q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Потомственный дворянин Николай Шевцов 16го сего августа определен на службу в брянскую дворянскую опеку, с причислением, по происхождению,  к первому разряду канцелярских служителей.

Канцелярский чиновник канцелярии брянского уездного предводителя дворянства, губернский секретарь Козьма Осипов 16го сего августа уволен, согласно прошению, от службы.

Приказом по орловскому почтово-телеграфному округу, от 12го августа сего года, уволен в отпуск начальник бежицкой почтово-телеграфной конторы, надворный советник Воскресенский – на 20 дней.

 

ХРОНИКА

В воскресенье, 20го сего августа, происходило открытие дома призрения престарелых граждан и детей-сирот, состоявшееся в присутствии одного из жертвователей здания, Н.С. Могилевцева, представителей городского самоуправления и властей военных и гражданских всех ведомств. Торжество военных и гражданских всех ведомств. Торжество началось молебствием, отправленным соборне о. благочинным В.Поповым в сослужении священников П. Орлова и В. Гробовского при двух диаконах. По окончании богослужений, о. Попов произнес следующее слово:

Достопочтенный председатель брянского благотворительного общества Николай Семенович!

Жители города Брянска в лице своих представителей со всей сердечной искренностью отблагодарили вас и вашего почтенного брата Павла Семеновича за крупную жертву брянскому благотворительному обществу. Теперь выслушайте краткое слово святой Церкви из уст ее служителя. Уже известно, что по ходатайству нашего почтенного городского головы Правительством разрешено открытие благотворительного общества в Брянске, а вы своей крупной жертвой помогли этому обществу скорее начать свое полезное дело. И вот теперь мы собрались в этом доме, вами пожертвованном для призрения в нем детей и престарелых граждан,  собрались для того, чтобы вознести благодарственные молитвы ко Господу Богу за вашу жертву, помолиться также о вашем благоденственном здравии и здравии вашего почтенного брата Павла Семеновича, а также испросить у Господа благодатной помощи на доброе и успешное начало великого дела благотворительного общества. При этом нельзя не упомянуть и о том, что дохристианский мир не знал той великой добродетели, которую мы называем благотворительностью. Главным началом деятельности человеческой в языческом мире был эгоизм. Под влиянием его, каждый из язычников, преследуя в жизни только свои личные интересы и цели, неминуемо нарушал человеческие права и достоинства другого. Отсюда в языческом мире злоба человека к человеку, вражда отдельных личностей о обществ; отсюда же разного рода злодеяния, преступления, пороки, и т. д. Но христианство, возродившее человечество из ветхого в новое – первое возвестило о добродетели благотворения. Божественный Основатель святой Церкви на земле, Господь наш Иисус Христос первый дал заповедь о благотворительности: Блажени милостивии, яко тии помиловании будут (Мф. V, 7),  говорит Он Своим последователям. И вот мы видим целый сонм угодников божиих, заслуживших не только помилование, но и прославившихся при помощи добродетели благотворения. Между этим сонмом как две лучезарные звезды особенным светом сияют подвиги благотворения святого первоверховного апостола Павла и святителя Христова Николая, ваших небесных покровителей, именами которых вы украшаетесь. Все мы без сомнения веруем, что и вы будете помилованы от Господа за ваше щедрое благотворение, ибо ведь Господь сказал: блажени милостивии, яко тии помиловании будут. Аминь.

Вслед засим последовало провозглашение многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому и учредителю дома призрения, Н. С. Могилевцеву, после чего все здание окроплено было святой водой. По русскому обычаю, гостям предложена была хлеб-соль. Во время завтрака, когда подано было шампанское, первый тост провозглашен был Николаем Семеновичем за драгоценное здравие Государя Императора и Его Августейшей Супруги. Тост этот принят был громким ура. Затем шли здравницы за учредителей благого дела и жертвователей здания и капиталов на осуществление приюта. От имени города, братьев Могилевцевых благодарил голова, причем отсутствовавшему Павлу Семеновичу послана была телеграмма. Много сказано было спичей, и из них наиболее произведшими впечатление следует отметить прекрасную речь Г. Г. Лейдениуса и А. М. Баженова, тепло отнесшихся к целям и намерениям брянского благотворительного общества. В заключение г. Баженов предложил основать мужскую воскресную школу по примеру уже существующей у нас женской. Мысль эта подхвачена была всеми и тут же на учреждение школы собрано было свыше ста рублей. Так закончилось торжество открытия у нас дома призрения и каждый уносил о нем отрадные чувства как о светлом празднике, как о деле истинно-христианском.

Дом призрения – двухэтажный и представляет собой обширное, светлое помещение, в верхней зале коего поставлена в прекрасном киоте, соединенная икона святого князя Олега и преподобного Поликарпа, брянских чудотворцев, держащих образ Рождества Христова: дар А. Н. Комарева, одного из усердных брянцев, любящих благолепную святыню.

Об открытии дома призрения отправлена была телеграмма начальнику губернии, на что его превосходительство прислал Н. С. Могилевцеву следующих ответ: «От души поздравляю брянское благотворительное общество с открытием такого полезного учреждения, как дом призрения для детей и престарелых. Дай Бог, в добрый час, и благие начинания общества не останутся без благословения божия. Очень благодарю за депешу, доставившую мне истинное удовольствие».

В понедельник, 21го сего августа, в помещении успенской церковно-приходской школы под председательством благочинного, священника о. В. Попова состоялось заседание брянского уездного отделения орловского епархиального училищного совета.

На заседание явилось 53 члена.

По открытии заседания заслушано было циркулярное отношение Обер-Прокурора Святейшего Синода на имя преосвященного Мисаила, об отпуске с 1го января 1896 года из средств казны ежегодного пособия церковным школам в 3.279.145 р., кроме ранее отпускавшихся на сей предмет 175.500 рублей.

Вслед засим, по предложению председателя, отслужено было благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением по окончании его многолетия Его Величеству Государю Императору и всему Царствующему Дому, а равно епископу Мисаилу, начальствующим, учащим и учащимся.Затем исполнен был народный гимн, покрытый громким ура.

На обсуждение собрания предложено было пять вопросов:

Первый вопрос:  «Каких священников уезда можно было бы представить епархиальному училищному совету в числе кандидатов (не более трех) не должность уездного наблюдателя церквоно-приходских школ и школ грамоты?»

Постановили: В качестве кандидатов на должность уездного наблюдателя представить четверых: соборного протоиерея В. Александрова (получившего 36 избирательных и 17 неизбирательных голосов), священников: В. Гробовского (то же количество шаров),А.Левицкого из села Бытоши (32 и 21) и В. Кавказского из села Голубеи (30 и 23).

Второй вопрос: «Каким порядком установить равномерность труда по приходской службе в тех соборных и двух- и трехштатных причтах, один из членов коих будет нести обязанность уездного наблюдателя?».

Практикой установлено, что за отсутствием  кого-либо из членов причта доход, падающий на его часть, делится пополам, что и принято собранием.

По третьему вопросу: «В каких пунктах уезда предпочтительнее и необходимее устройство второклассных школ для приготовления учителей школ грамоты; при этом, кроме географического положения означенных пунктов, следует иметь в виду те или другие пожертвования, особливо земельных участков и даровых зданий, так как подобные и другие пожертвования могут ускорить и облегчить устройство второклассных школ, а также и то обстоятельство, имеются ли близ предположительных пунктов казенные леса и казенные земельные участки» —

Решено открыт двухклассные школы в брянской Привокзальной слободе и селе Фошне. Было указано также и на с. Дятьково.

По четвертому вопросу: «Какова может быть приблизительно, по местным условиям, стоимость содержания ученика в общежитии второклассной школы». –

Н собрании выяснилось, что по приблизительным соображениям содержание одного ученика в Привокзальной слободе обойдется 35-40 рублей, в Фошне 40-45 рублей в учебный год, считая общее число учащихся в школе 40 человек.

Пятый вопрос: «В каких селах и деревнях уезда настоит неотложная необходимость устройства церковно-приходских школ и школ грамоты и какие на это потребны, приблизительно средства. Казалось бы, что устройство школ полезнее начинать с наиболее больных мест уезда: зараженных расколом, мало и плохоземельных, обильных питейными заведениями и т. п.».

Постановлено ходатайствовать перед епархиальным училищным советом об открытии школ: в селе Елисеевичах (местные средства: 200 р. на устройство школы, отопление и сторож); в селе Савчине, где есть небольшой поселок раскольников (местных средств нет, школа желательна) и в нескольких других пунктах.

В заключение заседание председатель обратил внимание присутствовавших на устройство огородничества и садоводства при свенской школе, что заведено там благодаря заботам игумена о. Варсонофия. Выслушав это заявление, собрание выразило признательность о. игумену.

Заседание было закрыто пением девятой песни из канона Успению Богоматери.

Относительно наших церковно-приходских школ, в Орловских Епархиальных Ведомостях появилась статья о. В. Попова, с которой мы познакомим читателей в следующем нумере Брянского Вестника.

В воскресенье, 20го сего августа, ранним утром случилось два пожара: один был в 2 часа в доме Баканова на Комаревской горе, потушенный домашними средствами; другой – в 4 часа, в доме Сыркина на углу Успенской и Чузовской улицы, рядом с временным тюремным замком. Загорелся сеновал над конюшнями, и через какие-нибудь полчаса сильное пламя уже охватило всю постройку. Благодаря дружным усилиям городской пожарной команды, молодцов-членов вольно-пожарного общества и арсенальному обозу – огонь скоро удалось сдержать, чему немало также способствовала тихая погода. Существенную помощь с своей стороны оказала команда артиллерийского склада. Но при всем этом не обошлось без несчастья: погибло четыре лошади, живыми сгоревших у своего стойла.  Пожар окончательно был потушен около 10 часов дня. Убыток пока не приведен в известность. Сгоревшее строение было застраховано.

Говорят, что на сеновале, откуда начался пожар, находилось до 50ти возов сена. Передаем то что слышали, и тут же задаемся вопросом: неужели можно было дозволить держать в городе такую массу легко воспламеняющегося материала, и притом рядом с тюрьмой? Мы слышали также, что сзади Большого Бердичева (дом Могилевцева на Московской, у собора) у некоего Ковенского также находится большой склад сена. Желательно бы проверить этот слух путем официальным. Наконец еще раз нельзя не пожалеть о том, что до сих пор ни город, ни вольно-пожарное общество не устраивают у себя околотков: будь таковые – никогда ни один пожар не разрастался бы до такой степени, как это случается теперь. Устройства околотков требует самая местность Брянска и его ужасные пути сообщения. Вообще же по своему поводу мы не отступаемся от того предположения организовать у нас пожарную помощь на тех именно основаниях, о коих неоднократно было высказываемо на страницах Брянского Вестника.

Во вторник, 15го сего августа, в подгородней Тимоновке одним из священников соборного причта, о. Ивановским, вместе с диаконом отслужено было всенощное бдение, а на другой день молебствие Нерукотворенному образу Спаса. Службы эти, отправленные всенародно, совершены здесь впервые по инициативе упомянутого молодого священника, и с этого же времени тимоновцы постановили ежегодно праздновать у себя день Третьего Спаса: до сего в деревне этой, считающейся прихожанкой собора, не было своего праздника. Местом для богослужения избрана была пожарная палатка, освобожденная на тот раз от обоза и прекрасно убранная зеленью и цветами: особенно красиво выделялись ветви рябины с пучками оранжевых ягод, обрамлявшие киоту иконы, перед коей совершалась служба. Тут же тимоновцы решили построить у себя каменную обширную часовню, для чего согласились делать сбор материалом или деньгами. Доброе дело, благое начало. Со временем по всей вероятности тимоновцы додумаются и до построения у себя своей церкви.

Нам передают об удивительных курьезах, совершающихся при отправках товара по железным дорогам. В прошлом году, наприм., за провоз русского шампанского вина из Одессы до Брянска в количестве 18 пудов 5 фунтов – взято 19 рублей 19 копеек,  причем перебору на эту сумму оказалось ровно 13 р. 66 к. Другой случай был в нынешнем году. Одним из магазинов получена была партия сахарного песка, провоз которого рассчитан был по тарифу, действовавшему до 1го июля, между тем впоследствии здесь оказался недобор по 7 копеек на пуд. Сахар однако был уже продан, и вот в силу этого недосмотра не железной дороге – расценка песка оказалась ниже действительной его стоимости и торговцу пришлось сыграть что называется в пустую. Ненадо забывать, что взыскание в первом случае производится чрезвычайно туго и сопряжено с большими хлопотами, тогда как недобор напротив возмещается с изумительной быстротой.

Капельмейстер Дорогобужского полка М. М. Балдин, как нам передают, в непродолжительном времени оставляет свою должность и переходит на Рельсовый завод, где предполагается основать кружок любителей инструментальной музыки. Место капельмейстера Каширского полка со времени ухода г. Гоха – до сих пор остается вакантно.

 

ПРОИСШЕСТВИЯ В БРЯНСКОМ УЕЗДЕ:

— 23го июля близ станции Любохна мальцовской железной дороги неизвестно кем похищено 46 старых телеграфных столбов.

— 30го июля близ станции Жуковка риго-орловской железной дороги у стрелочника П. Мишина похищено взломом замка в сундуке 60 рублей. Виновный обнаружен.

— В ночь на 1е августа в селе Дарковичах у крестьянина П. Тамбовцева украдены ременные гужи, стоящие 2 рубля. Виновный разыскан.

— В ночь на то же число в деревне Пекине у мещанина Н. Краснолобова из нежилой избы чрез подкоп под стену похищено лык на 24 рубля. Виновный разыскан.

— 1го августа в с. Бытоши крестьянка Татьяна Левшанкова выкинула полусгнившего ребенка: причиной таких родов Левшанкова полагает нанесенный ей в апреле удар в нижнюю часть живота.

— В ночь на 2е августа у крестьянина деревни Зимницкой слободы Ф. Курзина похищен с пасеки один улей с пчелами. Виновный обнаружен.

— В ту же ночь в с. Стеклянной Радице у мастерового В. Сорокина совершена кража женской шубы и других вещей, всего на 50 р. 20 к. Подозрение изъявлено на одного брянского мещанина.

— 2го августа в лесной даче Васильчикова при д. Буневе произведен поддир 61го березового дерева. Виновный обнаружен.

— 5го числа из склада купцов Аврамова и Курындина при станции Олсуфьево похищено лесного материала на 8 р. Виновный обнаружен.

— В ночь на 7е августа на Рельсовом заводе между несколькими пьяными рабочими произошла драка, во время которой нанесены тяжкие побои ночному сторожу М. Чигиреву. Пострадавший помещен в больницу, а виновные привлечены к ответственности.

— В ту же ночь в селе Слободище умерла от удара после родов жена брянского мещанина Матрена Нестюрина 22х лет.

— На Рельсовом заводе 10го августа бродячая собака, по-видимому, бешеная, укусила рабочего, сына унтер-офицера Черткова. О вскрытии собаки сделано распоряжение.

— Вечером того же числа, на дороге из с. Рогнедина в д. Воронову, близ сей последней, у сухиницкого мещанина И. Чекларева ограблено 76 р. вместе с паспортом. Виновный задержан.

— 11го августа на Рельсовом заводе несколько рабочих по своей неосторожности получили обжоги от воспламенения газов в печи. Пострадавшие отправлены в больницу.

Сегодня, 27го августа, в день памяти святого Кукши, во Мценске происходит торжество. Св. Кукша, как известно, действовал среди вятичей. Вятичи же проживали по реке Оке, среди дремучих лесов и болот, и занимались звериной и рыбной ловлей. Это было воинственное племя, отличавшееся большой приверженностью к своей языческой религии. Дольше всех славянских племен вятичи противились принятию христианства, нередко с оружием в руках защищали свои языческие верования. Св. Кукша первый из киевских монахов-мессионеров проник в страну идолопоклонников вятичей с проповедью любви и нравственности, и, как гласит предание, был замучен в районе Мценского края. Кукша считается покровителем Мценска. Мощи его лежали в Киево-Печерской лавре в течение нескольких веков. Во имя св. Кукши при мценской кладбищенской Богоявленской церкви существует братство, которое постановило возбудить пред Святейшим Синодом ходатайство о перенесении мощей св. Кукши из Киева во Мценск, но прошение о перенесении целых мощей Синодом оставлено без уважения, о чем мценское общество своевременно и было извещено. Тогда представители города и братства, как далее сообщает Орловский Вестник, решились простить Иоанникия, митрополита киевского, даровать в благословение города Мценска и его окрестностей икону Кукши с частью его мощей, и ходатайство это удовлетворено, причем прибытие иконы приурочено к 27му августа, дню памяти святого Кукши.

Из расписания годового призыва 1895 года по губерния и областям видно, что в Орловской губернии в 1895 году причитается взять новобранцев 5961.

16го августа в Орле состоялось открытие шестиклассной классической прогимназии.

 

РУБКА ЛЕСА В СТАРИНУ

Еще очень и очень недавно леса в Брянском уезде истреблялись самым хищническим образом. Каждая деревня, наприм. Карачиж, Тимоновка, село Супонево, имела свою дачу, находившуюся в полном распоряжении крестьян. С наступлением первого санного пути мир отправлялся в эту дачу и по своему усмотрению отводил себе участок леса для вырубки в предстоящую зиму. Участок этот делился не пропорционально нужде, а пропорционально количеству душ: нужен кому лес, но нужен ли – все равно, получали все, имеющие души. Кто сам не нуждался в бревнах, тот вывозил свою долю на базар и здесь часто продавал за бесценок. Следствием такой беспорядочной рубки леса явилось то, что участки, отведенные крестьянам казной на двадцать лет, вырублены были в десять с небольшим лет, и теперь крестьяне на самые необходимые нужды должны покупать бревна на базаре и платить за них гораздо дороже того, за что продавали сами.

Не такую волю давало крестьянам Правительство при рубке леса в начале нынешнего столетия: тогда лес выдавался только действительно нуждающимся в нем. Нужен кому сарай, амбар, изба – он заявлял об это в волость; в волости составлялся список всех нуждающихся и ведомость, в каких именно деревьях нуждается население, причем волостное управление проверяло, соответствуют ли заявления о выдаче леса действительным нуждам крестьян; ведомость эта представлялась форстмейстеру (лесничему), который по своему усмотрению или разрешал рубку или же оставлял заявление без последствий, если находил требование незаконным.

В архиве брянского нижнего земского суда есть много документов, дающих возможность ознакомиться с правилами рубки леса в начале текущего столетия. Вот один из них, помеченный 17м марта 1814 года.

От орловского обер-форшмейстера и кавалера брянскому нижнему земскому суду. – На отношение оного суда от 8го текущего марта честь имею уведомить, что постановлением департамента государственных имуществ, состоявшимся 29 мая 1813 года, велено отпуск леса по селениям на домашние надобности из каченных дач производить нижеследующим порядком. Поелику срок рубки лесов определен от сентября до марта месяца, когда у дерева сок в корне, а в сие самое время и поселяне свободны от полевых работ, то и просить по селениям дозволения на вырубку строевых лесов в первых трех месяцах, начав завременно с августа, а потом в сентября и октябре. Волостным правлением посредством сельских старост и начальников – в течение первого месяца составлять подробную ведомость  о потребном числе дерев для каждого села и деревни, имеющих лесные дачи, судя по ветхости находящихся у кого именно домов единственно для починки оных и перестройки. Из сих сельских ведомостей, волостным правлением в августе месяце общую с удостоверением своим, что лес требуется без излишества – отсылать в сентябре к ближнему в той дистанции форшмейстеру или ферштеру для разрешения вырубки леса и дачи билетов… Если волостное правление дает удостоверение для какого-либо селения, что в оное для каких именно крестьянских дворов необходимо нужно такое число леса, какового для них не требуется, или хороший дом назовет ветхим, а впоследствии времени окажется оное удостоверение ложным, в таком случае волостные начальники и сельский писать, равно и старшина оного селения, в котором ложное требование на лес составлено – подвергаются уголовному суду и взысканию с них штрафных денег, а буде они заплатить оного не в состоянии, то дополняет взыскание штрафных денег целое то селение. Почему как требование акулицкого волостного Гловы об отпуске Акулицкой волости поселянам нужного на обстройку домов лесу есть несообразно вышеизложенному постановлению департамента государственных имуществ, то и отпуска учинить неможно, в рассуждении чего возвращаю при сем обратно оному суду и ведомость акулицкого волостного правления.

Всех нуждающихся показано было 107 человек.

Ф. Дмитриев

КАЛЕНДАРЬ-МЕСЯЦЕСЛОВ

БРЯНСКИЙ БАЗАР

АВГУСТ

27 Нед. 14я по Пятид. (глас 5й). Св. Ливерия, мц. Анфисы; преподобн. Пимена Великого. Седмица 15я по Пятидесятнице.

28 Святой прав. Анны; преподобного Моисея Мурина.

29 УСЕКНОВЕНИЕ ЧЕСТНЫЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (день постный). Храмовый праздник в Зарецкой церкви, бывшем Предтечеве монастыре, в Полпине и в Белобережской пустыни.

30 Св. Александра, Иоанна и Павла патр. Констант. Перенесение мощей св. благоверного князя Александра Невского.

31 Св. Геннадия, патр. Константинопольского; свщч. Киприана, еп. Карфагенского

СЕНТЯБРЬ

1 Начало индикта (церковное новолетие). Прп. Симеона и Мрфы.

2 Св. Иоанна, Мамнта, св. Феодота и Руфины.

Базары были порядочные. В воскресенье было много овса, продавали 45 – 50 к. п., сено шло 17 – 20 к., но в подвозе его было мало. Яблок было до 60ти возов, цена мере 50-80 к., на сентябрь антоновка продана 1 р. 25 к. пуд. Картофель 20 – 25 к. м. Огурцы 20 – 40 к. м. Капусты очень мало, и платят за пару небольших кочанов 20 коп. Скота было до 50 голов, продали за 3 р. чистое мясо. – Погода относительно теплая, но совершенно осенняя; был небольшой мороз; зори стали холодные и иногда чрезвычайно туманные.

error: Копирование запрещено!