех прилох вражицких и от омраку бесовского. Аминь.
- ЙОНРУДО ИКАБОС ЪТОУМОЛАЗ(Залому (sic) от собаки одурной).
(В) месице марте во светом граде вов Рыме, на той горе Люне стоял сабор, у том сабори мати Марея спала и почивала, видела сибе сон чуден и страшен. кто сон знаит и читаит, из дому в дом перипускаит — на сорак дней прошен имрак знать*** будет. вынимай дурнуя кровь из буйно(й) галаве с ритивова серца, ис кожи, з жил, из-под жил, с кахтей и с нохтей. в том доме три ангела: первой Исак, второй Ияков, третий ангел шестикрылатой, деной помочник, теплой одежник, привиликай сохранитель, сохранить на крутых горах, на темных лисах от ведмы еретницы, калдуна, калдуни, от ничистава духу, от буеного древа. Слава О(т)цу и Сыну и Светому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- ЯИНЕЧИЛЗИ ИКДАРОХИЛ(Изличения лихорадки).
По морю кияню плывут 12ть дев волоса растрипамши, сами распаясамши. Ананий, Карпей, Михаил глянули на моря, воскликнули етих дев, стали их спрашавати — что вы есть за девы, о(т) кого посланы, мы есть девы послана от царя Ирода в Светло-Руское царство, тело иссушать, кости умести собирать. Ананий, Карпей, Михаил стали их мучити разнами муками и дали им по 77 ударов. да возмолюца девы Ананию, Карпею, Михаилу, Кто етот список знаит или прочитаит, к тому мы человеку ни прикоснемся во веки веков. Аминь: 3жды.
В транскрипции надпись дает следующее: «(Это) Есть раме(?)ка пряника, ото(ъ) лихоратки. Есь (есть) на двинацать зорь». Рамка эта очевидно, составляет важную часть заговора.
(Окончание следует)
* К. С. Аксаков: Полное собрание сочинений. М.., 1861. Т. I, стр. 608.
** При списывании Егор Зайцов по всей вероятности не понимал сокращений, стоявших над строкою. В данном случае наприм. должно читать: «змиевичав». Далее, такие поправки и прочие конъектуры поставлены нами в скобках.
*** То есть: имярек знать, иначе – надо заклинателю знать как зовут того, над кем произносится этот заговор