q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Судебные дела П. Н. Тиханова

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 777. Оп. 1. Д. 12. Лл. 1-8.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ БРЯНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

по обвинению П.Н.Тиханова в насильственных действиях против крестьянина А.Волкова 7 сентября 1895 г. Брянск.

По указу Его Императорского Величества
1895 г. сентября 7 дня Городской судья 2 участка г. Брянска, разобрав уголовное дело по обвинению Афонасием Ивановым Волковым Павла Никитича Тиханова в насильственных действиях

Обстоятельства дела.

В поданном 31 августа 1895 г. прошении крестьянин Афонасий Иванов Волков изложил, что 26 августа сего года дворянин Павел Никитич Тиханов без всяких причин нанес оскорбление действием, схватив за шею так сильно, что Волков от давление пришел в безсознательное состояние и затем обругавши неподобными словами без расчета  прогнал с работы, а потому ссылаясь на свидетелей малообщих Волков просил привлечь Тиханова к ответственности по 134 и 142 ст. Мир. Чет.

В свою очередь коллежский секретарь Павел Никитич Тиханов подал прошение в коем изложил, что кр. (крестьянин  — авт.) Афонасий Иванов Волков договорившись сделать в доме его некоторый ремонт, затянул таковой до 29-го августа и в этот день Волков своим в высшей степени дерзким и возмутительным обращением довел его до того, что он, Тиханов, вынужден был отказать Волкову от работы.

Тиханов просит с Волковым поступить по 1311 ст. Чет. о. Наказ.

При разборе дела обвинитель Волков подтвердил жалобу и просит с виновным поступить по закону.

Обвиняемый Тиханов не признал себя виновным в насилии против Волкова, что Волков обязанный окончить работы перестройке его дома к 15 августа с.г. стал к нему относиться весьма неуважительно, поворачиваясь к нему спиной и иногда даже не сымать шапки и не приветствовать его как хозяина – и вот с систематическим неуважением он относился до 29 августа, когда явились к нему во двор в возбужденном состоянии ответил ему на вопрос – когда же будут кончены работы – «У Вас семь пятниц на одной неделе и что же я по-вашему мошенник, что ли?» слова эти были произнесены Волковым в повышенном и оскорбительном тоне, тем более, что они были сказаны в присутствии других рабочих – солдатиков, тогда Он, Тиханов, взял за рукав Волкова и сказал в таком случае уйти вон, что ему не нужны его работы, но Волков конечно не ушел и продолжал оставаться во дворе (подчеркнуто красным карандашом); тогда он велел солдатам вывести Волкова, но те не исполнили его приказания; при этом обвиняемый прибавил, что дал Волкову 50 рублей в уплату за работы, а для правильного расчета за работы просил вызвать в качестве эксперта архитектора Николая Андреева Лебедева.

Поверенный обвиняемого Тиханова Н.И.Алпатов просил о допросе свидетелей Волкова и рассмотреть одновременно жалобы его доверителя, поддерживая обвинение по 1311 ст. Мир. Чет.

Свидетели, с предупреждением о присяге, показали:

  1. Андрей Станкевич – 29-30 Августа с.г. он был на работах по перестройке дома г.Тиханова, явился к работам рядчик Волков в первом часуво двор(подчеркнуто синим карандашом) продолжать еще не оконченные работы; к нему вышел хозяин Тиханов и стал разговаривать с Волковым относительно работы и после некоторого времени Тиханов заявил рядчику Волкову, что работы идут медленно, на это рядчик ответил, что не за ним остановка в работах (подчеркнуто синим карандашом); Тогда хозяин Тиханов подскочил к рядчику Волкову, схватив последнего за горло, начал душить прижав к стенке, и обратясь к нему, свидетелю (Станкевичу – К.Г.) сказал: «Помоги мне его вывести отсюда, но я ответил с какой стати я буду его выводить, если я получаю от него деньги», засим через десять минут (подчеркнуто красным карандашом) явились другие солдатики-рабочие и к ним тоже обратился Тиханов с предложением вывести Волкова, но те не согласились; затем этого Тиханов размахивая палкой (подчеркнуто красным карандашом) обратился ко всем и сказал «убирайтесь вон, я возьму других рабочих» и мы собрали свои документы и ушли.
  2. Герасим Колеинов – 30 августа с.г. в 1 час дня он шел вместе с товарищем с обеда на работы по перестройке дома Тиханова, не доходя до этого дома мы услышали шум икрик в доме(подчеркнуто красным карандашом) мы поспешили и когда вошли в переправляемый дом, то увидели, что хозяин дома Тиханов держит за глотку рядчика Волкова и прижимает к стене, увидя нас Тиханов пустил рядчика и обратился к ним (свидетелям – К.Г.) вывести Волкова вон, они не согласились это сделать и тогда Тиханов размахивая палкой прогнал всех с работ (подчеркнуто красным карандашом), говоря, что он наймет других рабочих; Он, свидетель, служит у Волкова 17 дней и за это время ни разу не видел никаких столкновений между хозяином и рядчиком и отношения рядчика к хозяину были хорошие; когда хозяин прогнал с работы, то рядчик сказал Тиханову «мы не пойдем, покуда не кончим работ (подчеркнуто синим карандашом);  Хозяин Тиханов ответил, что ему не нужны его работы и что он наймет других рабочих. После этого забрав инструменты ушли с работы.
  3. Козьма Кукарский – 30 августа в час дня – он возвращался с товарищами с обеда по работе в дом Тиханова, не доходя еще до дома, услышал крик в доме, придя туда увидел, что Тихановдержит за глотку рядчика Волкова и прижимает к стен, когда вошел в дом, то Тиханов освободил из своих рук рядчика Волкова(подчеркнуто красным карандашом) и предлагал вывести вон рядчика, он, свидетель, на это не согласился и хозяин Тиханов размахивая палкой выгнал всех рабочих с работ, а когда Волков сказал, что нужно кончить работы, то Тиханов заявил, что он наймет других рабочих и чтобы Волков убирался вон; тогда все рабочие собрали инструменты и ушли. Он, свидетель, служил у рядчика 12 дней и вот эти дни отношение между рядчиком и Тихановым были хорошие.

Свидетель Станкевич прибавил, что он служил на работе в дом Тиханова одну неделю и за это время отношения между рядчиком и хозяином были хорошие.

Поверенный обвиняемого Тиханова Алпатов заявил, что в деянии его доверителя на основании толкования Сената нет признания поступка предусмотренного 142 ст. Мир. Чет., а лишь заключается признание поступка, предусмотренного 133 ст. Мир. Чет. так как со стороны рядчика Волкова несомненно был повод, так по удостоверению свидетеля Станкевича между его доверителем и рядчиком вышли пререкания по поводу неаккуратности работы.

Обвиняемый Тиханов отрицает за собой всякую виновность, заявил, что в его деянии сказалось лишь право нанимателя к рядчику или рабочему, предоставленные ему законодателем и выразившееся в удалении рабочего, нанятого за неаккуратную работу и грубое обращение.

Городской судья, выслушав объяснения сторон и показания свидетелей, нашел:

  1. Что 30 августа с.г. в 1 час по полудни Коллежский секретарь П.Н.Тиханов разговаривая с рядчиком по перестройке своего дома крестьянином Афанасием Ивановым Волковым, между прочим заявил последнему, что работы идут медленно, на что Волков заметил, что не за ним остановка в работах, тогда обвиняемый Тиханов подскочил к рядчику Волкову, схватил его за горло и начал душить к стенке перестраиваемого дома, а затем обратившись к бывшему при этом свидетелю рядовому Андрею Станкевичу, сказал: помоги мне его, Волкова, вывести отсюда. После этого минут через десять, когда явились другие рабочие свидетели рядовые Кукарский и Колеинов, то обвиняемый Тиханов выпустив из своих рук Волкова, стал размахивать палкой и прогнать с работ рядчика Волкова вместе с рабочими.
  2. Имеются данные, удостоверенные показаниями всех свидетелей, допрашиваемых на судебном следствии, вполне устанавливают виновность обвиняемого Тиханова в самоуправстве, предусмотренном 142 ст. Мир. Чет. в силу ниже следующих соображений:

а. В предложении Тиханова вывести вон рядчика Волкова, обращенный к солдатам-рабочим, совершенно ясно цель его, Тиханова действий во что бы то не стало удалять рядчика Волкова из помещения где он подрядился и производил работы; и вот он идет к этой цели незаконным путем, путем насилия физического и грубого, предлагая при том находившихся тут же рабочим разделить с ним осуществление будто бы «предоставляемого ему законодателем права нанимателя к рабочему», как он об этом заявил в последнем своем слове на следствии.

  1. b. Обвиняемый Тиханов осуществлял свое «право» самоуправным насильственным образом хотя слишком был далек от состояния необходимой обороны или положения лица, защищающего свои права против угрожающей опасности, так как неаккуратность работ со стороны рядчика Волкова, если таковая имела место, могла иметь за собою лишь последствия гражданского иска, с которым обвиняемый Тиханов мог обратиться к установленной власти (Реш. Угол. Касс. ДжаСената 1870 г. №486 по делу Шмидта и 1871 №147 по делу Волкова).
  2. c. Заявление обвиняемого Тиханова и ходатайство о привлечении Волкова к ответственности по 1311ст. Мир. Чет. не заслуживает уважения, так как оно не только ничем не подтверждено, а напротив совершенно опровергается показателями всех свидетелей удостоверивших, что отношение рядчика Волкова к обвиняемому Тиханову были хорошие и между ними не было никаких столкновений, а посему в виду изложенного и принимая во внимание положение обвиняемого Тиханова, как представителя местной печати, от которого следовало бы ожидать более правомерное отношение к рядчику-рабочему и руководствуясь 200 ст. правил 29годекабря 1889 г. и 2п. 14п. 142 ст. Мир. Чет. приговорил:

Коллежского секретаря Павла Никитича Тиханова, виновного в проступке, предусмотренном 142 ст. Мир. Чет. подвергнуть аресту в местах для привелегированных на одну неделю; крестьянина же Афанасия Иванова Волкова по обвинению его в проступке предусмотренном 131 ст. Мир. Чет, признать по суду оправданным.

Приговор неокончательный.

 

АППЕЛЯЦИЯ П. Н. ТИХАНОВА В БРЯНСКИЙ УЕЗДНЫЙ СЪЕЗД

по обвинению его в насильственных действиях против крестьянина А.Волкова. 20 сентября 1895 г. Брянск

В Брянский уездный съезд коллежского секретаря П.Тиханова

 

Аппеляционный отзыв.

Недовольный приговором городского судьи 2го участка, состоявшегося 7го сего сентября по делу моему с крестьянином Волковым, имею честь обжаловать этот приговор в аппеляционном порядке и при этом объяснить следующее.

  1. Будучи вызван дерзким поведением Волкова, я вовсе не душил его, а после неоднократного отказа Волкова уйти из дома – лишь хотел вывести его, причем взял его руку. Чувствуя, что Волков  даже и из этого сделает целую историю (как оно действительно оказалось), я обратился к солдатам (рабочим П.Тиханова – К.Г.) вывести его. Таким образом душить и вместе звать посторонних быть свидетелями своего преступления – я не мог.
  2. Никакими неподобными словами я не ругал Волкова и от того, что я взял Волкова за руку, он в бессознательное, иначе в обморочное, состояние не впадал, что должным подтвердить свидетели жалобщика.
  3. Никакого самоуправства под Волковым я не чинил, а желая удалить, хотел осуществить свое право как хозяина дома, которого оскорбляют. Хотя, сознаюсь, мне не следовало трогать Волкова даже пальцем, зная, по рассказам его неспокойный характер.
  4. В доказательство того как вообще Волков производит работы и как он молчал с нанимателями буду иметь честь предоставлять (своих – К.Г.) свидетелей: У.Попова, правителя канцелярии воинского начальника Богуславского, архитектора арсенала Лебедева и мещанина Бугарина.
  5. Мотивами, отягчающие вину, судья приводит в своем приговоре мы положим как «представителя местной печати, от которого следовало бы ожидать более правильного отношения к рядчику-рабочим». На это [можно] возразить, что если судье угодно было […] меня как деятеля печатного слова, то он должен был оставаться в пределах издаваемой мною газеты, отнюдь не смешивая моего существенного положения, как публициста, с частного, домашнею жизнью.

Излагая это, покорнейше прошу серьезней рассмотреть дело по существу и признать меня невиновным в преступлении; в крайнем случае признать взаимность обид, причем, повторяю, я был вызван самим Волковым.

П.Тиханов

Брянск, 20 сентября 1895 г.

error: Копирование запрещено!