ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Государь Император, согласно положению комитета о службе чинов гражданского ведомства о наградах, Всемилостивейше соизволил во 2й день ноября 1896 года пожаловать начальнику дружины брянского вольно-пожарного общества 2й гильдии купцу И. Семенову — серебреную медаль с надписью: «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте.
ХРОНИКА
Два слова из жизни и печати в pendant к статье, помещенной в прошлом нумере.
Быть может, читатели помнят нашу заметку о том, что приходилось испытывать «Брянскому Вестнику» на первых его шагах. Нечто подобное в таком же жанре, именно в духе тех насекомых и гадов, что выползают из своих щелей и смрадных нор только затем, чтобы побеспокоить человека и причинить ему неприятность — произошло теперь с «Калужским Вестником».
«Еще накануне своего выхода в свет, читаем там — «Калужский Вестник» должен был выслушать массу инсинуаций, пущенных по его адресу. Более того, нарождающемуся органу печати пришлось вынести немало и оскорблений. Каждый старался бросить в него комок грязи. Тем не менее, газета вышла. Козни врагов «Вестника» рассыпались. Дорога была расчищена. Но враги «Вестника», собравшись с новыми силами, начали строить баррикады… Все, что могло затормозить дело развития газеты — было пущено в ход… и т. д., в этом роде.
В Брянске были пущены в ход другие стратегические приемы, но без сомнения, если бы выход газеты также стоял в зависимости от местного общества — пришлось бы испытать и «Брянскому Вестнику» такие же козни. Что до грязи, мифической брянской грязи — то ее тоже не занимать стать. Сколько, следовательно, нужно силы воли, чтобы отстоять право указывать тот «пушок на рыльце», о котором говорилось в прошлом нумере «Вестника».
До сих пор со столбцов газет не сходит процесс, косвенно возникший из разоблачений печати. Всем памятны также статьи, печатавшиеся в прошлом году в столичных и провинциальных газетах, где говорилось о подкупах гласных думы, причем приводились фамилии тех гласных и подлинный текст писем, при которых препровождались взятки. Брали всем, говорит одна петербургская газета: «брали не только деньгами, но и натурой», брали не только сережками, не брезговали и ста рублями. Брали, однако, «и по двести и по триста рублей, брали открыто и свободно, по совести»…
В этом подкуп гласных думы при проведении трамвая выступает, помимо существа дела, еще другой вопрос, говорит газета: «насколько мрачное разложение и грустное падение нравов в думе является не отдельным, обособленным фактом, а результатом целой системы порядка действующего строя городского хозяйства. Для каждого представляется ясно, что до тех пор, пока наши городские самоуправления будут вербоваться из одних худших в нравственном отношении элементов, пока цензом правоспособности будешь материальный достаток, пока доступ к городским делам не будет открыт для ума и образования — наши думы останутся очагом купечества, насаждающего в них позорный и беззастенчивые начала продажности».
Понятно, что такая речь не может нравиться.
Возьмем еще случай.
Несколько времени тому назад почти все газеты обошло известие о том, что саратовская дума, по словам местного листка, рассматривая вопрос о действиях городского головы по делу о сдаче городской земли под посев, большинством 15ти голосов против 4х признала эти дйствия неправильными.
«Как логическое последствие такого решения читаем в названной газете — явился вопрос: Проистекли ли от этого для города убытки? Большинство (15 против 5) ответило: да, проистекли. Следовал дальнейший вопрос: Нужно ли возбудить гражданский иск к городскому голове об убытках? Большинством 11ти против 8ми постановлено предъявить иск. Дальнейший вопрос: Наложить ли предварительно запрещение на имущество головы, представленное им как избирательный ценз — решен в утвердительном смысле (большинством 14 против 5). Поставлен был на баллотировку вопрос: Ходатайствовать ли пред губернатором о немедленном удалении головы от исправления им обязанностей и о назначении новых выборов в эту должность? И на этот вопрос дума ответила так же, как и на все предыдущее, причем большинство поднялось до 16 против 3. Последним был вопрос о подлоге. Дело в том, что объяснение городского головы по делу о сдаче земли на 1896й год, данное на запрос губернатора, оказалось далеко нетождественным с отпуском, оставшимся при делах управы, хотя и отпуск и объяснение помечены одним и тем же нумером. Об этом решено сообщить прокурору саратовского окружного суда для возбуждения преследования против лица, виновного в подлоге».
Иначе относятся и к делу городского хозяйства и к печати люди сознающие свое положение и значение прессы.
Казанский городской голова г. Дьяченко, в ответ на направленные против него «всевозможные толки, насмешки и нарекания» по поводу его медленности в деле сооружения народной аудитории, препроводил в местные же газеты следующее письмо:
«Так как замедление в выборе места для народной аудитории порождает в местной прессе всевозможные толки, насмешки и нарекания, направленные главным образом против меня, как инициатора этого дела, то считаю себя нравственно обязанным путем печати подробно разъяснить то действительное положение, в котором находится этот серьезный вопрос».
Следует изложение всей истории этого вопроса и подробное выяснение причин замедления в выборе места для аудитории.
«В заключение, говорит г. Дьяченко — я усерднейше прошу господ представителей прессы, в интересах лучшего и скорейшего осуществления столь сложного и дорого стоящего предприятия, как сооружение народного театра — не торопить меня и строительную комиссию с скорейшей постройкой, а напротив помочь нам спокойно высказываемыми разумными советами, указаниями и энергическим, несмолкаемым призывом, путем печати, к благотворительности на это доброе дело. Признавая всю важность и пользу от участия в сооружении народной аудитории вех лиц, коим дорого это учреждение, я покорнейше просил бы редакции казанских печатных органов прислать своих представителей для участия в строительной комиссии по постройке аудитории на правах равноправных членов, на что, конечно, я полагаю, изъявит согласие казанская городская дума».
Таково надлежащее отношение к печатному слову, единственно достойное общественного деятеля.
В заключение курьез все из той же области.
«Тифлисский Листок» рассказывает как производились городские выборы в городе Ленкорани. Дабы придать собранию особую торжественность, председатель пригласил на эти выборы 25 человек рядовых нижних чинов.
— Эй, ребята! — по словам названной газеты грозно закричал председатель: — осадите назад всех, а кто окажет ослушание, того выведите вон.
Первое «осаже» председатель учинил на местном корреспонденте, попросив его покинуть место собрания. Когд же корреспондент заикнулся было о том, что ведь присутствует же, мол, на собрании посторонняя публика, почему же ему… и т. д., то председатель отвечал:
— Являясь простыми зеваками, они (т.е. посторонняя публика) здесь без всякой цели, а вы, как сотрудник газеты, следя за моими действиями, наверное напишите в газету о происходивших здесь мелочах обличительную корреспонденцию, где буду фигурировать и я, что, говоря откровенно, вовсе мне нежелательно.
Одного только не сообразил председатель, что выгоняя корреспондента, этим самым он сам себя невольно заставил, как он выразился,»фигурировать» и сделать только то, что слух о нем пройдет по всей Руси великой.
У нас, в Брянске, как читателям известно, чуть не вчера на одном из заседаний благотворительного комитета заявлено было, что дебаты «попечительниц», их прения должны быть, конечно, тайные… До такой степени все еще сильно отвращение к гласности и так велика нелюбовь к печатному слову.
На этой, раз довольно, однако. Будем надеяться, что время и истинное образование изменят отношения общества к печати, главная задача которой, по выражению почтенного князя Н. Д. Голицына — быть «помощником Правительству как по выяснению нужд населения, поднятия его благосостояния, так и в борьбе с нежелательными явлениями.
—
На последнем заседании брянского отделения епархиального училищного совета заслушано:
- Доклад о. председателя отделения о пожертвовании помещиком А. Ф. Невиандтом 12 десятин земли в приходе села Алешни под второклассную школу и об ассигновании брянским земством 700 рублей на нужды церковно-приходских школ Брянского уезда.
О сих пожертвованиях своевременно было доложено епархиальному начальству; отделение же приносит жертвователям свою искреннюю благодарность.
- Поручено председателю и секретарю составление списка участковых оо. наблюдателей, с указанием, с какого и по какое время кто состоял в сей должности и какие получил по ней награды.
- Доложено об успешной и полезной деятельности учителя Рязанова, что и внести в наградной список.
- Предложение епархиального училищного совета о предоставлении в распоряжение отделения 750 р. на жалованье учителям второклассной школы села Фошни.
Деньги вручить о. казначею отделения, с тем, чтобы они были положены в сберегательную кассу и выдавались учителям помесячно. Законоучителем фошнинской школы назначить местного священника о. А. Никольского, и просить епархиальный училищный совет об утверждении его в сей должности.
- Предложение того же совета о занесении в наградной список священника о. Г. Введенского и учительницу школы грамоты П. Ф. Попову.
Принять предложение совета и занести означенных лиц в наградной список.
- Доклад о. председателя о заведении в школах Брянского уезда необходимых книг для записи школьного имущества, библиотек, и т. п.
Принять и исполнить.
- Доклад его же о заведении при школах Брянского уезда учительских библиотек по каталогу Тарнавского. — Принять и где возможно — исполнить.
- Согласно предложению попечительницы брянских воскресных школ, М. И. Баженовой — назначить учительницами сих школ: М. Ф. Будникову, В. А. Гильтебрандт и Н. А. Скиндер.
—
Земляные работы на втором пути между Орлом и Брянском по риго-орловской линии почти окончены. Весною будет приступлено к прокладке полотна.
—
Работы на вновь строящейся линии железной дороги, Москва — Брянск, как сообщает «Калужский Вестник», производились в следующих местах. В пределах Будской волости земляные насыпи и выемки от границы Вертенской волости до леса первого жиздринского лесничества, на протяжении всего 14 верст, почти окончены. На реке Митинке, находящейся в первом жиздринском лесничестве, производилась выемка земли под устои мостов; в этом же месте производилась кладка фундамента под казарму. Приготовлены фундаменты под три сторожевые бутки и на трех оврагах от села Дубровки до деревни Буды производились выемки земли под каменные устои для мостов. В пределах Зикеевской волости, от реки Песочни до леса Коншина, насыпь и выемки тоже почти окончены на протяжении 6ти верст, и в этом же месте приготовлено 5 фундаментов под сторожевые бутки и 1 под казарму. Па реке Песочне производилась с обеих сторон выемка земли и забивка свай для устройства моста в лесу Коншина и выложено два фундамента под сторожевые бутки. На земле крестьян деревни Озерской выемка и насыпь окончены на протяжении 5ти верст. В Оверовской и Озерской волостях близь села Усты и деревень Гололобовки и Cyдимира произведена насыпь и выемка земли на протяжении 67 верст. Леса все прорублены и корчевание пней окончено. Для всех мостов камень и цемент привезены на место, телеграфные столбы приготовлены и находятся на местах на протяжении 100 верст от Брянска. Все работы производятся от Брянска на протяжении 100 верст, не доходя 12ти верст до Сухинич. Подвозится кирпич и другие материалы для возведения вокзала и других построек. Всего на линии работало около 1.200 человек и около 500 лошадей. Рабочие набраны преимущественно из Киевской и соседних с нею губерний.
—
Недавно в газетах заявлен был факт, что евреи вместо посылки писем заказным порядком — отправляют их лишь оплаченными шестью копейками: по почтовым правилам, недостающее до полной оплаты корреспонденции взыскивается с получателя (адресата) вдвое. Таким образом, письмо в видах соблюдения казенного интереса, будучи зарегистрировано – непременно доходит по назначению, как бы рекомендованное, но всего только за восемь копеек. Что сказать, однако, об умышленной неоплате, пасквилей, рассылаемых с целью досадить или просто сделать неприятность? Такими милыми шутками, как нам сообщают, занимаются в Привокзальной слободе. Избежать этого конечно легко — не принимать неоплаченной корреспонденции, но тут подмывает любопытство — не пишет ли кто из родных или знакомых, у которого на тот раз не случилось марки, или, быть может, он по рассеянности позабыл наклеить ее? По легком размышлении, конечно, вручается письмоносцу доплата, и в результате по вскрытии конверта — пасквиль, грубая, циничная выходка какого-нибудь савраса или привокзального шалопая.
—
Во вторник, 26го сего ноября, в офицерском собрании имеет быть семейно-танцевальный вечер.
—
Орловский городской судья 3го участка, как сообщает Вестник, рассмотрев дело по обвинению торговца фруктами Асеева в продаже испорченного арбуза, приговорил Асеева к 50ти рублями штрафа.
—
На днях открыта железнодорожная ветвь, соединяющая Стародуб со станцией Унечи полесского пути.