q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

Свенск: Брянский Свенский монастырь 1288 – 1888.

Свенск: Брянский Свенский монастырь 1288 – 1888. Изд. 2е. – Брянск – Санкт-Петербург, 1888.

Свенский монастырь, одна из древнейших русских обителей, находится в четырех верстах от Брянска и расположен на возвышенном месте при реке Десне, на правом ее берегу, против речки Свини или Свени. О начале монастыря сего повествуется следующее: В лето 6796 (1288) благоверный великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей отчине, во граде Брянске, по Божию изволению ослеп очами, и услышав о чудесах и исцелении, бываемых от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Печерския и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских киевских – послал гонца своего в Печерский монастырь с милостыней о прошением об отпуске той чудотворной иконы для испрошения от нее исцеления; почему архимандрит Печерский, сотворив совет с братией, оный чудотворный образ отпустил в Брянск ла ладьях рекой Десной. «Сим образом пловущим им, говорится далее в сказании о сем – ста ладия на едином месте среди реки Десны; и егда послании рекоша: обляжем нощь сию в Свине реце, ладия пойде, и приставшее к берегу одесную страну – пребыша нощь ту. Егда же наутрие воставше пойдоша на ладию помолитися Пресвятей Богоодице – оныя (святыя иконы) не обретоша. Того ради, приехавшее за Десну реку, против реки Свини, пойдоша по горам, и обретшее Пресвятыя Богородицы образ стоящь на дубе велицем, между ветвями, послаша вестника к великому князю Роману Михайловичу исповедати чудо, бывшее от иконы Пресвятыя Богородицы, и тако великий князь, услышав о сем от вестника, собра весь священнический лик, и пойдоша пеши, идеже стояше Пресвятыя Богородицы образ». По молитве, великий князь Роман Михайлович прозрел, затем сняли с дерева чудотворный образ, и тут же вскоре «совершили» храм во имя Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Успения.

Предание гласит, что чудотворная Свенская икона писана преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев.  Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно возвестить Пресвятая Дева, коей правая стопа утверждается на особом малом камени или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятыя Девы при персях возседить Предвечный Младенец и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит Божественного Совего Сына обеими руками по месту Его опоясания. По обеим сторонам трона Владычицы на особый возвышениях стоят: с правой стороны преподобный Феодосий, а по левую сторону преподобный Антоний, печерские чудотворцы, оба со свитками в руках. Мерою чудотворная Свенская икона в вышину пятнадцать с половиною, а в ширину девять с половиною вершков.

С чудотворной иконы Божией Матери в Свенском монастыре есть список, очень древний, действительно современный явлению иконы. На этом списке, в свитке, держимом преподобным Феоодосием, при конце молитвы написано: «Окладывана в лето шесть тысяч семьсотное и девяносто шестое благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия в 26 день, на память Иоанна Богослова».

Со дня основания Свенской обители в 1288 году, в ней постоянно были начальниками игумены, а в 1680 году монастырь был возведен на степень архимандрии. Но начальники-архимандриты были в ней недолго: эта честь возобновилась спустя много лет, именно в 1847 году, и первым тогда архимандритом был Смарагд, за ним следовал Иерофей и ныне начальником монастыря состоит архимандрит Авраамий.

Высокое мнение о Свенской обители имели благочестивые цари наши. Неизвестно, в каком именно году поднята была в Москву чудотворная Свенская икона, но Грозный ведал о Свенском монастыре еще в 1560 году. Так, по кончине царицы Анастасии Романовны в 1561 году, он прислал сорок рублей денег на Свенский монастырь, велел поминать ее три раза в год и делать большие кормы братии: октября во второй день, на память свв. муч. Киприана и Иустины, октября в 28-й день, на память преподобной Анастасии Римляныни, и 7-го августа. А в следующем 1562 году, по брате своем, Юрии Васильевичу, государь прислал двадцать рублей. Да в том же году пожаловал государь царь и великий князь Иоанн Васильевич по князе Дмитрии Вишневецком вотчину в Белевском уезде, в Домогажской волости, в Друцком стану, сельцо Студениково, да шесть деревень. В 1565 году прислать царь по князе Василии Михайловичу Глинским (во иночестве Прокопии) пятьдесят рублей и столько же по князе Александре Трубецком (во иноцех Авраамии) в 1567 году. Грозный государь не забывал дома Пречистыя Богородицы и в других важных случаях свой жизни. Напр. в 1570 году пожаловал двадцать рублей по царице своей, великой княгине Марии; а в 1582 году прислал с Владимиром Загряжским сто рублей по сыне своем, царевиче, князь Иоанне Иоанновиче. Когда же угодно было Грозному поднять Свенскую чудотворную икону Божией Матери в царствующий град Москву, то по челобитью старца Иосифа Неелова пожаловал государь царь по царевиче Иоанне Иоанновиче в дом Пречистыя колокол благовестный большой в двести пудов весом, а по опальным пожаловал много разных богатых икон и денег, в другой раз, тоже по царевиче Иоанне Иоанновиче, пожаловал восемьдесят рублей и колокол весом в сорок пудов. Отпуская чудотворную Свенскую икону Божией Матери из Москвы обратно в обитель, «приложил благочестивый государь царь к чудотворному образу Пресвятыя Богородицы корону золоту с каменьем и жемчюги, да цату золоту с каменьем и жемчюги, да к Спасову образу цату-ж золоту с каменьем и жемчюги, да к чудотворцем ко Антонию и Феодосию две цаты золоты с каменьем и жемчюги»; и прислал со старцем Иосифом «сто рублей в монастырь, да семь рублей братии на поручную милостыню». Кажется, еще до поднятия чудотворной иконы в Москву, Грозный царь указал строить в Свенске каменные церкви. И построено было два храма. Впоследствии, однако, обе эти церкви много потерпели от нашествия неприятелей, причем особенно выдающиеся годы были 1583 (Литва),1607 (самозванец) и 1664 (крымские ратные люди).

Позднейшие судьбы Свенской обители не менее любопытны, но представляют исключительно местный интерес, почему мы и опускаем их. Отметим, впрочем, что великий Преобразователь не однажды посещал Свенский монастырь, и на время пребывания его была устроена особая каменная келья,  коей на одной стороне поставлен был иконостас. Во время пребывания сего государя в Свенске дано было знать ему, что гетман Мазепа изменил. «Посему изволил он, государь, отправиться к Полтаве, и получа над врагами победу – обратно заезжал и служил молебен».В этой колье есть старинный портрет Петра I, который, по общему признанию, оставлен здесь государем на память его пребывания. Впоследствии келья эта называлась «келарскою». Домик великого Преобразователя в последнее время реставрирован.

Кроме старинных церквей, в монастыре есть собор, построенный, по плану и фасаду графа Растрелли, на средства, дарованные Императрицей Елисаветой Петровной. Храм строили в течение десяти лет, и благословенная грамота на освящение церкви выдана была от Святейшего Синода 16 декабря 1758 года. Возведению храма много способствовало усердие бывшего настоятеля монастыря, иеромонаха Луки, любившего дом Пресвятой Богородицы. И до сих пор в Свенске есть его память: большой благовестный колокол в обители носит такую надпись: «Божиим поспешеством в благополучное государствование благочествиейшия Великия Государыни Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския, вылит сей колокол в Новопечерскую Свенскую обитель за бытность в Киево-Печерской лавре преподобнейшего отца архимандрита Иосифа Оранского, тщанием тоя-ж обители наместника иеромонаха Лукы с братиею, присланным с Москвы от колокольного заводчика Константина Михайлова сина Слизова майстром (мастером) Афанасием Прохоровим 1749 году месяца мая 22 дня. А весу в сем колоколе 300 пуд».

Самое замечательное в этом храме Успения – величественный иконостас, из типа так называемых «полных». Согласно преданиям и постановлениям церкви, эта преграда должна отделять собственно храм (молящихся) от другой его части – αβάτον (adytum), и вот как главнейшая мысль выражена в сем иконостасе. Верхний гребень его венчается изображением Распятого Спасителя. Прямо под ним – Бог Сил (Саваоф),являющий в лоне Своем Духа Святого: с обеих сторон поклоняются Ему праотцы или патриархи, бывшие до закона, до времени Моисея. Это церковь предзаконная. Еще ниже изображение Богоматери (в данном случае Печерской Свенской, но может быть «Знамение», и т. п), а по сторонам ее пророки, держащие в руках свитки своих пророчеств, относящихся до Мессии. Это церковь подзаконная или ветхозаветная. Далее, тябло ниже – изображение Иисуса Христа в виде Великого Архиерея, в полном облачении епископа; здесь по сторонам апостолы, внизу их двунадесятые праздники, для воспоминания и чествования важнейших событий, описанных в Евангелии. Это церковь новозаветная. Наконец самый нижний ряд иконостаса содержит еще другие изображения: таково Благовещение на царских вратах, Тайная Вечеря, и проч. На свенском иконостасе вместо последнего события представлено символическое его изображение: между Богоматерью и Саваофом помещена плащаница с пречистым Телом Господа, пришедшего «заклатися и датися в снеде верным».

Одну из редкостей Свенского монастыря составляет «игуменское место», относящееся к XVI или XVII веку. Известно, что в старину русские резчики и токари делали, между прочим произведениями своего искусства, иконостасы, «царские столы» (престолы), скамьи, кресла, и даже вырезывали из дерева целые группы религиозного содержания. Находящееся в Свенском монастыре «игуменское место» можно назвать одним из самых лучших образцов древнерусского резного искусства. Кстати заметим, что обычай означать чем-либо царское, архиерейское и настоятельское место – весьма древний. В старинных монастырях и доныне существуют такие места, расположенные обыкновенно близ амвона. Настоятели монастырей становились на них в то время, когда не отправляли сами церковного богослужения.

Ризница обители в настоящее время не замечательна. Хотя и есть несколько древних облачений с шитыми оплечьями, унизанными жемчугом, крестами, и проч., но ризы эти по ветхости негодны к употреблению. Особенного внимания впрочем достойна, по древности, большая плащаница. В описи 1681 года о ней сказано: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром, по той же камке вышиты кругом слова: Не рыдай мене мати; положена кутнею зеленою». Не смотря на то, что плащаница обыкновенно не часто употребляется и хранится в особом ящике за стеклом, камка, на которой шиты образа, давно уже обветшала и уничтожена; а шитые образа с нее срезаны и пришиты к ному голубому штофу; но и этот штоф от давности пришел в ветхость. Кайма древняя со словами: «Не рыдай мене мати» — также уничтожена, и вместо нее пришита, другая тоже давнего изделия, с золотым шитьем на ней тропаря: «Благообразный Иосиф». В обители есть еще несколько серебряных вещей интересных по своему достоинству: таково евангелие с золочеными внутри бордюрами, в сребропозлащенном окладе, с разными большими дорогими камнями, сооруженное в обитель «от Иоанна Максимовича, наместника бывшего в Свенской обители, року 7191 (1683)». Два евангелия огромного размера, в серебряных окладах, стоящие ради благолепия на престоле в Успенском соборе: по тяжести своей они не могут быть употребляемы при священнослужении. Есть также несколько крестов между коими внимание обращает на себя крест серебряный, с таковым же подножием, с литым изображением пречистой плоти Христа Спасителя и херувимов. Крест сей стоит также на престоле в Успенском соборе, между вышесказанными двумя евангелиями.

Рукописных сокровищ нет: все это уничтожалось неприятелем. Осталось два-три синодика, но любопытные по составу, они тем не менее представляются лишь специальный интерес, для проверки родов и т. подобн. целей; рукописей же с общим характером, каковы наприм. сборники, жития разных святых, записи или вернее летописцы – нет.

В 1864 году при монастыре построен странноприимный дом или гостиница, деревянная, на каменном нижнем этаже. Останавливающиеся в этой гостинице довольствуются от обители хлебом, квасом, трапезною пищей, по возможности и прислугой, а в зимнее время отоплением и освещением безвозмездно. Этот странноприимный дом устроен от обители с помощию брянских граждан-благотворителей.

Из крестных ходов особенно замечателен бывающий 11-го августа, в память избавления города от нашествия галлов; затем духовные процессии совершаются 150го августа, 3-го мая и осенью, при перенесении службы из холодного собора в теплую церковь.

Нынешнее третье мая вышло особенно торжественно. К празднику прибыл из Орла владыка Симеон. Приехал он в воскресенье (1-го мая) с вечерним поездом, и после недолгого пребывания в Петровском монастыре, отправился прямо в Свенск, где был встречен архимандритом и всей монашествующей братией, причем совершена была краткая лития с провозглашением многолетия («и свенскому архимандриту Авраамию» — добавил при сем владыка, принимая крест от начальника обители). На другой день вечером, 2 мая, согласно порядку, утвержденному Святейшим Синодом, совершена была малая вечерня с пением параклисиса Пресвятой Богородице; служил настоятель монастыря архимандрит Авраамий с братией.

В 6 часов вечера начался благовест ко всенощному бдению, и преосвященный Симеон из настоятельских келий «со славою» вошел в теплый храм, в котором находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Вся церковь и двор монастырский уже были полны богомольцами, пришедшими на празднество. Кроме того, из города постоянно прибывали новые толпы их. Пред началом литии на средину храма вышел владыка Симеон в сослужении с архимандритом Авраамием, настоятелем Николаевского Одрина монастыря игуменом Феодосием и старшими иеромонахами. Двое из них сняли с обычного места чудотворную икону Божией Матери и стали с ней посреди церкви. По провозглашении протодиаконом первого прошения положенной на литии ектении, св. икону, в предшествии хоругвей, запрестольных икон, при пении стиха «Пресвятая Богородице, спаси нас!» понесли из храма. Народ сопровождал шествие с возженными свечами. Крестный ход направился к монастырскому собору, и обошел его вокруг, останавливался к монастырскому собору, и обошел его вокруг, останавливаясь для молитвы перед всеми сторонами. По внесении св. иконы в собор, она была поставлена на уготованном месте. Последовало окончание литии и благословение хлебов. Преосвященный вошел в алтарь и служба продолжалась уже в соборе. Пред пением «Хвалите имя Господне», преосвященный снова исходил из алтаря в полном архиерейском облачении для чтения пред иконой акафиста Пресвятой Богородице. После чтения евангелия, молящиеся подходили к чудотворной иконе, для лобызания ее, причем владыка знаменовал каждого освященным елеем.

По окончании всенощной отслужен был еще молебен Пресвятой Богородице. Богослужение окончилось за полночь.

На другой день с четырех часов утра началось служение ранних литургий, которых было совершенно в монастырских церквах две, и за каждой из них храмы были переполнены молящимися.

В восемь часов ударили в колокол к встрече крестного хода, шедшего из города в обитель. Встречен он был архимандритом Авраамием за святыми монастырскими вратами. После этого благовест продолжался к поздней литургии. Преосвященный паки «со славой» прошел в собор. По облачении его в архиерейские одежды, начался молебен Божией Матери, и крестный ход со святой ее иконой пошел вокруг монастырской стены. Как и накануне, он останавливался на всех четырех сторонах для обычного краткого молебствия. Трогательно было видеть, как молящиеся спешили срывать траву и цветы с того места, на котором останавливались со святой иконой, и уносили это с собой.

По окончании крестного хода начались часы и затем божественная литургия. После заамвонной молитвы владыка произнес народу поучение. Сказав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, происшедшем назад шестьсот лет, епископ указал на то, как много в течение этих шести столетий было проявлений действия благодати Божией чрез сию св. икону, объяснил что требуется от каждого из нас, чтобы и для себя получить при нужде благодатную помощь Заступницы рода христианского, и закончил поучение молитвой к Господу Вседержителю, положившему во власти своей времена и лета, дабы Он благословил венец наступающего семисотлетия существования Свенской обители, да и в это и последующее время не оскудеют чудеса от иокны Покровительницы монастыря, но да приумножаются к славе Божией и на пользу всем православным христианам.

После обедни совершен был благодарственный молебен с провозглашением многолетия.

Городскому голове города Брянска передана была копия иконы Пресвятой Богородицы «Свенския-Печерския», коею монастырь, в знак свое признательности брянским гражданам за помощь, оказываемую обители в ее нуждах, благословлял городское общество. Икона сия должна быть поставлена в брянской городской управе.

После сего начался крестный ход. Из собора он направился в келью Императора Петра I. По внесении туда икон, начался молебен с водосвятием, после которого келья была окроплена св. водой как внутри, так и извне. Потом была лития о упокоении Благочестивейшего Государя Императора Петра Первого, кончившаяся провозглашением вечной памяти великому Монарху.

Из кельи крестный ход последовал к часовне, построенной на месте явления иконы Божьей Матери. По обнесении иконы вокруг часовни, совершенно молебствие Пресвятой Богородице с молитвой Ей, прочитанной преосвященным Симеоном при общем коленопреклонении. Затем владыка осенил всех предстоящих чудотворной иконой Богоматери. По провозглашении вечной памяти благоверному князю Роману Михайловичу, крестный ход направился к собору.

Богослужение кончилось к трем часам.

Приглашенным на празднество, а также пришедшему с крестным ходом из города духовенству предложен был чай и затем обеденный стол, за которым провозглашены были здравицы за Государя Императора, за епископа Симеона, настоятеля монастыря архимандрита Авраамия и за всех чтителей святой обители.

По окончании трапезы присутствовавшим розданы были на память о торжестве виды Свенского монастыря, Краткое повествование об основании обители и ее истории и деревянные ложки с соответствующей торжеству надписью. Народу же в течение дня раздавались Троицкие листки.

В шестом часу из монастыря крестный ход направился в Брянск со св. иконой. Во время следования городом, военная музыка Дорогобужского полка исполнила гимн «Коль славен наш Господь», и самый полк стоял шпалерами по пути хода, начиная от Орловской заставы вплоть до Успенской церкви (Нижнего Николы).

По прибытии крестного хода в собор началась всенощная. Литию преосвященный Симеон совершил вне храма, а за всенощной владыка прочел акафист Пресвятой Богородице и в положенное время совершил елеопомазание подходивших к лобызанию чудотворной иконы.

На другой день (4 мая) в брянском соборе совершена была литургия, и по окончании ее крестный ход отправился на торговую площадь. Здесь были расположены войска. По поставлении икон на уготовленное место, начался молебен, длившийся около часу. После окончании его владыка обошел войска, кропя воинов св. водой. На память о торжестве  народ с благоговением разобрал все ветви от елок, которыми уставлены были места для помещения икон. Женщины, дети и старики – наперерыв старались получить себе хотя небольшую ветвь ельника.

Крестный ход возвратился в собор, с крыльца коего владыка осенил народ чудотворной иконой.

Икона Свенской Богоматери оставалась в городском соборе до вечерень, когда с крестным ходом она отнесена обратно в обитель.

Так кончилось торжество явления иконы Свенской Богоматери, привлекшее в Брянск и монастырь необыкновенное число желавших поклониться святыне.

***

Множество странников, обычно, из года в год посещающих излюбленные ими святые места, направляясь главнейшее в Киев – редко минуют издревле славный Свенск, Петровский монастырь и Белые Берега (пустынь возле Брянска с чудотворной иконой Троеручицы Божией Матери). Пешком идущие, по обещанию, за несколько тысяч верст, благочестивые паломники останавливаются по пути в обителях наиболее чтимых, и здесь, проводя некоторое время в отдохновении, говеют и приобщаются св. Таин.

Кстати будет упомянуть, что в Петровский монастырь, находящийся на окраине Брянска (обитель более древняя, чем Свенск), притекают странники ради чудотворной иконы Казанской Богоматери и двух резных изображений: Параскевы великомученицы и святителя Николая Чудотворца (так называемый Никола Можайский или Ратный). Оба изображения эти, в малый рост человека, находятся в часовне над входом в храм и стоят по сторонам Распятия. Здесь же, в этой часовне, есть другой резной образ св. Николая Чудотворца, некогда бывший в брянской Успенской церкви (Нижний Никола). Изваяние это из дерева, грубое, как бы вытесанное прямо из обыкновенной доски, и от времени уже пострадавшее. Вставлено оно в деревянный створчатый киот (складень), сверху коего на гребне Саваоф, а по сторонам святителя на подзоре: справа – Иисус Христос, подающий Евангелие, слева – Богоматерь с омофором; тут же по бокам надпись: «Святый Николае». Мерой икона в вышину с небольшим поларшина, а шириной внизу вершков пяти. Раскраска изваяния и живопись на дверцах (створах) самого простого характера. Перенесение сего образа из Успенской церкви в Петровский монастырь составило целое событие, и вот как читается о сем в записи на одной из церковных книг Нижнего Николы: «1760 году генваря в 10 день, по указу его преосвященства Тимофея, митрополита московского и севского, вынесен святый и многочудесный резной образ великого святителя и чудотворца Николая в Петровский монастырь и поставлен в церкви, что на вратех. И как оный святой образ выносили, то города Брянска христолюбивые народи, имевшие несумненную веру к нему, угоднику Божию, и чествуя реченный образ, стекошась бесчисленна народу, непостыдно сказати даже до ссущаго младенца, и имели неутешный плач и жалость. А оный святой образ имелся быть в церкви Николая Чудотворца, что в Нижней слободе – не менее дву сту лет ибо до того еще времени, как неприятель был под Брянском литовский, называемы Пац». Более чем вероятно, описываемая икона пользовалась не только обычным, а почему либо и суеверным почитанием: лучшим доказательством сего служить немой свидетель – остаток сургучной печати внизу евангелия, что держит Николай Чудотворец, и знаки коей сохранились до настоящего времени. Древность иконы, относимая записью к XVI или быть может еще позднему веку – весьма сомнительна однако, если надпись на ней не реставрирована. Теперь икона не вызывает к себе прежнего поклонения, и внимание богомольцев привлекает здесь кроме главной святыни – Никола Ратный и Пятница-Параскева, подобно тому как в Свенске особым уважением пользуется темничный образ Христа в часовне у святых ворот в обитель.

error: Копирование запрещено!