Брянское уездное отделение епархиального училищного совета объявляет, что во второклассной церковно — приходской школе села Фошни, Брянского уезда, имеются две учительских вакансии, а именно: вакансия учителя младшего отделения, с годовым жалованьем 300 рублей при готовой квартире, и вакансия учителя образцовой школы с годовым жалованием 240 рублей при готовой квартире.
Желающие занять означенные вакансии подают прошения в брянское уездное отделение епархиального училищного совета с приложением документов.
Председатель, священник В. Попов.
ХРОНИКА
В механико-техническое училище в нынешнем году принято 36 человек, подано же было 49 прошений. Преимущество получили кончившие курс в городских училищах и сельских двухклассных Министерства народного просвещения. В женскую гимназию поступило 107 учениц. В первом приходском училище состоит 182 человека.
—
В воскресенье, 1 го сего сентября, при торжественной обстановке состоялось открытие двухклассной церковно-приходской школы в Привокзальной части Брянска.
—
Мещанка Спицына, о смерти которой сообщено было в прошлом нумере, оказывается не только жива, но совершенно здорова, и выписалась из больницы.
—
По расписанию призыва новобранцев в текущем 1896м году, с Орловской губернии причитается 6.039 человек.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОСИЙ УГЛИЦКИЙ
АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ
(Окончание)
Вместилищем мощей святителя Феодосия служит ныне дубовый гроб с крышкою, внутри обитый малиновым бархатом, а снаружи обложенный медными посеребренными досками; лицевая сторона его украшена бронзовыми позолочеными архиерейскими регалиями и лавровыми ветками. Это ужо третий гроб, устроенный в 1824м году усердием черниговского купца Годунова, который был раскольником, но получив исцеление от болезни по молитвенном обращении к святителю Феодосию, принял православие, и в благодарность за свое исцеление устроил помянутый гроб. Что касается первых двух гробов святителя, то о них в летописях черниговского кафедрального собора сохранилось следующее предание. Первый гроб, в котором почивал святитель до 14 февраля 1772 года, был кипарисный, и до наших дней не сохранился, так как он, по переложении из него мощей святителя в другой гроб, был роздан по частям народу. Другой же гроб — деревянный, окрашенный, находится ныне в Соборной ризнице; на нем сохранилась следующая надпись: «Сей муж, Богу угодивший Феодосий Углицкий, архиепископ черниговский, преставися року 1645 года и зде погребен; в сей же гроб переложен 1772 года февраля 14 дня»*. Существует предание, что и архиерейская мантия святителя была роздана по частям благочестивым его почитателям.
Из священных вещей, бывших в употреблении у святителя Феодосия, уцелели до нашего времени следующие: а) полное архиерейское облачение старинной парчи, в коем покоятся мощи его со времени погребения, и шелковый коричневый подрясник, надетый на него по смерти; б) серебряный архиерейский посох с вырезанною надписью имени святителя, стоящий у гроба его, при железной решетке, ограждающей гроб; в) резной кипарисный крест с ручкою, в серебряном позолоченном окладе с украшениями, бывший в руках его при погребении; г) серебряная кружка с крышкою и рукоятью, переданная в 1848 году в соборную ризницу дальнею родственницею святителя, Анною Страшненковою. В Елецком — Успенском монастырь уцелели до настоящего времени 12 книг богослужебных миней, с надписью на каждой следующего содержания: «12 месячных миней старанием боголюбивого архимандрита елецкого Феодосия Углицкого куплены року 1692»; цел также осьмиконечный крест, с надписью о пожертвовании его в 1691м году князем Яковом Никитичем Одоевским.
Из письменных намятников, относящихся ко времени жизни святителя Феодосия в Чернигове, сохранились: девять грамот царских и патриарших и пять писем святителя к разным лицам. Кроме сего, в Борисоглебской соборной церкви города Чернигова на столбе, над гробом святителя хранится в золоченой раме за стеклом автограф святителя Феодосия, написанный красивым фигурным старинным почерком.
К гробнице святителя Феодосия ежегодно стекаются тысячи богомольцев из разных и нередко весьма удаленных мест нашего Отечества в надежде получить духовную помощь или исцеление. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, как древле, так и ныне неоскудеваемо творит чудеса и являет свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, всем притекающим к нему с верою в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.
*
Приведем здесь несколько наиболее выдающихся случаев чудесных исцелений, обследованных особою комиссией, бывшей в Чернигове в 1895м году.
Старший врач Болховского полка Матвеев в письменном показании, присланном им в помянутую комиссию, засвидетельствовал о следующем случае чудесного исцеления его сына.
В половине сентября 1890го года, пишет он, в городе Чернигове сын мой Виктор, шести лет, заболел скарлатиной, осложнившейся дифтеритом зева. Дифтерит не ограничился этим местом, но распространился на всю полость носа, пробил барабанные перепонки и проник в глаза, которые вследствие отека закрылись. Всюду появились лифтерические пленки с обильным отделением гноя. Температура тела все время в течение месяца держалась от 40° до 41° по термометру Цельсия. Лицо больного приняло бесформенную массу. Истощение тела достигло высшей степени, несмотря на хорошее питание. Сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мною, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от мощей святителя Феодосия Углицкого. По возвращении ее домой, мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через десять больной попросил посадить его в постели поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, кончившееся полным выздоровлением. Твердо веруя, я убежден, что выздоровление моего сына, Виктора, произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского.
Или вот другой, не менее замечательный случай чудесного исцеления по молитвам святителя Феодосия.
Вдова коллежского асессора Анна Дмитриевна Кленус, дочь бывшего ключаря черниговского кафедрального собора пpoтоиерея Димитрия Стефановского, приглашенная в упомянутую комиссию, под присягою показала: «В 1845м году я начала страдать, причем пользовавшие меня врачи признали болезнь мою «страданиями позвоночного столба». Несмотря на усердное пользование меня четырьмя врачами, болезнь не уступала лечению, а напротив усиливалась, и организм мой слабел с каждым днем, так что меня переносили на простынях; иногда я переставала говорить от сильных страданий. Так продолжалось до 21 сентября 1848 года. В ночь под этот день покойному моему отцу явился во сне святитель Феодосий и сказал ему: «Приведи ко мне твое семейство». На утро меня привезли к собору, где покоятся мощи святителя Феодосия, снесли на руках в пещеру и положили у гроба святителя. Здесь находилось все наше семейство, и отец начал служить панихиду по святителе, во время которой я вдруг почувствовала как бы пробуждение от сна, приподнялась немного к общему изумленно присутствовавших, и сидя дослушала до конца панихиду. По окончании служения, поддерживаемая отцом, я встала на ноги, со слезами облобызала мощи святителя, а затем вся наша семья, в том числе и я сама, отправилась па лошадях в Троицкий монастырь, и там пред чудотворным Ильинским образом Божьей Матери, по просьбе нашей, совершен был благодарственный молебен по случаю полученного мною исцеления. Вскоре затем здоровье мое совершенно поправилось, и прежний мой недуг более никогда ко мне не возвращался. О моей болезни тяжкой, продолжительной и не поддававшейся никакому лечению и о чудесном исцелении моем знал и говорил весь город, а один из врачей, пользовавших меня, по поводу совершившегося исцеления так выразился: «Вот настоящее чудо».
Не станем описывать других многочисленных случаев чудодейственной помощи святителя Феодосия всем с верою притекавшим к его гробнице. Бывшей в 1895м году в города Чернигове комиссией обследовано таких случаев около 50ти, столько же почти случаев, занесенных в книги черниговского кафедрального собора для записи сказаний о чудесах святителя, осталось необследованными за смертью или отсутствием лиц, от которых надлежало отобрать показания. Кроме того, далеко не все случаи чудесных исцелений по молитвам святителя Феодосия были записаны. Несомненно, что многие случаи благодатного исцеления не объявлены и не переданы в печати или потому, что лица, удостоившиеся таких благодатных знамений, не заявили о них по незнанию о том, что следует заявить, или же потому, что в старину не велось при соборе надлежащих записей о чудесах по молитвам к святителю.
Многочисленные проявления милости и помощи божией верующим предстательством святителя Феодосия, а также сохранение нетленным тела его, пребывающего в пещере Борисоглебского храма в течение более двухсот лет — послужили для Святейшего Синода основанием к прославлению и открытию мощей святителя Феодосия.
*
Определением Святейшего Синода, от 26го июня — 5го июля 1896 года за № 1916м, о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского.
По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение о порядке объявления во всенародное известие об открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского. Приказали: Для всенародного объявления о предстоящем 9го сентября сего года, в городе Чернигове торжественном открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского, напечатать в 30м нумере Церковных Ведомостей нижеследующей указ, предписав московской и грузино-имеретинской синодальным конторам, синодальным членам и прочим епархиальным преосвященным аpxиeреям, заведующему придворным духовенством, протопресвитеру военного и морского духовенства, начальствующим лавр и ставропигиальных монастырей прочесть оный во всех церквях после литургии в первый по получении настоящего нумера Церковных Ведомостей воскресный или праздничный день.
«Память преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5го февраля 1696го года, благоговейно чтима была в нравославном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха, для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати божией от мощей святителя Феодосия Углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита тобольского. Благодарный за свое исцеление, архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия Похвалу, в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма над гробом святителя Феодосия каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, с верою притекающим к его гробнице в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя, чрез совершавшиеся у гроба его чудесный исцеления, в православном народе возрастала и утверждалась все более и более. О такой уверенности народа засвидетельствовал между прочим черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии и Черниговской губернии за 1889 год, на каковое свидетельство благоугодно было обратить Свое внимание в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу. В виду сего Святейший Синод поручил преосвященному черниговскому собрать и доставить Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого. По получении от преосвященного означенных сведений, Святейший Синод, приняв во внимание, что известия о чудесах святителя Феодосия остаются не вполне дознанными, а между тем общая уверенность в святости сего святителя утверждается все более, нашел благовременным приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее обследование сего дела Святейший Синод возложил на преосвященного Иоанникия, митрополита киевского, и местного епископа Антония, которые, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, ректора черниговской семинарии, члена киевскойй духовной консистории протоиерея Преображенского, и двух протоиереев из местного соборного причта, 5го июля 1895го года прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, и по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святителя Феодосия благодатию божией, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся при том сухостью. Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением святителя Феодосия, по молитвенном призывании благодатной его помощи, собрали от них под присягою за рукоприкладством показания о действительности совершившихся над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49, из числа коих двенадцать были в свое время занесены в книги кафедрального черниговского собора для записи сказаний о чудесах святителя.
Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием все вышеизложенные обстоятельства, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом православии Российской Державе, и ныне, в дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением иерарха Церкви Российской новое и великое знамение Своих к ней благодеяний — подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изъяснил следующее мнение:
- Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа черниговского, причислить к лику святых, благодатию божиею прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами.
- Службу святителю Феодосиб составить особую, а до времени составления таковой отправлять ему службу общую святителям; память же святителю праздновать как в день преставления его, 5го февраля, так и в день, который Его Императорскому Величеству благоугодно будет назначить для открытия мощей святителя; — и
- Объявить о сем во всенародное известие указами Синода.
При докладе сем представлены были на Монаршее усмотрение подлинный акт освидетельствования мощей святителя Феодосия, краткое описание случаев чудодейственной помощи прибегавшим в болезнях и несчастьях к его заступлению и краткие сведения о жизни и деятельности святителя Феодосия.
На всеподданнейшей записке Обер-прокурора, при коей был повергнут на Высочайшее Государя Императора благовоззрение вышеупомянутый всеподданнейший доклад Синода, Государь Император в 13й день апреля сего года соизволил Собственноручно начертать:
Согласен. Прочел с умилением.
При этом Синодальным Обер-прокурором всеподданнейше было доложено, что торжество открытия мощей святителя Феодосия было бы, по мнению Синода, благовременно совершить в первой половин сентября настоящего года.
Во исполнение изъясненной Высочайшей воли, Святейший Синод, по определению 19 — 24 июня 1896го года, постановил поручить преосвященному Иоанникию, митрополиту киевскому, совершить, совместно с преосвященным черпиговским Антонием, торжественное открытие мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа черниговского, а для торжества сего назначить 9й день сентября текущего года.
Синод возвещает о сем благочестивым сынам Православной Церкви, да купно с ним воздадут славу и благодарение Господу, тако изволившему, и да приимут сие явление нового заступника и чудотворца, яко новое небесное благословение на царствование Августейшего Монарха нашего, подъемлющего неусыпные труды ко благу православная народа русского и Своею Царскою любовию и попечением объемлющего всех Своих верноподданных всякого звания и состояния».
*
Приводим вкратце церемониал открытия мощей св. архиепископа Феодосия черниговского чудотворца.
В четверг, 5го сентября, была отправлена торжественная панихида с поминовением патриарха Адриана, совершавшего хиротонию святителя Феодосия во епископы, благочестивейших Государей и Государынь от Петра I до Александра III, родителей св. Феодосия — иерея Никиты и Mapии, а также всех почивших архипастырей черниговских.
В пятницу, 6го сентября, совершено всенощное бдение, причем на заупокойных ектеньях поминался святитель Феодосий.
В субботу, 7го сентября — поздняя литургия, которая совершена была в соборе архиерейским служением. Здесь в обычное время произнес слово преосвященный Питирим, епископ новгородсеверский. По окончании литургии совершена панихида с поминовением имени святителя Феодосия, а в 6 часов вечера отправлено всенощное бдение.
В воскресенье, 8го сентября — в 5 часов утра в обоих соборных храмах Чернигова — ранняя литургия, а в 9 часов поздняя литургия, в 4 часа пополудни малая вечерня, а в 6 часов вечера всенощное богослужение. В кафедральном соборе всенощное бдение совершит высокопреосвященный Иоанникий с прочими архиереями и духовенством по особому назначению владыки. Из Спасо-Преображенского собора последует выход крестным ходом к Борисоглебскому собору, здесь крестный ход останавливается в ожидании изнесения из пещеры мощей св. Феодосия. Митрополит, архиереи и священнослужители, назначенные к несению гробницы с мощами, входят в пещеру. Митрополит окропляет св. водою гробницу, лентионы и покровы, а архиереи перекладывают честные мощи св. Феодосия в новый кипарисный гроб, затем священнослужители износят его из пещеры. С крестным ходом честные мощи переносятся при песнопении стихир литийных к Спасо-Преображенскому собору и обносятся вокруг собора по чину, причем против западных и южных дверей храма, против алтаря, против северных и опять против западных дверей совершаются остановки и произносятся при каждой остановке по порядку по одному прошению литийной ектеньи. По окончании прошений, у западных дверей собора читается литийная молитва: «Владыко многомилостиво», за которою крестный ход вступает в собор, и святые мощи поставляются посредине храма. При остановках крестного хода строго наблюдается, чтобы св. мощи были обращены главою к западу, а ногами к востоку, чтобы кресты, хоругви и иконы обращены были заднею стороною ко востоку, а лицевою к западу.
По возвращении крестного хода в собор, св. мощи поставляются посредине храма, причем самая гробница оставляется закрытою и запертою на замок. Во время полиелея все служащие выходят на середину храма, народу раздаются свечи, а митрополит, сойдя с амвона к гробнице святителя — отпирает замок и открывает крышку гробницы. Затем совершается общее поклонение святителю и поется ему величание. По окончании всенощного бдения, храм не закрывается, для того чтобы все желающие могли подойти к мощам для знаменования и помазания елеем назначенными священнослужителями.
В понедельник 9го сентября — позднюю литургию совершат высокопреосвященный Иоанникий, митрополит киевский и галицкий, совместно с другими архиереями и назначенным духовенством. На малом входе с евангелием священнослужители поднимают гроб со святыми мощами на носилки, вносят их чрез царские двери в алтарь и поставляют перед св. престолом на носилках же, так чтобы лицо святителя обращено было к св. престолу, как служащего. За св. мощами следуют архиереи по чину. Во время Трисвятого при обычном переходе священнослужителей к горнему месту, священнослужители туда же на горнее место переносят и мощи святителя и поставляют на горнем месте лицом к св. престолу, причем глава святителя должна быть возвышена, так чтобы почивающий во гробе святитель виден был народу, стоящему в храме. Митрополит и apxиереи стоят по сторонам его, как сослужащие. Четыре иподиакона в орарях в продолжение всей литургиии держат над святителем с обеих сторон рипиды, дикирии и трикирии с возженными свечами. В обычное время митрополит произнесет слово.
К 11ти часам утра, к собору прибывают крестные ходы изо всех черниговских церквей. По окончании литургии, св. мощи износятся из алтаря и ставятся среди храма, затем после молебствия, священнослужители поднимают гроб со св. мощами на носилки, выносят из храма, и начинается обычным порядком крестный ход вокруг соборного храма.
По возвращении крестного хода в собор, гробница с мощами святителя вставляется в серебреную раку на уготованном для того месте. По установлении раки со св. мощами, протодиакон провозглашает: «Паки и паки, преклоньше колена, святителю и чудотворцу Феодосию помолимся». Предстоятель читает перед св. мощами молитву святителю. Затем прикладываются к св. мощам духовные и светские.
Колокольный звон во всех церквах продолжается во весь день и в следующие два дня.
*
В заключение приводим составленные, по преданию, преемником святителя Феодосия, архиепископом Иоанном Максимовичем тропарь и кондак святителю, новоявленному черниговскому чудотворцу:
ТРОПАРЬ.
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду; также преставился еси в вечные обители, умоли у престола Царя славы избавитися от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.
КОНДАК.
Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней, питая словесныя своя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи телесныя и душевный всякого приходящего к целебным твоим мощам; моли, святе, о призывающих имя твое от наветов вражеских спастися душам нашим.
* Год кончины святителя Феодосия здесь означен неверно. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, современник святителя Феодосия, бывший в год его кончины настоятелем глуховского Петропавловского монастыря, в своих «Дневных записках» о времени кончины святителя Феодосия записал так: «1696 года февраля 5го. Преосвященный архиепископ черниговский Феодосий Углицкий преставися» (Соч. св. Дмитрия, митроп. Ростовского, изд. Киево-Печерской лавры, 1895, ч. 1, стр. 492).
НЕДОСТАВЛЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ
по 7е сентября:
Васильевой, Блюмбергу, Нейгебауер.
ПРОСТЫЕ ПИСЬМА
Борисоглебской, Троянову.