q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ХРОНИКА

В числе дел, разбирающихся во вторник 30го мая городским судьей второго участка И. А. Незнамовым, нельзя не отметить четырех по нарушению 115й статьи устава о наказаниях. Один за другим предстало четверо обвиняемых: Илья Михайлов Собакин, Семен Васильев Кузьмин, Прасковья Яковлева и Варвара Николаева Кузерины.

Все это карачевские мещане, профессионально занимающиеся мелкой торговлей на ярмарках и на торжках по деревням и при монастырях. Теперь они были привлечены к ответственности за продажу недоброкачественных продуктов на Рельсопрокатном заводе перед праздником Пасхи, о чем приставом первого стана своевременно составлены были протоколы. По словам эксперта, врача Р. М. Эйгеса, дававшего свои показания в камере, трудно себе представить ту степень порчи, гнилости и разложения, какую представлял собой товар, продававшийся обвиняемыми. Тут были ослизлые, заплесневелые, ржавые и тухлые колбасы, преисполненные конечно своим специфическим ядом, тут был невозможный мармелад, что-то предлагавшееся под именем пастилы и что-то шедшее под именем изюма. При осмотре наприм. столика у П. Кузериной, по словам врача – «оказалось нечто ужасное: все, что было на столе – было испорчено и негодно к употреблению. Пряники, пастила и другие продукты – все это представляло опасность для здоровья потребителей». У другого «под столиком была найдена колбаса в ящике вся совершенно испорченная, и когда я показал окружающим эту колбасу, то все даже ахнули»…

Время для распродажи этой завали и прямо-таки мерзости выбрано было самое подходящее, когда рабочий спешил запасаться кое-чем к празднику. Но прежде чем начался разгар ярмарки и сбыт всякой дряни (хотя колбас успели продать несколько пудов более мелким торговцам), как афера была тотчас приостановлена. Из показаний пристава выяснилось на суде, что ему стоило больших усилий обнаружить и затем отобрать слишком уж выдававшие себя гастрономические изделия Карачева, ибо при первом обращении к одному из торговцев гнильем – прочие соседи – коммерсанты стали припрятывать товар куда подальше.

Так как обвинение подтвердилось и было подкреплено показаниями врача-эксперта, то все четверо обвиняемых присуждены к аресту: Собакин, Кузмин и В. Кузерина на две недели, а П. Кузерина на месяц.

Приговор этот считаем справедливым и относительно – мягким. Иногда малейшее расстройство желудка может повлечь за собой серьезные последствия, а в данном случае пускалось то на потребу человека, что прямо нужно было выбросить или просто уничтожить. Наконец, тут сказалась и явная недобросовестность эксплуататора – торгаша, без всякого стыда залезающего в карман бедного рабочего, у которого всякая копейка добыта, можно сказать, потом и кровью.

На днях появилась в свет тощая брошюрка в десяти неполных страниц крупной печати, озаглавленная: «Брянский Петропавловский женский монастырь». Брошюрка эта напечатана в Брянске, и это обязывает нас в качестве хроникера дать о ней посильный отзыв.

Начать с того, что трудно понять – для чего собственно, для какой надобности потребовался выпуск этой не совсем грамотной компиляции, неизвестный автор которой,  видимо,  не потрудился хорошенько ознакомиться даже с теми источниками, какие были у него под руками. А таких пособий у него была два: материалы для истории Петровской обители и Елецкого-Троицкого монастыря, заимствованные пишущим эти строки из архива Святейшего Синода и изданные в 1886 году, и «Преподобные князь Олег и Поликарп, брянские чудотворцы», материалы для русской агиологии, вышедшие два года тому назад. Отсюда, из этих двух руководств компилятор мог бы, во-первых, узнать, что монастырь называется Петропавловским не по приделу (sic), а «по церкви, имеющейся в оном монастыре». В силу обычая, приходские храмы весьма нередко носят в народе название своих приделов, но чтобы так именовались и монастыри – на это нет указаний ни в древних актах, ни в документах позднейшего времени.

Для чего в брошюре приведен перечень настоятелей Петровской обители, занимающий почти две страницы – решительно непостижимо. При этом произошло нечто странное: там, где придерживаясь Строева у нас поставлены годы не подряд, а вразбивку, что значит лишь упоминание под известной датой того или другого настоятеля в каком-либо памятнике, у брянского компилятора получило характер положительный, и он между первым приведенным временем и последним годом, не задумываясь ставит тире (знак непрерывности). Так наприм. отмечены у него Иона и Варнава второй.

При последнем своем настоятеле, говорит неизвестный компилятор рассматриваемой брошюры – Петровский монастырь пришел в упадок и по указу Св. Синода 1830 года переведен в Елецкий мужской (sic) монастырь, и проч. Между тем, следовало бы сказать, что штат брянского Петровского монастыря перемещен в Елец для – ради основания там Троицкой обители, что последовало по прошению местных граждан.

Летопись на иконе Казанской Божьей Матери приведена в брошюре также как у нас, безымянный автор не дал себе труда восстановить ее по подлиннику, и напечатал ее лишь с выпуском многоточия после слова «благословение». Видимо, знак этот (многоточие) действительно составляет для автора некоторый знак препинания.

Все место об иконе Богоматери, о резных Николае Чудотворце и Параскеве (стр. 9 – 11) заимствовано буквально от нас, но без указания на источник. Ранее же сведений об Олеге взяты из другой нашей вышепомянутой книжки, также без ссылки на нее, и тут, при этих заимствованиях случилось нечто удивительное. Наша первая из сказанных книжек вышла в 1886 году, когда о мощах святого преподобного Олега не было речи, а главной святыней почиталась копия с Казанской иконы Богоматери. Так это перешло и в рассматриваемую брошюру, автор которой не нашелся сказать хоть чего-нибудь, хотя бы двух-трех слов для подобающего освящения новой святыни Петровского монастыря, мощей угодника божия Олега брянского чудотворца.

О степени понимания того предмета, за который взялся анонимный компилятор, могу служить следующие строки:

«Богослужение (в Петровском женском монастыре) совершается – говорит он – ежедневно по преданиям святых отец. Управление обителию, почти с учреждения ея, игуменское» (стр. 11).

Богослужение – скажем на это – не только в женских монастырях, а решительно везде, во всей православной церкви, отправляется ли оно белым или черным духовенством – всегда и во всем строго согласуется с уставом (типиком), а не совершается по преданиям святых отец. Автор брошюры вероятно слышал об уставах, какими в частности руководится общежитие в том или другом мужском монастыре, но чем иногда разнятся между собой мужские обители, даже в отношении некоторых чинопоследовании – в женских монастырях неприменимо. По всей вероятности, аноним намекает на единственное особое богослужение, совершаемое в Петровском монастыре однажды в год, именно на пасхальный канон в неделю сыропустную (в прощеное воскресенье). Но такая вечерня у нас и в других монастырях отправляется разве по преданиям святых отец? Затем, что значит и как понимать выражение, что почти (?) с учреждения Петровской (женской) обители управление в ней было (!) игуменское, когда при восстановлении сего монастыря в первом пункте синодального постановления прямо сказано, что «монахиням в оной (обители) быть двенадцати с игуменьею», и с другого управления как игуменское – в женских монастырях не бывает.

После приведенных перлов, простое безграмотство автора извинительно. Наприм. он пишет: покоятся (стр. 4) вм. покоются; странноприемный (7) вм. странноприимный; отворы (10) вм. Створы (части складня), и проч. Надпись по сторонам резного Николая Чудотворца, приведенная у нас в снимке-факсимиле, аноним рассматриваемой брошюры воспроизвел неточно, и вместо «святы», что он мог передать с раскрытым титлом, у него читается: «сей». Что значит затем помещенное в скобках на 10й странице: «подлинный текст имеется» — невозможно догадаться, как вообще трудно сказать – зачем, для чего или для кого издаются подобные книжки. Заметим в заключение автору, что икон никогда не жертвуют, а приносят их в дар, и делается это не «от щедрот», как он говорит, а по усердию.

Больше об этой брошюре сказать нечего. Но какое печальное явление представляет она: человек, взявшийся за перо – не мог сколько-нибудь грамотно передать уже готового и честно при этом отнестись к своему предшественнику.

В брянском арсенале на днях окончена установка электрического освещения в новой деревянного дела мастерской. Мастерская эта помещается в погоревшем в 1891 году и заново отделанном здании, обращенном фасом к р. Десне. Динамо-машина приводится в движение одной из паровых машин арсенала и дает ток до 100 вольт при напряжении около 105 вольт. Этот ток питает около 120 лампочек накаливания в 16 свечей каждая и несколько лампочек в 50 свечей. Около каждого станка мастерской расположены одна или две висячие лампочки в 16 свечей, спускающихся с потолка. В столярной мастерской такие же лампочки расположены над верстаками. Независимо от этого, для общего освещения мастерской, под потолком расположено несколько лампочек в 50 свечей каждая. Кроме мастерской, электричеством освещаются: все кочегарки, сушилка для леса, канцелярия деревянной мастерской, кабинеты начальника арсенала и его помощника, а также помещение хозяйственного комитета. Для того, чтобы пользоваться освещением в то время, когда машина не работает, как наприм. при уборке мастерской по окончании работ, ночью при обходе дежурным по арсеналу, и т. п., в особом помещении установлена батарея в 60 аккумуляторов, вполне достаточна для общего освещения. Для управления освещением и наблюдении за правильностью его, в помещении динамо-машины поставлен распределительный щит с необходимыми приборами, как то: вольтметром, омметрами, магазинами сопротивления, различными включателями и переключателями.

Вся установка произведена электротехнической фирмой князь Тенишев и Комп. очень тщательно, с соблюдением всех современных правил техники. В непродолжительном времени арсенал предполагает осветить электричеством и остальные мастерские, а также и дворы.

Правилами городской санитарной комиссии, к сожалению, опубликованными лишь в одной частной иногородней газете, между прочим, постановлено «воспретить мытье белья на плавучих мостах через Десну, при колодцах и Судках». Под именем «мятья» вероятно разумеется его прополаскивание. Но тогда где же производить это последнее? Петербург на что щепетилен в сем отношении, но и там допускается полоскать белье на Неве, для чего устроены особые крытые портомойни, составляющие доходную статью городского бюджета. Об этом удобстве для бедных женщин следовало бы и у нас подумать, а то зимой истинно жаль смотреть на них. Непонятно, далее, почему именно запрещается мытье белья только на плавучих мостах? Отсюда прямое следствие, что на берегу можно мыть его, но тогда какая же разница будет происходить в загрязнении речной воды? В видах санитарных не мешало бы запретить купание лошадей в Десне и кстати свалку нечистот в Судок у Соборного моста, что до сих пор делается невозбранно.

В субботу 3го сего июня происходил публичный акт в городском училище.

В понедельник, 29го мая, в час по полуночи выстрелом из пистолета кончил жизнь брянский мещанин А. В. Фокин, некоторое время занимавшийся в канцелярии полицейского пристава. Покойный в последнее время злоупотреблял спиртными напитками. Самоубийство произведено в саду.

В четверг 1го сего июня окружной медицинский инспектор московского военного округа тайный советник Заустинский посетил Брянск для санитарного осмотра частей, расположенных в городе.

На днях при обозрении толмачевской церкви, к слову сказать, отлично содержимой благодаря усердию к храму божию местного землевладельца П. М. Глухова и настоятеля, священника о. Исаакия Покровского нам встретились две интересные записи, сделанные на книгах по листам. В одной, на Апостоле f0, значится:

«Сия книга глаголемый Апостол села Толмачева церкви Чудотворца (Николая) куплена на церковные деньги в Москве капитаном Михаилом Никитичем Козелкиным. Дана один рубль восемьдесят пять копеек».

Выходного листа на Апостоле, к сожалению, не сохранилось, но почерк записи без сомнения прошлого века.

Другая запись на Служебнике киевской печати 1736 года in 80, с прекрасным гравированным фронтисписом. Здесь также внизу и по листам:

«(Сия книга) Служебник священника Феодора полкового Архангелогородского, куплена в городе Борзене у ярмарке о пятинках октября 14го дня 1755 году».

Через несколько листов другим подчерком:

«Сия книга отдана оного попа сыном ево Никитою Феодоровым в Брянский въезд …. …. в село Толмачево священнику Роману Степанову (?) для богомолия и для поминовения …. свя(щенника?…) … родителей в дом ево от ….».

Обе записи – характеристика доброго старого времени. Капитан Козелкин в данном случае вероятно исполнял поручение причта, воспользовавшегося оказией, поездкой помещика в Белокаменную. Служебник архангелогородского полкового священника Феодора, переходящий к другому по надписи сына: «для богомолия и для поминовения родителей» — также явление обычное в старину, и при тогдашней дороговизне книг лучшего подарка, конечно, не могло быть сделано толмачевскому батюшке.

Из подробной ведомости о положении выкупной операции со времени открытия действий Главного выкупного учреждения, с 27го октября 1861го по 21е апреля 1895 года, видно, что по Орловской губернии сделок и актов поступило в упомянутое учреждение 3.449, из них утверждено по добровольному выкупу 860, по выкупу обязательному – 2.546, итого 3.406. По утвержденным сделкам и актам число ревизских душ крестьян перешедших на выкуп – 309.812; количество выкупленной земли 930.885 десятин 1.252 сажени. Разрешенная выкупная ссуда составляет 33.516.111 рублей 42 копейки.

Высочайшим приказом по военному ведомству от 2го мая сего года Орловская губерния отошла из района упраздненной 16й местной бригады в район Смоленской местной бригады, начальником коей состоит генерал-лейтенант фон Виттофт.

Орловско-витебская, двинско-витебская, риго-двинская и митавская дороги окончательно слиты в одну риго-орловскую линию, управление которой находится в Риге.

Происшествия в Брянском уезде:

― В ночь на 6е мая в деревне Дубровке у крестьянки Захаровой похищена лошадь, стоящая 60 р. Виновный разыскан.

― В селе Слободище 11го мая у землевладельца Чернолутского от неисправности дымовых труб сгорел дом, чем причинено убытку на 1.500 р. Дом застрахован был в брянском земстве в 1.000 р.

― 17го мая при пересылке денежного пакета на 1.500 р. из кассы центрального управления акционерного общества Мальцовских заводов в контору Радищенской стеклянной фабрики неизвестно кем совершена кража 500 рублей.

― 18го мая в селе Дятькове в церковном доме, в коем квартирует священник Протопопов, вследствие поджога неизвестно кем – произошел пожар, от которого сгорела вся надворная постройка, чем причинено убытка до 500 р. Сгоревшая постройка не была застрахована. 22го мая загорался самый дом в двух местах, но огонь вовремя был усмотрен и потушен.

― В ночь на 25е мая из Ивотской стеклянной фабрики акционерного общества Мальцовских заводов совершена кража одного куска рельса, стоящего рубль. Виновный разыскан.

Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра путей сообщения, в 28й день апреля сего года Высочайше соизволил разрешить правлению общества киево-воронежской железной дороги произвести в течение года со дня разреiения изыскания направления между прочими железнодорожными линиями и линии от станции Брянск льгово-брянской железной дороги до города Москвы. О таковом Высочайшем повелении князь Хилков уведомил Калужского губернатора для зависящих распоряжений о допущении командированных правлением названного общества лиц к производству означенного изыскания по Калужской губернии.

Калужское дворянство пожертвовало принадлежащий ему старинный дом, в котором, по местным преданиям, жила Марина Мнишек, для устройства в нем археологического музея. Вместе с тем ассигнована известная сумма на содержание штата музея, в пользу которого уже поступило не мало ценных предметов.

Хроникер Калужских Губернских ведомостей отмечает у себя «неприятный факт, который часто приходится наблюдать в местном соборе, да и не в одном соборе, а во всех церквах. Мы говорим о тех много мнящих о себе любителях пения, которые где бы они не стояли непременно начинают подтягивать, хотя тихо, как бы про себя,, но для стоящих рядом очень слышно – кто тенорком, кто баском, а кто даже и воображаемой им октавкой, назойливо мешая окружающим его слышать пение хора. Такие удивительные любители по большей части не подтягивают певчим и фальшиво и не в голос, ни сколько этим не смущаясь. Не только лицам, мало-мальски знакомым с правилами пения, но и просто любящим хорошее церковное пение (добавим – и благолепную церковную службу) всегда неприятно слышать во время пения хора тихие рулады подтягивателей певчим».

КАЛЕНДАРЬ-МЕСЯЦЕСЛОВ

БРЯНСКИЙ БАЗАР

ИЮНЬ

4 Нед. 2я по Пятид. (Глас 1й). Св. Митрофана, патриарха Константинопольского. Седмица 3я по Пятидесятнице.

5 Блаж. Константина, митрополита Киевского.

6 Прпмц. Архелаи, Феклы, Сосаны, прп. Иллариона.

7 Свщмч. Маркелла, еписк. Римского, мч. Феодота Анкирского.

8 Перен. мощ. велмч. Феодора Стратилата.

9 Мц. Феклы, Марфы и Марии, прп. Кирилла Александрийского.

10 Св. Вассиана, свщмч. Тимофея; мч. Александра и мц. Антонины.

Баранина 6 к.; ветчина копченая 12 – 14 к., провесная 10- 12 к. ф.; горох 2 – 3 к. ф., 60 – 90 к. п; грибы – к. ф., дрова 1 р. воз; жмаки – к. п. ; картофель 35 к. м. ; керосин 1 р. 25 к. п., 3 ½ к. ф. ; крупа гречневая 1 р. 15 к. – 1 р. 20 к. ; масло: гарное 18 – 24 к. ф., деревянное 30 – 32 к. ф., конопляное 4 р. 60 к. п., подсолнечное 5 р. 70 к. п. 15 – 16 к. ф. ; коровье топленое 30 к. ф., мука: пшеничная 1й сорт 1 р. 60 к., п., обрушная 68 к. п., обдирная 72 к. п., сеяная 100 к. р. ; мыло 1й сорт 9 к. ф., 2й сорт 8 к. ; мякина – к. м. ; мясо говяжье свежее 9 – 11 к. ф. ; овес 45 – 60 к. п. ; пенька – сырец 2 р. 60 к. – 2 р. 80 к. ; поросята – к. ; птица: гусь – к. ф., индейка – к., курица – к. шт., утки – р. пара; пшено 2 ½ — 3 к. ф., 90 – 1 р. 20 к. п. ; рыба: пластовая 8 – 12 к. ф., свежая: судак – к. ф. ; сало свиное 12 – 16 к. ф; сахар: головами 13 ½ к. ф., в розницу 16 к. ф. ; песок 13 к. ф. ; свечи стеариновые 23 – 24 к. ф. ; сельди: астраханские 6 ½ — 7 к. шт., голландские 10 – 15 к. шт. и 20 к. ф., крымские весовые 24 к. ф., шотландские 10 к. ф. ; солонина 6 – 8 к. ф. ; соль 30 к. п., 1 к. ф. ; семя конопляное – к. ; льяное – к. ; сено 35 – 45 к., тарань свежая (вобла) 2. 50 -2.75 к. сотня, соленая – к., сухая (карбованная) 1 р. 80 к. – 2 р. с., колодка (копченая) 25 – 35 к. десяток; телятина 6 – 8 к. ф., яйца 20 – 25 к. д.

error: Копирование запрещено!